МЕТАМОРФОЗА 1
Первая метаморфоза с головой встречается во время допроса Иешуа Понтием Пилатом. Пилат долгое время страдает от невыносимой головной боли, о чем говорит ему Га-Ноцри, в то же время проповедуя об истине: “Истина, – говорит Иешуа, – прежде всего в том, что у тебя болит голова”. И странным образом головная боль начинает проходить. Отчего же проходит боль у Пилата? Мы предположили, что головная боль – метафора. У прокуратора «болит голова» из-за многих дел, забот… Вот и теперь приходится решать, утверждать ли смертный приговор Иешуа. А этот странный человек утверждает: истина в том, что все люди добрые, просто не каждый понимает этого.
Во время допроса секретарь прокуратора подаёт ему два документа. В первом написано, что Иешуа подговаривал людей разрушить храм, во втором – его высказывания по поводу государственной власти. И если про храм понятно (рухнет храм старой веры – ещё одна метафора), то второй документ вызывает ужас у прокуратора, решившего было помиловать Иешуа. Государственная власть не станет необходимостью. Когда все поймут, что все люди добрые. И вот сейчас голова Иешуа как бы «уплывает» в сторону, а на её месте появляется голова того, кого боится Понтий Пилат, – императора Тиберия. Вот чьей головой думает прокуратор, вот кого боится бесстрашный полководец! Вот почему болит голова! Не своей головой принуждён думать человек, облечённый властью. И даже истина, которую он понял и принял, не поможет Иешуа избежать смерти.
МЕТАМОРФОЗА 2
Теперь рассмотрим следующую метаморфозу – случай с головой Берлиоза. Можно задаться вопросом: почему метаморфозой Булгаков выбрал голову именно Берлиоза? А потому, что он сам по себе является головой – главой МАССОЛИТа. Михаил Александрович, являясь председателем объединения литераторов, влияет на многих писателей, например, требует, чтобы Иван Бездомный исправил поэму о Христе, написанную им по заказу. Председатель обладает весомой властью в МАССОЛИТе. Михаил Александрович также не верит Воланду, появившемуся на Патриарших, что все люди добрые. И над главой литераторов есть «голова», то есть почти все действия, совершаемые Берлиозом, как и у Понтия Пилата, направлены на услужение абсолютной власти, которой боится каждый из них. Булгаков утверждает, что эта самая власть и есть воплощение тьмы, а тьму можно разглядеть только на контрасте света, поэтому председатель никак не может понять, что он и Иванушка Бездомный беседуют с самим дьяволом. А вот Мастер сразу понял по рассказу Бездомного, что они всё время говорили с сатаной, ведь Мастер думает своей головой, в отличие от Берлиоза.
МЕТАМОРФОЗА 3
Иллюстрация «отделения» головы конферансье Жоржа Бенгальского – очередная метаморфоза. Даже на представлении в театре Варьете, где зрители должны думать не своей, а чужой головой. Зачем думать? Зачем искать истину, если все «разжуют и объяснят даже на представлении? Ни Воланду, ни зрителям не нравятся реплики Бенгальского («иностранный артист выражает свое восхищение Москвой», «мы с вами видели случай так называемого массового гипноза», «эти, якобы денежные, бумажки исчезнут так же внезапно, как и появились»). А потому исход для Бенгальского плачевен и очевиден. «Голову ему оторвать! – этот бездумный выкрик приводит к немедленному исполнению, впрочем, как и другой: «Ради бога, не мучьте его!». И Воланд, представитель Тьмы, немедленно приказывает поставить голову на место. Тьма подчиняется Свету. Свет мгновенно побеждает Тьму. Так автор очередной раз раскрывает ещё одно важное свойство Тьмы и Света - даже небольшой огонёк способен рассеять кромешную темноту. Этим источником света стала женщина, проявившая милосердие к Бенгальскому. Именно такие люди поддерживают баланс между Светом и Тьмой – двумя Канцеляриями, управляющими миром.
МЕТАМОРФОЗА 4
Ещё одна метаморфоза происходит в зрелищной комиссии с её председатель Прохором Петровичем: «Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы…» Костюм “без содержания” ставит резолюции на документах, как обычно это делают большинство должностных лиц на местах, бездумно. Но чиновникам не требуется ни голова, ни тело – так демонстрирует всю бесполезность и мнимую значимость этого занятия автор. Мнение Булгакова подтверждается фразой Бегемота в ответ на недовольство Прохора Петровича тем. Что его якобы отвлекают от работы: ”Ничем вы не заняты…”.
МЕТАМОРФОЗА 5
Голова Михаила Берлиоза на балу у Сатаны – последняя метаморфоза, объясняющая, что такое небытие и кто туда попадает. Небытие, как многим кажется, не ад, не рай и даже не чистилище. Это место для людей, которых, можно сказать, никогда не существовало. У главного атеиста романа не случайно есть исторический однофамилец – французский композитор Гектор Берлиоз. Так называемое «бессмертие», память о человеке, бывает со знаком «плюс» и со знаком «минус». Мы помним Пушкина – и его убийцу Дантеса, Христа – и Понтия Пилата. Мы знаем автора «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза. А вот Михаила Александровича Берлиоза, писателя, не существовало, не было. Это и есть «небытие», куда отправляют председателя МАССОЛИТа.
ВЫВОД
«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти».
И еще: «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей» – эти слова Иешуа не только о Понтии Пилате, они о любом человеке, наделённом властью, в любом государстве и в любое историческое время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.