Русские народные игры.
«У медведя во бору»
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
П р а в и л а и г р ы. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
П р а в и л а и г р ы. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только поймает одну из них.
«Кот и мышь»
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сплетенными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
П р а в и л а и г р ы. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Общеразвивающие упражнения (гимнастика без предметов).
1.Комплекс утренней гимнастики без предметов.
Комплексы общеразвивающих упражнений можно делать как без предметов,
так с предметами.
Игра «Космонавты».
- Космонавты – это люди крепкие и здоровые. Чтобы стать такими, нужно заниматься физкультурой. Постройтесь в круг, держась за руки. Представили, что космонавты попали на неизвестную планету, в небольшой городишко.
· И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головой вправо, влево.
В нашем городе всё есть:
Справа - мостик небольшой,
Прямо – парк, а слева – дом.
Если хочешь всё запомнить,
Посмотри опять кругом.
· И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Руки вверх, подняться на носки.
Чтобы солнышко достать,
Надо на носочки встать.
Пальчики сцепить в замок,
Ручки вытянуть вперёд.
· И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Приседания.
Осенние листочки
На дереве сидели.
Вдруг ветерок подул
И листочки сдул.
Листочки полетели
И на землю сели.
· И.п.- ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба на месте.
Мы пойдём, пойдём
По тропинке лесной.
Мы грибочек найдём
И домой принесём.
· И.п.- ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево, вправо.
В лесу ветер разгулялся
И стал ёлочки качать:
Раз – налево, раз – направо,
Раз, два, три, четыре, пять.
· И.п.- стоя, рот плотно закрыт. На выдохе – прерывистое произношение звуков [м], [н].
Комплекс упражнений «Шёл король по лесу».
Шёл король по лесу, по лесу.
Нашёл себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.
Ещё разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.
· 6 шагов на месте на носках, на шаг левой – пальцы сжаты в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.
· 6 шагов на месте на носках, шаг левой –хлопок в ладоши слева; на шаг правой – хлопок в ладоши слева.
· 6 подскоков на месте поочерёдно на правой и левой; на подскок правой – мах вперед и вниз левой, на подскок левой – мах вперёд и вниз правой.
· 6 шагов на месте, на шаг правой – хлопок в ладоши слева, на шаг левой- хлопок в ладоши справа.
· 6 шагов на месте с хлопком в ладоши пред собой на каждый шаг.
Подвижные игры
«Мы - весёлые ребята»
Дети стоят на одной стороне зала за чертой. На противоположной стороне зала также проводится вторая черта. В центре зала находится ловушка. Играющие хором произносят:
Мы – весёлые ребята.
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону зала, а ловушка их ловит. Кого ловушка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка. Игра повторяется 3-4 раза.
«Замри»
Ученики стоят прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!» ученики пытаются уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до десяти, после чего возвращаются в свободное положение.
«Сделай фигуру»
По сигналу учителя все учащиеся разбегаются по площадке (оговариваются дополнительно границы). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую – либо позу. Учитель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2 – 3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).
«Мышеловка»
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре!
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон!
Ученики делятся на две неравные группы. Одна треть детей образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Ученики, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходьбу по кругу вправо (влево), приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки –
Переловим сразу вас.
По окончании текста ученики останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Мышки вбегаю в круг и тут же выбегают из него с другой стороны. На слово учителя: «Хлоп!» - игроки , стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопывается. Мышки, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Когда большая часть мышей поймана, играющие меняются ролями, и игра продолжается.
«Эстафета зверей»
Ученики делятся на 2 – 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия зверей: «Медведи», «Зайцы», «Лисы», и др. Перед игроками, которые стоят в начале колонны, проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии 10 – 20 м ставится стойка (булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперёд, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Учитель вызывает зверей в разбивку, некоторых моет вызвать 2 раза.
«Два и три»
Учащиеся ходят или бегают врассыпную. На сигнал учителя «Два!» - образуют пары с любым находящимся рядом учеником, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, мячу), где строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. Если учитель скажет «Три!», то ученики образуют тройки и затем бегут к месту построения.
Комплекс общеразвивающих упражнений
«На лугу».
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…
А ты?
«Летает – не летает»
Дети стоят по кругу, в центре – учитель. Он называет одушевлённые и неодушевлённые предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, учитель поднимает вверх руки.
Например, учитель говорит: «Птица летает, стул летает, самолёт летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.
« К своим флажкам»
Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в кружки. В центре каждого кружка находится игрок с цветным флажком в вытянутой вверх руке. По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят на другие места. После слов учителя «К своим флажкам!» играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета, с тем, чтобы первым построиться в круг. Группа, построившаяся первой, выигрывает.
«Запретное движение».
Во время ходьбы в колонне по одному учитель (он идёт первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещённое. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещённым движением объявляется другое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.