Тема : Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» 11.10.17
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван –царевич и серый волк» |
|||||
Задачи: учить делить текст на части; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению; к народному творчеству |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»; познакомить с новыми словами; формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству; научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев. |
Метапредметные: Познавательные формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки; формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей. Коммуникативные учить работать в паре, группе; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
|
Личностные: развивать интерес к чтению русских народных сказок;
|
|||
Ход урока |
|||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности
учащегося действия) |
Формируемые
способы
|
||
I. Организация начала урока |
- Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу. Я хочу, что бы вы сегодня на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли с новыми знаниями, впечатлениями и открытиями. |
Показывают готовность |
Организуют рабочее место
|
||
речевая разминка |
Дыхательная
гимнастика - Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в легкие и сдунем перышко с руки. Речевая
разминка. «Сказка – ложь, да в ней, добрым молодцам урок» -Объясните значение пословицы -
прочитайте пословицу про себя; |
|
Принимают учебную задачу |
||
II. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания
|
На какие группы можно разделить русские народные сказки? Заполните таблицу на листочках. Задание №1 Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
В сказках и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: 1." Красная Шапочка" -Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый). 2."Три поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый). 3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый) 4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый) - Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?
- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек: 1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный) 2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый) 3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый) - Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям) -В какой сказке они встречаются? – Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк. |
Работают в паре
Слушают |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы
|
||
III. Постановка цели урока
|
Сказка «Иван –царевич и серый волк» к какой группе относится? - Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему? 1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) 2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка) 3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? («Гуси лебеди», «Волшебное кольцо», «Баба Яга», «По щучьему велению», «Елена Премудрая», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».) |
Потому что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.
|
Формулируют ответы на поставленные |
||
IV. Изучение нового материала. Словарная работа
Беседа по содержанию прочитанного
Выборочное чтение
Чтение по ролям.
Физминутка |
- Все ли слова вам понятны были, когда читали дома? Нет. Значение каких слов вам непонятны? -Что значит «не смыкать глаз»? -Что значит « служить верой-правдой», «Пускать нехорошую славу», позариться, пуще, пеший - Слово похитник от
слова похищать, воровать.
Понравилась вам сказка? – Почему братья караулили сад с золотыми яблоками? – Кто воровал яблоки? – Как Иван повстречался с волком? – Что предложил ему волк? – Найдите и прочитайте
в тексте, какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали к царю Афрону? – Что из этого получилось? – Куда отправились Иван с волком дальше? – Что ждало их в царстве Кусмана? – Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? -Что запросил царь Кусман? – Куда они отправились дальше? – Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк? – Украл ли волк Елену Прекрасную? – Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу? – Что задумали братья? – Как опять волк помог Ивану? – Как заканчивается сказка? – Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка? – Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?
Определите, к каким героям относятся герои нашей сказки? В сказках есть положительные герои, отрицательные, герои-помощники, нейтральные
Диалог Ивана-царевича и царя Афрона; Ивана-царевича и Серого Волка
– Почему вы решили, что волк добрый? -Дайте характеристику волку. – А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?
Задание №2 Перед вами пословицы, прочитайте и выберите только одну, которая подходит к теме урока Друзья познаются в беде. Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Без беды друга не узнаешь. Умный себя винит, глупый - своего товарища. Худой мир лучше доброй ссоры. Царю правда лучший друг.???? Чужому горю не смейся
Это – правая рука, Стало всё наоборот. Это – левая рука. Слева – шумная дубрава, Справа – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Слева – быстрая река… Неужели стала правой Обернулись мы, и вот Моя левая рука?
|
Словарная работа
Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
– Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен. Слушают хорошо читающих учеников.
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту
|
Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Дети читают.
