Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

  • docx
  • 27.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта "Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
Иконка файла материала Технологическая карта.docx

Тема : Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»   11.10.17

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван –царевич и серый волк»

Задачи: учить делить текст на части; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению; к народному творчеству

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;

познакомить с новыми словами;

формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.

Метапредметные:

Познавательные
развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок; 
развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
Регулятивные

формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

учить работать в паре, группе;

развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Личностные:

развивать интерес к чтению русских народных сказок;
развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок; 
сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
способствовать развитию интереса к учебной деятельности;
формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
развивать внимание, память, творческие способности;
развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального.

 

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы
деятельности

 

I. Организация начала урока

- Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза.     Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу. Я хочу, что бы вы сегодня  на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли   с новыми знаниями, впечатлениями и открытиями.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

 

речевая разминка

Дыхательная гимнастика
- На уроках чтения мы учимся и правильно читать,  и правильно говорить, поэтому выполним сначала дыхательную гимнастику.

- Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в легкие и сдунем перышко с руки.

Речевая разминка.
На плакате написана пословица

«Сказка – ложь, да в ней, добрым молодцам урок»

-Объясните значение пословицы

- прочитайте пословицу про себя;
- прочитайте пословицу тихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
- прочитайте с восклицательной интонацией;
- прочитайте с вопросительной интонацией

 

Принимают учебную задачу

II. Актуализация знаний

и умений в рамках проверки домашнего задания

 

На какие группы можно разделить русские народные сказки? Заполните таблицу на листочках. Задание №1

Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

 

 В сказках  и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

 

- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

-В какой сказке они встречаются?

– Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк.

Работают в паре

 

Слушают

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

 

 

III. Постановка цели урока

 

Сказка «Иван –царевич и серый волк» к какой группе относится? - Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? («Гуси лебеди», «Волшебное кольцо», «Баба Яга», «По щучьему велению», «Елена Премудрая», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Потому что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.

 

Формулируют ответы на поставленные

IV. Изучение нового материала.

 Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по содержанию прочитанного

 

 

Выборочное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

- Все ли слова вам понятны были, когда читали дома? Нет.

Значение каких слов вам непонятны?

-Что значит «не смыкать глаз»?

-Что значит « служить верой-правдой», «Пускать нехорошую славу», позариться, пуще, пеший

- Слово похитник от слова похищать, воровать.
Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.. 
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

 

Понравилась вам сказка?

– Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?

– Кто воровал яблоки?

– Как Иван повстречался с волком?

– Что предложил ему волк?

– Найдите и прочитайте в тексте, какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали к царю Афрону?
- На каких условиях царь Кусман пообещал отдать златогривого коня? Прочитайте.

– Что из этого получилось?

– Куда отправились Иван с волком дальше?

– Что ждало их в царстве Кусмана?

– Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня?

-Что запросил царь Кусман?

– Куда они отправились дальше?

– Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк?

– Украл ли волк Елену Прекрасную?

– Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу?

– Что задумали братья?

– Как опять волк помог Ивану?

– Как заканчивается сказка?

– Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?

– Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?

 

Определите, к каким героям относятся герои нашей сказки?

В сказках есть положительные  герои, отрицательные, герои-помощники, нейтральные

 

Диалог Ивана-царевича и царя Афрона;

Ивана-царевича и Серого Волка

 

– Почему вы решили, что волк добрый?

-Дайте характеристику волку.

– А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?

 

Задание №2

Перед вами пословицы, прочитайте  и выберите  только одну, которая подходит  к теме урока

Друзья познаются в беде.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Без беды друга не узнаешь.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Царю правда лучший друг.????

Чужому горю не смейся

 

Это – правая рука,                          Стало всё наоборот.

Это – левая рука.                          Слева – шумная дубрава,

Справа – шумная дубрава,                  Справа – быстрая река.

Слева – быстрая река…                   Неужели стала правой

Обернулись мы, и вот                                Моя левая рука?

 

Словарная работа

 

 

Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

 

 

 

 

 

– Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.

