Русская народная кукла в современном стиле
Оценка 4.8

Русская народная кукла в современном стиле

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
6 кл—11 кл
22.06.2020
Русская народная кукла в современном стиле
актуальность русской народной куклы сегодня
Русская народная кукла в современном стиле.docx

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение «Алтайский государственный колледж»

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Русская народная кукла в современном стиле

 

 

Проект подготовила:

Студентка группы № Т-901

Романенко Анастасия Александровна

Руководитель проекта:

Павлова Марина Владимировна

Отметка о допуске к защите:

Допущена

Итоговая оценка:

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

Паспорт проекта

Цель проекта: Изучить русское народное  творчество в области изготовления кукол, погрузиться  в духовную сферу, пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи:1. Изучить историю возникновения народной куклы.

2. Выяснить  современный процесс изготовления куклы.

3. Разработать план авторской куклы.

4. Подготовить проектный продукт – сшить куклу.

Дисциплина: История

Тип проекта: Творческий

Сроки реализации проекта:  1 год

Продукт проектной деятельности:  Кукла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1.История  возникновения русской народной куклы.

1.1 Виды куклы.

1.2 Особенности изготовления русской народной куклы.

1.3 Костюм куклы.

Глава 2. Современный процесс изготовления кукол.

2.1  Много ли людей занимаются изготовлением кукол?

Глава 3.О проектном продукте.

3.1 План по изготовлению куклы.

3.2 Процесс выполнения.

Заключение.

Глоссарий.

Список используемой литературы и информационных источников.

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. В наше время дети видят на прилавке магазина обычные куклы, которых в свою очередь очень много и все они одинаковые. Они сделаны на фабрике, не имеют индивидуальности и не несут тепла души их создателя. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети должны видеть не только игрушки сделанные роботами, но и игрушки, изготовленные своими руками с трепетом и любовью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История возникновения русской народной куклы.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми

праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает народная кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов. Сегодня интерес к народному творчеству

необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма. Русская кукла может многое рассказать о нашем народе. О его внешнем виде, о нарядах, о характере – о

таких чертах, как скромность, целомудрие, хозяйственность, доброта, трудолюбие. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был наполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам.

Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки наших далёких предков. Богат и разнообразен мир народной куклы. Ведь русский народ испокон веков на Руси трудолюбием славился и всегда старался приохотить, а не принудить к труду. Знали охота пуще неволи, а поэтому считали: пусть для детей «труд обернется, сначала нарядной своей стороной».

 Решались, таким образом, сразу несколько воспитательных задач:

1.Возбуждалась тяга, любовь к труду, интерес к творческим его сторонам;

2.Вырабатывалось терпение, внимание, выдержка, способность к большим напряжениям, преодолению себя;

3.Воспитывался эстетический вкус, который побуждал впоследствии доводить сделанное до совершенства.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

Русская народная кукла была индивидуальна для каждого. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. В игрушке, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть “молодухе”, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги- кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была принародно посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

1.1  Виды куклы

Виды народной куклы на Руси были следующие:

1. Обрядовые – изготавливали  для участия в обрядах.

2. Куклы-обереги - оберегали от разных напастей.

3. Игровые  народные  куклы  предназначались для забавы детям.

Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Почему так?

Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Считалось, что кукла – оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может ему повредить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать или заматывать. Используя разные приемы, изготавливали из тряпья куклы-обереги. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

До того как Русь приняла Православие, куклу считали священным предметом. В ней видели волшебную палочку – выручалочку, держали в доме как оберег от всего плохого. Считалось, будто она охраняет детей, хозяйство, урожай, дом. Было великое разнообразие кукол оберегов с забавными названиями.

1.2 Особенности изготовления русской народной куклы

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.

Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.

Часто нитки которые из ткани формировали основу куклы особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении справа налево обводился сзади по шее и замыкался на груди, в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание.

Важной особенностью, на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.

В украинских куклах «Мотанках» лицо также не изображали но и не оставляли его белым, мастерицы особым образом наматывали на лице куклы радужный крест который был символом солнца и являлся оберегом.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело сделанное во второй раз перечеркнет то что было сделано в первый.