Дети читают.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
||
VI. Продолжение работы над темой. Работа по картине В. Васнецова
Беседа по картине
Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
Показ творческих детских работ «Жар-птица»
|
–Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». – Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. Послушаем небольшой рассказ об этом художнике. Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине красивым художественным языком – Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ. – Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты. – Какой фрагмент изобразил художник? – Какое настроение передаёт эта картина? – Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите? – Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде. – Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете Можно ли утверждать, что художнику удалось передать характер героев? Обоснуйте своё мнение. -Как Васнецов показал то, что волк старается помочь Ивану-царевичу? -Как сказано об этом в тексте? Прочитайте – Каким изображен Иван? – Какова Елена Прекрасная? – Какое настроение испытываете вы, глядя на картину? Попробуйте составить небольшой рассказ по картине.Задание №3
Задание №4 Определите порядок волшебных событий, происходящих в сказке «Иван царевич и Серый волк», и обозначьте его цифрами: • Сел Иван-царевич на него верхом, Серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. • Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки. • Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу — раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
Выполните тест
Какому сказочному герою из этой сказки мы посвятили урок технологии? «Жар-птица»). - Посмотрите, какая красочная , яркая, действительно волшебная птица у вас получилась. |
Выполняют задания. Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал).
Отвечают на вопросы.
Вариант описательного рассказа по картине (см. ресурсный материал).
|
Умеют слушать в
соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и
задачу. Умеют выделять в тексте сказки опорные слова и выражения; — составлять рассказ по картине, используя план; — давать характеристику героям сказки; — определять правильный ход событий в сказке;
— соотносить пословицу и основную мысль сказки; — давать характеристику Смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
||
VII. Итог урока. Рефлексия
|
Можно ли сказать, что Серый Волк — герой-помощник? Почему? Найдите подтверждение в тексте. Чему научила вас эта сказка? Какие в ней мудрые мысли, какая будет мораль? Волк
добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы
думаете, какая главная мысль темы нашего разговора? Помощь ближнему. Сказка Иван Царевич и серый волк учит доброте и честности, наглядно показывает, как за труд (когда Иван царевич не спал ночь) исполняется задача; за добро платится добром (за съеденного коня серый волк помог ему); за зло и злом откликается (ситуация с братьями). В то же время в сказке народ показал, что не все в жизни достается только трудом и упорством – порой нужна хитрость и лукавство. Так жили в те далекие времена, так живем и сегодня.
– Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? – Какой урок вы получили из этой сказки? – А вы кому-то помогли на уроке и как? – Оцените себя по лесенке успеха
|
Внимательно слушают.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
|
Владеют навыками самоанализа
|
||
VIII. Домашнее задание
|
с. 50-59 пересказ, разделить текст на три части,(разгадать кроссворд) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
||
ОТВЕТЫ :
1. |
б |
е |
р |
е |
н |
д |
е |
й |
|
||||
2. |
я |
б |
л |
о |
н |
я |
|
||||||
4. |
к |
л |
е |
т |
к |
у |
|
||||||
5. |
а |
ф |
р |
о |
н |
|
|||||||
3. |
ж |
а |
р |
- |
п |
т |
и |
ц |
а |
||||
- |
|
||||||||||||
6. |
к |
р |
е |
п |
о |
с |
т |
ь |
|
||||
р |
|
||||||||||||
7. |
у |
з |
д |
е |
ч |
к |
а |
|
|||||
8. |
к |
о |
н |
я |
|
||||||||
9. |
в |
о |
р |
о |
н |
|
|||||||
а |
|
||||||||||||
с |
|
||||||||||||
10. |
п |
о |
к |
л |
о |
н |
и |
л |
с |
я |
|
||
11. |
б |
р |
а |
т |
ь |
я |
|
||||||
я |
|
По горизонтали: 1. Имя царя, у которого было 3 сына. 2. Какое дерево росло в саду царя? 3. Кто клевал золотые яблоки в царском саду? 5. Как звали царя, которому принадлежала жар-птица? 4. Что приказал не трогать волк Ивану-царевичу? 8. Что надо было раздобыть в царстве Кусмана? 6. Куда должен был ехать Иван – царевич за конём? 7. Что приказал волк не трогать Ивану- царевичу в царстве Кусмана? 9. Кто принёс Серому Волку живую и мёртвую воду? 10. Как отблагодарил Иван-царевич волка? 11. Кто убил Иван-царевича?
По вертикали: У царя Долмата была дочь Елена ….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.