Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
Оценка 4.7

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

Оценка 4.7
docx
27.09.2022
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
Технологическая карта "Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
Технологическая карта.docx

Тема : Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»   11.10.17

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван –царевич и серый волк»

Задачи: учить делить текст на части; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению; к народному творчеству

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;

познакомить с новыми словами;

формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.

Метапредметные:

Познавательные
развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок; 
развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
Регулятивные

формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

учить работать в паре, группе;

развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Личностные:

развивать интерес к чтению русских народных сказок;
развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок; 
сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
способствовать развитию интереса к учебной деятельности;
формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
развивать внимание, память, творческие способности;
развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального.

 

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы
деятельности

 

I. Организация начала урока

- Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза.     Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу. Я хочу, что бы вы сегодня  на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли   с новыми знаниями, впечатлениями и открытиями.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

 

речевая разминка

Дыхательная гимнастика
- На уроках чтения мы учимся и правильно читать,  и правильно говорить, поэтому выполним сначала дыхательную гимнастику.

- Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в легкие и сдунем перышко с руки.

Речевая разминка.
На плакате написана пословица

«Сказка – ложь, да в ней, добрым молодцам урок»

-Объясните значение пословицы

- прочитайте пословицу про себя;
- прочитайте пословицу тихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
- прочитайте с восклицательной интонацией;
- прочитайте с вопросительной интонацией

 

Принимают учебную задачу

II. Актуализация знаний

и умений в рамках проверки домашнего задания

 

На какие группы можно разделить русские народные сказки? Заполните таблицу на листочках. Задание №1

Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

 

 В сказках  и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

 

- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

-В какой сказке они встречаются?

– Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк.

Работают в паре

 

Слушают

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

 

 

III. Постановка цели урока

 

Сказка «Иван –царевич и серый волк» к какой группе относится? - Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? («Гуси лебеди», «Волшебное кольцо», «Баба Яга», «По щучьему велению», «Елена Премудрая», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Потому что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.

 

Формулируют ответы на поставленные

IV. Изучение нового материала.

 Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по содержанию прочитанного

 

 

Выборочное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

- Все ли слова вам понятны были, когда читали дома? Нет.

Значение каких слов вам непонятны?

-Что значит «не смыкать глаз»?

-Что значит « служить верой-правдой», «Пускать нехорошую славу», позариться, пуще, пеший

- Слово похитник от слова похищать, воровать.
Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.. 
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

 

Понравилась вам сказка?

– Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?

– Кто воровал яблоки?

– Как Иван повстречался с волком?

– Что предложил ему волк?

– Найдите и прочитайте в тексте, какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали к царю Афрону?
- На каких условиях царь Кусман пообещал отдать златогривого коня? Прочитайте.

– Что из этого получилось?

– Куда отправились Иван с волком дальше?

– Что ждало их в царстве Кусмана?

– Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня?

-Что запросил царь Кусман?

– Куда они отправились дальше?

– Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк?

– Украл ли волк Елену Прекрасную?

– Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу?

– Что задумали братья?

– Как опять волк помог Ивану?

– Как заканчивается сказка?

– Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?

– Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?

 

Определите, к каким героям относятся герои нашей сказки?

В сказках есть положительные  герои, отрицательные, герои-помощники, нейтральные

 

Диалог Ивана-царевича и царя Афрона;

Ивана-царевича и Серого Волка

 

– Почему вы решили, что волк добрый?

-Дайте характеристику волку.

– А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?

 

Задание №2

Перед вами пословицы, прочитайте  и выберите  только одну, которая подходит  к теме урока

Друзья познаются в беде.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Без беды друга не узнаешь.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Царю правда лучший друг.????

Чужому горю не смейся

 

Это – правая рука,                          Стало всё наоборот.

Это – левая рука.                          Слева – шумная дубрава,

Справа – шумная дубрава,                  Справа – быстрая река.

Слева – быстрая река…                   Неужели стала правой

Обернулись мы, и вот                                Моя левая рука?

 

Словарная работа

 

 

Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

 

 

 

 

 

– Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.

Слушают хорошо читающих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

 

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

 

 

Дети читают.

 

Дети читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Продолжение работы над темой.

Работа по картине В. Васнецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по картине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

 

Показ творческих детских работ «Жар-птица»

 

–Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов.