1.3 Костюм куклы

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.

Какие же элементы входили в состав традиционного народного женского костюма? Современные исследователи выделяют два основных комплекса – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.

С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы, такие как сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку – повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.

В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от загрязнений, а в праздники передник служил дополнением костюму.

Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.

Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.

Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду, использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии, которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля, которая почитается особым образом так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля- цветы, птицы которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.


 

Глава 2. Современный процесс изготовления кукол.

Современное изготовление русских народных кукол очень отличается от прежнего. Стали рисовать полностью лицо, менять фигуру и строение куклы, и, конечно же, использовать ножницы и иголки при изготовлении куклы.

Очень жаль, что в большинстве магазинов на витрине не русские куклы, а куклы, которые пришла к нам из Америки. Их делают роботы и машины, они не имеют человеческой души и любви. К счастью, на свете есть потрясающие люди, которые занимаются изготовлением русских народных кукол. Это действительно была находка для меня, углубляясь в свой проект, я поняла, что на сегодняшний день русское народное творчество живо, продолжает расти и развиваться. Люди увлекаются не только изготовлением, но и продажей кукол. И делаю, они даже не для выгоды, а чтобы другие люди смогли увидеть эту красоту сделанную своими руками. Очень многим людям интересно это творчество и они с удовольствием приобретают изделие.

2.1 Много ли людей занимаются изготовлением кукол?

Я решила найти творческих людей, которые занимаются изготовлением русских народных кукол. Их оказалось очень много. Сегодня даже создаются сообщество в социальных сетях, где люди со всего мира могут делиться своим творчеством и обмениваться опытом с другими.

Так как таких людей очень много, я расскажу о трех из них, которыми я действительно заинтересовалась. Я пересмотрела много интервью этих людей, а с некоторыми даже встретилась и пообщалась на прямую.

1.                 Галина Масленикова, Москва. Как рассказывает Галина в интервью, куклы сопровождали ее с самого детства. По специальности она инженер, но в один момент она поняла, что это не ее вид деятельности и ушла с работы. С тех пор она уже 30 лет занимается куклами и творит в свое удовольствие.

2.                 Ольга Миронова, Санкт-Петербург. Ольга занимается куклами 11 лет. Прославилась своими творениями в русском народном стиле. Изготавливает не только кукол, но и предметы быта. Создала свой интернет магазин, где каждый сможет приобрести ее работу.

3.                 Татьяна Гладышева, 63 года, с. Павловск. Как рассказывает Татьяна, делать куклы ее научила бабушка. Именно таких кукол, русских народных, которые делаются из простого кусочка ткани. С тех пор Татьяна творит без остановки, придумывает и создает все новые и новые работы. Она знает все о куклах и как их изготавливать, будь это кукла-оберег или обычная игровая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. О проектном продукте

Моим проектным продуктом является кукла. За основу своего проектного продукта, я решила взять русскую народную куклу.

У моей куклы будут двигаться руки и ноги. Она сможет как сидеть, так и стоять. Кукла будет одета в русский народный костюм: однотонная белая рубаха и расписной народный сарафан. На голове куклы будет красоваться узорный кокошник.

Так как раньше кукол делали или безликими, или вместо глаз рисовали угольком маленькие черные точечки, я решила последовать этой традиции, сделать маленькие черные точечки вместо глаз. А чтобы добавить изюминку своей кукле, я сделаю легкий румянец на ее щечках.

Изготовленный проектный продукт я предлагаю применять в школах на уроках истории и технологии. Так же он будет полезен мамам и людям, которые интересуются рукоделием и ручной работой. По моим выкройкам каждый сможет сшить такую куклу. Она будет актуальна для людей всех возрастов, интересной игрушкой для ребенка, он сможет наглядно посмотреть и изучить русский народный костюм. А  для более старшего возраста, кукла будет являться талисманом и отличным декором любого дома.

