Русский фольклор во внеурочной деятельности педагога
Для формирования мотивации при изучении русского языка и литературы в наши дни важно разбудить интерес учащихся к преподаваемым дисциплинам. И этому конечно способствуют современные образовательные технологии и новые подходы к обучению: проектная деятельность, ролевые игры на занятиях по русскому и литературе, стандартные и мультимедийные презентации, интеллектуально-познавательные игры и так далее.
Организация и проведение воспитательных мероприятий в области русского языка и литературы в нашем техникуме построена с максимальным привлечением студентов к участию в праздниках и конкурсах как в стенах самого техникума, так и на региональном уровне. Так за прошедший учебный год студенты активно участвовали в литературных чтениях, в конкурсе чтецов, организованных в самом техникуме, а также в VI областном лингвофоруме для обучающихся и преподавателей профессиональных образовательных организаций, стали победителями двух конкурсов сочинений и заняли второе место на заочном конкурсе проектов, с проектом по литературной тематике, на уровне области. Все эти победы стали возможны благодаря тесному сотрудничеству преподавателей и студентов.
Изучение русской литературы и русского языка помогает нам не только воспитывать всесторонне грамотных специалистов, но и пробуждает у студентов интерес к собственным, самобытным традициям русского народа.
В свете обезличивания в массовой современной культуре понятия национальной принадлежности, знание своей истории и культуры – вопросы, висящие в воздухе. Единичными и малодоступными в наши дни стали массовые мероприятия, посвященные культуре, обычаям и обрядам русского народа. Единичными стали радио и телепередачи, освещающие жизнь, быт, историю народа.
С чем же связан интерес к русскому фольклору в наши дни? В первую очередь с тем, что он играет немалую роль в формировании картины мира у детей и подростков. А также формирует национальное самосознание, возвращает нас к осознанию самих себя как части славянской общности. Фольклор, став элементом обучения на уроках может помочь усваивать получаемые знания, и будет развивать творческие способности учащихся, разбудит интерес к истории родного края, страны, в которой они живут.
Нужно отметить, что народное творчество нашло отражение во всей русской литературе 19 века и в лучших образцах литературы века 20. С потерей русской деревни для современной культуры, именно русская литература доносит до нас живую историю и знания русского народа: обряды, песни, танцы, искусство знахарей и ворожей.
Задача педагога-словесника указать учащимся на следы культуры славян в произведениях русской классики, пробудить к ним интерес, а учитывая сформированное за последние 30 лет восприятие детьми жизни в картинках(слайдах); информации в тезисах, думается, что без фольклорного праздника на уроке литературы или во внеурочной программе воспитания в школах и учебных учреждениях профтехобразования –не обойтись.
Одним из таких мероприятий, стал фольклорный праздник, проведённый в ноябре 2019 года в Ленинск-Кузнецком горнотехническом техникуме, который был организован преподавателем русского языка и литературы Иваньковой Е. А. совместно со студентами первого курса группы 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых. Он носил название «Осенние праздники славян».
В качестве основы сценария праздника была выбрана история обычаев встречи осени – «Осенин» у восточных славян.
Художественным оформлением мероприятия послужили авторские календари народных костюмов, созданных руками самобытного мастера Перминовой Валентины Борисовны (г. Ногинск, Московская область); а также, рушники, платки, салфетки в народном стиле, взятые из домашних сундуков. Меняющиеся слайды на интерактивной доске с картинами осени и сценами праздничных и обрядовых действий, сопровождали всё мероприятие. Усилиями студентов заранее была подготовлена газета, соответствующего содержания.
Гостей праздника девушки-первокурсники приветствовали караваем, преподнесённым на расшитом петухами рушнике. Далее рассказ о народных обычаях во время проведения «Осенин», который вели студенты-ведущие, сопровождался демонстрацией кукол в народных костюмах, сшитых мастером Павловской Светланой Петровной (п. Зеленогорский, Крапивинский район, Кемеровской области). Повествование об обряде изготовления обережных кукол – «зимних лихоманок», шёл параллельно с показом кукол–берегинь, изготовленных педагогом-организатором мероприятия Иваньковой Еленой Александровной .
Музыкальным сопровождение для праздника стали мелодии русских-народных хороводов, которые водили девушки-студентки. Показанные сценки, рассказывали об обрядовых действах, сопровождавших разные этапы встречи осени: это и похороны мух в тыкве (обряд связан с засыпанием насекомых), и «свадьба свечи» (обряд сопутствовал первому зажиганию света в домах) сопровождался показом нарядного дерева, созданного руками ещё одной мастерицы из города Новосибирска Кулябиной Ксении Анатольевны.
По ходу повествования педагог-организатор обращал внимание зрителей на связь, того или иного обряда или народного праздника, с произведениями русской классической литературы, на то, как знание фольклора обогащает восприятие художественной литературы. А также на исторические пересечения славянских и православных религиозных праздников, появившихся позднее, уже после крещения Руси.
Было отмечено, что поэтический мир русской-народной культуры, быт, обычаи и обряды восточных славян питали гениальную поэзию А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Некрасова, драматургию А. Н. Островского, прозу И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого в 19 веке; а также произведения М. А. Шолохова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского в 20 веке.
Так как данное мероприятие вызвало интерес у студентов и педагогов, фольклорные мероприятия, посвящённые обычаям и обрядам, славян планируется сделать ежегодными и традиционными.
Нужно отметить, что на каждом уроке литературы в нашем техникуме, отслеживается связь произведений русской и советской классики со славянским фольклором: с песнями, заговорами, обычаями и обрядами. На интерактивной доске показываются заранее подготовленные презентации учащихся, иллюстрирующие произведения русской классики. Звучит народная музыка. Демонстрируются куклы в русских народных костюмах, экранизации русской классики.
Устанавливаются ассоциативные связи произведений с фольклором при чтении и сопоставлении текстов. Делаются ракурсы в русскую историю. Всё это поднимает интерес к изучению литературы. Помогает развивать творческие способности студентов и даёт толчок к дальнейшему развитию разносторонне образованной, стремящейся к познанию собственной истории и культуры личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.