Послушаем небольшой рассказ об этом художнике.

Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине красивым художественным языком

– Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ.

– Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты.

– Какой фрагмент изобразил художник?

– Какое настроение передаёт эта картина?

– Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?

– Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде.

– Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете

Можно ли утверждать, что художнику удалось передать характер героев? Обоснуйте своё мнение.

 -Как Васнецов показал то, что волк  старается помочь Ивану-царевичу?

-Как сказано об этом в тексте? Прочитайте

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какое настроение испытываете вы, глядя на картину? Попробуйте составить небольшой рассказ по картине.Задание №3

 

Задание №4

Определите порядок волшебных событий, происходящих в сказке «Иван царевич и Серый волк», и обозначьте его цифрами:

• Сел Иван-царевич на него верхом, Серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.

• Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.

• Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу — раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.

 

 

Выполните тест

 

 

 

 

Какому сказочному герою из этой сказки мы посвятили урок технологии?  «Жар-птица»).

- Посмотрите, какая красочная , яркая, действительно волшебная  птица  у вас получилась.

Выполняют задания.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал).

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Вариант описательного рассказа по картине

(см. ресурсный материал).

 

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.

Умеют выделять в тексте сказки опорные слова и выражения;

— составлять рассказ по картине, используя план;

— давать характеристику героям сказки;

— определять правильный ход событий в сказке;

 

— соотносить пословицу и основную мысль сказки;

— давать характеристику

Смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий

VII. Итог урока. Рефлексия

 

Можно ли сказать, что Серый Волк — герой-помощник? Почему? Найдите подтверждение в тексте.

Чему научила вас эта сказка? Какие в ней мудрые мысли, какая будет мораль?

Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора? Помощь ближнему.

Сказка Иван Царевич и серый волк учит доброте и честности, наглядно показывает, как за труд (когда Иван царевич не спал ночь) исполняется задача; за добро платится добром (за съеденного коня серый волк помог ему); за зло и злом откликается (ситуация с братьями). В то же время в сказке народ показал, что не все в жизни достается только трудом и упорством – порой нужна хитрость и лукавство. Так жили в те далекие времена, так живем и сегодня.

 

– Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?

– Какой урок вы получили из этой сказки?

– А вы кому-то помогли на уроке и как?

– Оцените себя по лесенке успеха

 

Внимательно слушают.

 

 

 

 

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

Владеют навыками самоанализа

 

VIII. Домашнее задание

 

с. 50-59 пересказ, разделить текст на три части,(разгадать кроссворд)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ :

1.

б

е

р

е

н

д

е

й

 

2.

я

б

л

о

н

я

 

4.

к

л

е

т

к

у

 

5.

а

ф

р

о

н

 

3.

ж

а

р

-

п

т

и

ц

а

-

 

6.

к

р

е

п

о

с

т

ь

 

р

 

7.

у

з

д

е

ч

к

а

 

8.

к

о

н

я

 

9.

в

о

р

о

н

 

а

 

с

 

10.

п

о

к

л

о

н

и

л

с

я

 

11.

б

р

а

т

ь

я

 

я

 

 

По  горизонтали:  1. Имя царя, у которого было 3 сына.  2. Какое дерево росло в саду царя? 3. Кто клевал золотые яблоки в  царском саду?  5. Как звали царя, которому принадлежала жар-птица? 4. Что приказал не трогать волк Ивану-царевичу? 8. Что надо  было раздобыть  в царстве Кусмана? 6. Куда должен был ехать Иван – царевич за конём? 7. Что приказал волк не трогать Ивану- царевичу в царстве Кусмана? 9. Кто принёс   Серому Волку живую и мёртвую воду? 10. Как отблагодарил Иван-царевич волка? 11. Кто убил Иван-царевича?

По вертикали: У царя Долмата была дочь Елена ….

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема : Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» 11

Тема : Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» 11

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Три поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый)

Три поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый)

Беседа по содержанию прочитанного

Беседа по содержанию прочитанного

Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

VI. Продолжение работы над темой

VI. Продолжение работы над темой

Тест по сказке «Иван-царевич и

Тест по сказке «Иван-царевич и

VII. Итог урока. Рефлексия

VII. Итог урока. Рефлексия

ОТВЕТЫ : 1. б е р е н д е й 2

ОТВЕТЫ : 1. б е р е н д е й 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022