3.1 План по изготовлению куклы

Чтобы изготовить свою куклу, мне потребуется план действий, которых я буду придерживаться:

1. Нарисовать визуальный рисунок куклы

2. Нарисовать выкройку основы куклы

3. Выбрать материал, из которого будет сделана кукла

4. Нарисовать одежду и ее выкройку

5. Выбрать материал для одежды

6. Изготовить куклу

Все нарисованные рисунки и выкройки вы можете посмотреть в приложении. Для основы куклы я решила взять трикотаж  и бязь. Голова будет изготовлена из трикотажа, потому что он приятен на ощупь и может легко растягиваться по всем направлениям. А само тело я сделаю из бязи, т.к. эта ткань не накапливает пыль, бактерии и статическое электричество, а так же хорошо отстирывается.

Что касается одежды куклы. Было два варианта:

1.     Рубаха с сарафаном

2.     Рубаха с юбкой или поневой

Я выбрала первый вариант, как мне кажется, это выглядит более эстетично.

Для рубашки я выбрала хлопок, так как он хорошо драпируется и при касании ощущается как теплая, мягкая, легко сминающаяся ткань. Для сарафана я выбрала габардин. Плотное особое плетение обеспечивает непревзойденную долговечность, способен хорошо сохранять форму. Так же к образу я добавила кокошник, чтобы кукла празднично выглядела. Он будет так же изготовлен из габардина.

3.2 Процесс выполнение

1. На бязи обводим  выкройки тела куклы, руки, ноги и голову.(рис.1,2)

  

                                Рис.1                                               Рис.2

2.Прошиваем на машинке по границам. (рис.3,4)

https://sun4-11.userapi.com/cFqV9GceCCZJY9C4qddN6xZ12XmTG2r9X9zjaQ/aNSuZTn5siw.jpg https://sun9-34.userapi.com/E4Mxh6jgaO26_4E-PxKrBFG8EVBdILEStZoxvA/2k-Ll1Kbn-Q.jpg

              Рис.3                                          рис.4

3.Вырезать данные заготовки ( рис.5,6)

 

https://sun9-28.userapi.com/aohABAsTPDFGwdBbv09dfD_cSgnQG1Ia02cn1g/S3sYGfEWL_E.jpg https://sun9-51.userapi.com/LPMHHoOXOwkEWqy7NaH6to98k7JW3_XCp4B_4g/vpSyeTRtqsc.jpg

                   Рис.5                                                Рис.6

4.Выворачиваем детали на лицевую сторону (Рис.7)

https://sun9-11.userapi.com/AHwQubVa_OJIlwqpFoQqAfw5N_coYJGglaMMOQ/mjOb8euf4qE.jpg

Рис.7

5.Набиваем детали синтепоном или холлофайбером (Рис.8,9)

https://sun9-48.userapi.com/A9k3g-_wGXEBQrhKv1vOVQmbG73U8lxSv60n1A/b0fywLonzWc.jpg https://sun9-59.userapi.com/f0-mOJEWU0XVuhqQRXfKXGVqGaoTk4TRkVE4mQ/NImA0rfEloc.jpg

                    Рис.8                                                    Рис.9

6.Рисуем детали обуви (рис.10)

https://sun9-56.userapi.com/sBPevfjpm_nxjHMEAhRWrt2wgMYq4vDPJXyqog/-Ty3QHABo1U.jpg

Рис.10

7.Вырезаем и склеиваем детали (рис.11,12)

https://sun4-17.userapi.com/ndhuWOSW82Kz6mp0N1uKqCdKTA3dyJ5df3kwYg/80bG51v59WQ.jpg https://sun4-12.userapi.com/h6QhqmnuByrOD4ewu1I6L3i0JX9KJskIKKM1wg/olJydV78kNY.jpg

                     Рис.11                                             Рис.12

8.Украшаем тесьмой (рис.13)

https://sun4-15.userapi.com/p6J2puLkz6aSulr1PQIp0dD8sXZ0C0s2NSwD3w/CPzRQNm2VYw.jpg

