Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа.
Оценка 4.7

Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа.

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
28.06.2022
Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа.
2.3.8. Роман Мастер и Маргарита. Многоплановость романа.docx

Преподаватель: Неезжалова А.Н.

Дисциплина: ОУД.02. Литература

 

Тема: Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа.

Цели:

Образовательные: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения.

Развивающие: развивать умение сравнивать, видеть аналогии.

Воспитательные: заинтересовать обучающихся чтением романа, расширить представление о  нарисованных автором характерах.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Вид занятия: лекция с составлением опорных конспектов.

Оборудование: презентация, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из сериала «Мастер и Маргарита».

Ход занятия.

                        План.

1.      История создания романа. Название романа.

2.      Сюжетные линии.

3.      Жанр романа.

4.      Композиция.

5.      Темы и образы в романе.

1.      История создания романа. Название романа.

Писатель работал над романом с 1928 по 1940 г. (последние вставки он продиктовал жене за 3 недели до смерти). Существует 8 редакций романа. В первой редакции это был «роман о дьяволе» - сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 г. Булгаков сжег рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 г. он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.

Булгаков довольно долго искал название романа: «Инженер с копытом», «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Консультант с копытом». В 1937 году появился окончательный вариант – «Мастер и Маргарита».

Эпиграф – слова Мефистофеля из драмы И. Гёте «Фауст», и соотносятся они с Воландом: «…так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». Эпиграф и название много проясняют в позиции автора.

Мастером, Великим Архитектором природы в масонской литературе называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

«Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам, знатока евангельских сюжетов. Это значение слова «мастер» ещё в XIX в. сохранялось в орловском областном диалекте (дед писателя - орловский священник, отец - окончил орловскую духовную семинарию).

«- А скажите, почему Маргарита вас называет Мастером? - спросил Воланд. Тот усмехнулся и сказал:

- Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.

- О чем роман?

- Роман о Понтии Пилате...

О чем, о чем? О ком? - заговорил Воланд, перестав смеяться. - Вот теперь? Это потрясающе!»

Мастер - «знаток евангельских сюжетов».

Имя Воланд взято из поэмы Гёте «Фауст», где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!". Основное слово "Faland" (обманщик, лукавый) употреблялось в смысле черта. Булгаков использовал это имя: после сеанса черной магии служащие Театра Варьете пытаются вспомнить имя мага: "Во... Кажись, Воланд. А может быть, и не Воланд? Может быть, Фаланд". В редакции 1929-1930 гг. имя Воланд воспроизводилось полностью латиницей на его визитной карточке: "D-r Theodor Voland". В окончательном тексте Булгаков от латиницы отказался: Иван Бездомный на Патриарших запоминает только начальную букву фамилии - W ("дубль-ве").

Герой-загадка:

  Что объединяет Мастера и Воланда?

  Почему судьбу Мастера и Маргариты устраивает Воланд?

  Почему Воланду интересен роман Мастера?

В 1940-е г. роман, по понятным причинам, не мог быть напечатан. Впервые он был опубликован в журнале «Москва» только в 1966-1967 г., через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Она поклялась умирающему мужу напечатать роман. Пробовала сделать это 6 или 7 раз – безуспешно. Лишь в 1973 году роман был напечатан полностью. В 80-90-е г. были открыты архивы Булгакова, написаны первые интересные исследования. До сих пор продолжается текстологическая работа над произведением, поскольку не существует окончательного авторского текста.

2.                 Сюжет его фантастичен. В советскую, полностью атеистическую Москву вдруг является сам дьявол со своей свитой и учиняет в ней невиданный разгром и неразбериху.

Отвлекаясь от сюжета, скажем, что дьявол имеет огромную родословную в мировой литературе (Лермонтов, немецкий писатель-фантаст Э.Гофман роман «Элексир дьявола», драма Гете «Фауст» Мефистофель).

С кажущимся всемогуществом вершит дьявол в советской Москве свой суд и расправу. Автор относится к дьяволу со сдержанной иронией. Но получает возможность устроить некий суд и возмездие литературным и административным жуликам и проходимцам и всей той бесчеловечной бюрократической системе. Это уже не бытовая, а острополитическая сатира.

В романе можно выделить несколько сюжетных линий:

·        Философская – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;

·        Любовная – Мастер и Маргарита

·        Мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи.