Слушают хорошо читающих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

 

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

 

 

Дети читают.

 

Дети читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Продолжение работы над темой.

Работа по картине В. Васнецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по картине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

 

Показ творческих детских работ «Жар-птица»

 

–Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов.

Послушаем небольшой рассказ об этом художнике.

Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине красивым художественным языком

– Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ.

– Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты.

– Какой фрагмент изобразил художник?

– Какое настроение передаёт эта картина?

– Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?

– Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде.

– Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете

Можно ли утверждать, что художнику удалось передать характер героев? Обоснуйте своё мнение.

 -Как Васнецов показал то, что волк  старается помочь Ивану-царевичу?

-Как сказано об этом в тексте? Прочитайте

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какое настроение испытываете вы, глядя на картину? Попробуйте составить небольшой рассказ по картине.Задание №3

 

Задание №4

Определите порядок волшебных событий, происходящих в сказке «Иван царевич и Серый волк», и обозначьте его цифрами:

• Сел Иван-царевич на него верхом, Серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.

• Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.

• Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу — раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.

 

 

Выполните тест

 

 

 

 

Какому сказочному герою из этой сказки мы посвятили урок технологии?  «Жар-птица»).

- Посмотрите, какая красочная , яркая, действительно волшебная  птица  у вас получилась.

Выполняют задания.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал).

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Вариант описательного рассказа по картине

(см. ресурсный материал).

 

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.

Умеют выделять в тексте сказки опорные слова и выражения;

— составлять рассказ по картине, используя план;

— давать характеристику героям сказки;

— определять правильный ход событий в сказке;

 

— соотносить пословицу и основную мысль сказки;

— давать характеристику

Смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий

VII. Итог урока. Рефлексия

 

Можно ли сказать, что Серый Волк — герой-помощник? Почему? Найдите подтверждение в тексте.

Чему научила вас эта сказка? Какие в ней мудрые мысли, какая будет мораль?

Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора? Помощь ближнему.

Сказка Иван Царевич и серый волк учит доброте и честности, наглядно показывает, как за труд (когда Иван царевич не спал ночь) исполняется задача; за добро платится добром (за съеденного коня серый волк помог ему); за зло и злом откликается (ситуация с братьями). В то же время в сказке народ показал, что не все в жизни достается только трудом и упорством – порой нужна хитрость и лукавство. Так жили в те далекие времена, так живем и сегодня.

 

– Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?

– Какой урок вы получили из этой сказки?

– А вы кому-то помогли на уроке и как?

– Оцените себя по лесенке успеха

 

Внимательно слушают.

 

 

 

 

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

Владеют навыками самоанализа

 

VIII. Домашнее задание

 

с. 50-59 пересказ, разделить текст на три части,(разгадать кроссворд)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ :

1.

б

е

р

е

н

д

е

й

 

2.

я

б

л

о

н

я

 

4.

к

л

е

т

к

у

 

5.

а

ф

р

о

н

 

3.

ж

а

р

-

п

т

и

ц

а

-

 

6.

к

р

е

п

о

с

т

ь

 

р

 

7.

у

з

д

е

ч

к

а

 

8.

к

о

н

я

 

9.

в

о

р

о

н

 

а

 

с

 

10.

п

о

к

л

о

н

и

л

с

я

 

11.

б

р

а

т

ь

я

 

я

 

 

По  горизонтали:  1. Имя царя, у которого было 3 сына.  2. Какое дерево росло в саду царя? 3. Кто клевал золотые яблоки в  царском саду?  5. Как звали царя, которому принадлежала жар-птица? 4. Что приказал не трогать волк Ивану-царевичу? 8. Что надо  было раздобыть  в царстве Кусмана? 6. Куда должен был ехать Иван – царевич за конём? 7. Что приказал волк не трогать Ивану- царевичу в царстве Кусмана? 9. Кто принёс   Серому Волку живую и мёртвую воду? 10. Как отблагодарил Иван-царевич волка? 11. Кто убил Иван-царевича?

По вертикали: У царя Долмата была дочь Елена ….