Рис.13

9.Пришиваем ноги к туловищу (рис.14,15)

https://sun9-50.userapi.com/-cXgdy07SKeweM_Mzt_vRIzpTf9UEdtIHmd8AA/4VjCcgxMmnM.jpg https://sun9-15.userapi.com/iMWkvBKpgeuTNekgmWu0cZSEP4v72VHbxAV1aw/y3fORTOgEO4.jpg

                                   Рис.14                                         Рис.15

10. Из трикотажа делаем деталь Г2 (*Ее можно найти в приложении) (рис.16)

 

 

 

 

https://sun9-25.userapi.com/Hr_2Y7UGXPx6fn5Gee_Q9MTHM19Np3PyDQyWnw/HIhshvpK0aE.jpg

                                                    Рис. 16

11. Прошиваем и вырезаем, одеваем на туловище (рис.17.18)

https://sun9-61.userapi.com/W975A4AkxqMkqO1EmK7DM7kD9gjRnnYyQ0VM-A/4RY6kJHeo1E.jpg https://sun9-46.userapi.com/GkqhJ6_dXWFgDqQwaiwBdK6fHEf4Gd9wMmm_xg/GVsdZDwDy_w.jpg

                     Рис.17                                                 Рис. 18

12. Одеваем голову и формируем шов (рис.19,20)

https://sun9-48.userapi.com/P3nrgFFYAcZtXKQCdcqmrzfJPgRmW_c3_rAjrg/XKxycYFzz9U.jpg https://sun9-24.userapi.com/tT4Te4NwPlIoSFXZSWxUmUVQpjL15_8Gt_NCcw/LwgJGXChoBU.jpg

                              Рис.19                                              Рис. 20

13. На руки одеваем уже предворительно сшитые рукава (рис.21,22)

https://sun9-57.userapi.com/QkqugQym8plevoDq7fA20317tjmNHRhLR0KT5Q/FVXABMm23ec.jpg https://sun9-43.userapi.com/_4HMGgtQvlhKzu-rLf-4zpQ7p0AdhX3GP2WgHw/92yoQ3Ypccg.jpg

              Рис.21                                                   Рис.22

14. Пришиваем руки к телу (рис.23)

https://sun9-7.userapi.com/zuvORCmzBO76CttR8GacgaKZV5gb3fnyRDpsAg/4pVmFsteYBw.jpg

Рис.23

15. Одеваем сарафан и украшаем тесьмой (рис.24,25)

https://sun9-40.userapi.com/lkHwBoqoBW6-O_rm_vY5wo7H0AF9B8fWHK41EA/qBIYq9NXPrU.jpg https://sun9-10.userapi.com/69EANYiINe9EE4IyZC_elZ9nM9e2Ezdg9mCu7g/1JDvOz_lqjc.jpg

                     Рис.24                                             Рис.25

16. Приклеиваем волосы и заплетаем косу (рис.26)

https://sun9-40.userapi.com/Y8saiXKPn5upq2ixKsPto5uIhE5G31r5Pf0uvA/C6k_iPnePcA.jpg

Рис.26

17. Нас картоне рисуем и вырезаем заготовку кокошника, обклеиваем ее габардином (рис.27)

https://sun9-52.userapi.com/APcl9TUJ1yXS14Niy3UZAsQBuBb4JepkE-9h6g/BtmSkjx7d30.jpg

Рис.27

18. Украшаем кокошник (рис.28)

https://sun9-10.userapi.com/6qaiOjeACG9Z96BBwSxXAg8RzX5h3PLcOy5tRA/97Zt-tD3TSE.jpg

Рис.28

19. Приклеиваем кокошник к голове (рис.29)

https://sun9-50.userapi.com/mYbQRD8mC1AlNStP_lNK8EWOJqHQVTonF-9d6w/Nw60fg5nEdg.jpg

Рис.29

20. Ставим черные точечки на месте глаз (рис.30)

https://sun9-16.userapi.com/h4QSdic38wEYFQNGSvAcIcntCG3KxT8o7Z1t6g/pDfHlHihZtM.jpg
Рис.30

21. Наносим легкий румянец на щечки и наша куколка готова (рис.31,32,33,34)

https://sun9-37.userapi.com/vxupoe9qUPs6PXbLeFlhE5HP6OertKndodPyFg/W3ZYQP32eLw.jpg https://sun9-40.userapi.com/1iF5hnz0hq1QA74Htmm1kHQ6cP-hyEY8qdV4pA/fmr4JgUP_Lo.jpg

                                Рис.31                                       Рис.32      

https://sun9-3.userapi.com/K64ike9DBOjfvoXMmDM7Cp12YIE_gppynjs66A/Uc7LUs95ivo.jpg https://sun9-55.userapi.com/ycGhJ1-1EuC0tfuo-675fmY_6_1fHoQcEshxqg/uMHPsIplwpo.jpg

                   Рис.33                                           Рис.34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Кукла - одна из самых первых известных игрушек, почитаемая с глубокой древности и остаётся вечно юной до наших дней. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником. Народная кукла является прародительницей современной куклы.

Выполняя проект, я изучила историю возникновения русской народной куклы, виды и костюм. Узнала, как раньше делали кукол. Нашла людей, которые и в наше время изготавливают русские народные куклы по всем традициям. Я научилась планировать творческую работу, отбирать нужную информация, использовать разные возможности Google, общаться с интересными людьми, развила в себе навык шитья. Испытывала затруднения в редактировании текста, зарисовки выкройки и в просшивании деталей, но я справилась с этими трудностями и осталась довольна своей работой. Изготовив свою авторскую куклу, я вложила частичку своей души. Каждую деталь я делала с любовью.

Исследовав историю развития русской куклы, я считаю, что кукла является частью культуры русского народа, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик, поэтому знакомство с куклой позволит мне приобщиться к некоторым сторонам культуры русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

1.     Кукла - подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.

2.     Бязь - Хлопчатобумажная плотная ткань, грубый сорт миткаля.

3.     Трикотаж - вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани.

4.     Понева - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани.

5.     Хлопок - это широчайший круг материй на основе растительного волокна.

6.     Габардин - шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи .

7.     Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня  вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

8.     Фоамиран - это декоративный пенистый материал, применяемый в различных видах рукоделия. Имеет другие названия: пластичная замша, вспененная резина, ревелюр, фом ЭВА

Список используемой  литературы и информационных источников

1.Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007. - С. 137-154.

2.Дайн, Г. Л. Народная игрушка: искусство и технология: статьи / Г. Л. Дайн. - Челябинск, 2007. - 61 с.

3.Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 119 с.

4.Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котов. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.

5.Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. - Курган: Изд-во КГУ, 2002

6.Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками./ Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева. – М.: Изд-во Юрайт, 2009-112с.

7. История  народной куклы: сайт для школьников. – 2015 [Электронный ресурс].-URL:https://poisk-ru.ru/s10562t5.html( дата обращения: 11.03.20)

8. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологи ческих выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд.,перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «ИздательствоОникс», 2012. — 1376 с.

 


 

Приложение

Набросок куклы, идея (рис.1)

https://sun4-16.userapi.com/ibuSTS-oqkrkVw7uc-LzT0Zf6ur2TPjvNVC76A/EKoGkHk2JdE.jpg

Рис.1

Выкройка кокошника (рис.2)

https://sun9-55.userapi.com/gL2cA2uZXxcOF7YUrf_mBepFvUNO0aQ4xsTc-g/2r-Yzm0S7i4.jpg

Рис.2

Чертеж обуви (рис.3)

https://sun9-72.userapi.com/h91HmTOLgV2bubgENhbCxWmazi4UH5aGWu6JKQ/96qHZxL7pls.jpg

Рис.3

Крой сарафана (рис.4)

https://sun9-64.userapi.com/yzeDB5tZA13cwcdFMXld9uLgPPz37HMnNHRzVQ/PADCVtEDxyk.jpg

Рис.4

 

Идея и выкройка рубахи (рис.5)

https://sun9-8.userapi.com/dzqYUgPNNC-D8rX_GcuOl6pczvdhubgIUGxFTg/GT2bBbQkh8Y.jpg

Рис.5

Детали куклы (рис.6)

https://sun9-3.userapi.com/oSQQ_A8aE9aSRCuSMjES6eMuTOqrstqu0YadKQ/jf7gmdGDj_w.jpg

Рис.6

Деталь Г2 (рис.7)

https://sun9-30.userapi.com/JiRJ7bqH3wjX1E1R6PUb2tnlE3OsYA08uAj9gA/_Ng6tBWqmbc.jpg

Рис.7

Готовое изделие (рис.8,9,10)

https://sun4-15.userapi.com/vxupoe9qUPs6PXbLeFlhE5HP6OertKndodPyFg/W3ZYQP32eLw.jpg

Рис.8

https://sun4-10.userapi.com/Y8saiXKPn5upq2ixKsPto5uIhE5G31r5Pf0uvA/C6k_iPnePcA.jpg

Рис.9

https://sun9-40.userapi.com/1iF5hnz0hq1QA74Htmm1kHQ6cP-hyEY8qdV4pA/fmr4JgUP_Lo.jpg

Рис.10


 

Скачано с www.znanio.ru

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение «Алтайский государственный колледж»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение «Алтайский государственный колледж»

Паспорт проекта Цель проекта :

Паспорт проекта Цель проекта :

Содержание Введение Основная часть

Содержание Введение Основная часть

Введение Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой

Введение Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой

Глава 1. История возникновения русской народной куклы

Глава 1. История возникновения русской народной куклы

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья

Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни

Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни

Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов

Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов

Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание

Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание

Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом

Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом

Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля, которая почитается особым образом так как кормит и дает жизнь

Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля, которая почитается особым образом так как кормит и дает жизнь

Глава 2. Современный процесс изготовления кукол

Глава 2. Современный процесс изготовления кукол

Татьяна Гладышева, 63 года, с.

Татьяна Гладышева, 63 года, с.

Глава 3. О проектном продукте

Глава 3. О проектном продукте

А само тело я сделаю из бязи, т

А само тело я сделаю из бязи, т

Рис.3 рис

Рис.3 рис

Набиваем детали синтепоном или холлофайбером (Рис

Набиваем детали синтепоном или холлофайбером (Рис

Украшаем тесьмой (рис.13) Рис

Украшаем тесьмой (рис.13) Рис

Рис. 16 11. Прошиваем и вырезаем, одеваем на туловище (рис

Рис. 16 11. Прошиваем и вырезаем, одеваем на туловище (рис

Рис.19

Рис.19

Рис.23 15. Одеваем сарафан и украшаем тесьмой (рис

Рис.23 15. Одеваем сарафан и украшаем тесьмой (рис

Рис.26 17. Нас картоне рисуем и вырезаем заготовку кокошника, обклеиваем ее габардином (рис

Рис.26 17. Нас картоне рисуем и вырезаем заготовку кокошника, обклеиваем ее габардином (рис

Рис.28 19. Приклеиваем кокошник к голове (рис

Рис.28 19. Приклеиваем кокошник к голове (рис

Рис.30 21. Наносим легкий румянец на щечки и наша куколка готова (рис

Рис.30 21. Наносим легкий румянец на щечки и наша куколка готова (рис

Рис.33

Рис.33

Заключение Кукла - одна из самых первых известных игрушек, почитаемая с глубокой древности и остаётся вечно юной до наших дней

Заключение Кукла - одна из самых первых известных игрушек, почитаемая с глубокой древности и остаётся вечно юной до наших дней

Глоссарий 1. Кукла - подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений

Глоссарий 1. Кукла - подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений

Список используемой литературы и информационных источников 1

Список используемой литературы и информационных источников 1

Приложение Набросок куклы, идея (рис

Приложение Набросок куклы, идея (рис

Чертеж обуви (рис.3) Рис.3

Чертеж обуви (рис.3) Рис.3

Идея и выкройка рубахи (рис.5)

Идея и выкройка рубахи (рис.5)

Деталь Г2 (рис.7) Рис.7 Готовое изделие (рис

Деталь Г2 (рис.7) Рис.7 Готовое изделие (рис

Рис.9 Рис.10

Рис.9 Рис.10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020