Сюжет романа Булгакова фантастичен и реалистичен одновременно. Бесспорно, роман «Мастер и Маргарита» – многосюжетный роман, в котором фантастика причудливым образом переплетается с реалиями жизни советской Москвы 30-х годов ХХ века. Реалистический сюжет о жизни и любви Мастера и Маргариты фантастически завершается в финале романа, когда герои, прекратив свой земной путь, встречаются с Пилатом, героем романа Мастера (третий, исторический сюжет в романе Булгакова). Следует также отметить, что сюжетная линия Мастера и Маргариты носит автобиографический характер.

3.   Жанр был определен автором как «фантастический роман». Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его двух главных героев - Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многоплановое: его можно назвать и бытовым романом (воспроизведен московский быт 1930-х гг.), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.

Роман строится как совмещение трагедии и комедии. Традиционным стало определение жанра романа как меннипеи, где под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. «Мастер и Маргарита» - это двуплановый роман, в номе совмещается философское и сатирическое, трагическое и комическое, фантастическое и реалистическое – и образуют органичное единство.

4.      Композиция.

Роман «Мастер и Маргарита» состоит из двух частей, которые объединены в единое целое по принципу «роман в романе»: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой – о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Они находятся в сложных отношениях сопоставления, но в целом создают художественное пространство, которое позволяет говорить о романе «Мастер и Маргарита», как романе философском, в котором речь идет о проблемах не только и не столько социальных, сколько общечеловеческих. Роман, написанный Мастером, роман о Понтии Пилате, занимает значительно меньше места, чем роман о Москве 1930-х гг., но при этом определяет содержание всего произведения.

Необычна композиция романа «Мастер и Маргарита» - роман и Понтии Пилате, «роман в романе», вводится в текст не одним куском, а рассыпается по тексту, и 4 его части вводятся разными способами. Это рассказ Воланда на Патриарших прудах, который слушают Берлиоз и Иван Бездомный, сон Ивана Бездомного, главы из рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Кроме того, персонажи разных частей пересекаются в заключительных главах – Левий Матвей посещает Воланда, чтобы попросить за Мастера; Мастер, Маргарита, Воланд и другие встречаются с Понтием Пилатом. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е г. I в. н.э. События происходят в одном и том же месяце (мае) за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом, обе сюжетные линии сливаются в одну.

Три временных пласта - прошлое – настоящее – вечное;

Три уровня реальности – земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками);

Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита.

  Теория таких «трех миров» позаимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.

 

 

 

5.      Темы и образы в романе.

Хотя роман Мастера назван романом о Понтии Пилате, его главный герой – Иешуа Га-Ноцри. Нравственная проповедь Иешуа – главная философская идея романа. Иешуа выступает в роли безупречного морального образца. Нарочитая сниженность имени Иешуа по сравнению с благозвучным библейским Иисусом не случайна. Это образ не бога, а человека, достигшего вершины.

Иешуа - это обычный смертный человек, проницательный, мудрый и простодушный. Вместе с тем это воплощение чистой идеи. Он добр, никого не винит, даже мучителям своим не желает зла, наблюдателен, разбирается в людях, облегчил страдания Понтия Пилата, избавив его от головной боли, но он слаб, простодушен, наивен, не может себя защитить. Он беззащитен, но силён духовно, он провозвестник новых человеческих идеалов. Он не деятель, а проповедник, носитель идеи добра, справедливости, любви, милосердия. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не отказывается от своих убеждений, идет на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.

Иешуа погибает, потому что его проповедь не может найти отражения в жизни, человечество к ней не готово. Однако столкновение с бродячим философом произвело переворот в душе Понтия Пилата.

Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи, при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Понтий Пилат пользовался покровительством всесильного императора Тиверия Люция Элия Сеяна.

Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром правит власть и сила. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное существо, к которому он привязан – это собака.

Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Это показано через образ Понтия Пилата. Перед ним предстал Иешуа, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Прокуратор сразу убедился в невиновности арестанта, был тронут его искренностью, понял, что Иешуа обладает загадочной силой (умеет врачевать) и даже задумал его спасти (объявить сумасшедшим и выслать на остров в Средиземном море, в свою резиденцию). Но один из учеников Иешуа, Иуда и Кориафа, за 30 серебренников предал Иешуа, разуверившись в его учении, - представил показания, по которым его следовало казнить немедленно. Иешуа утверждал, что «всякая власть есть насилие над людьми» И что настанет время, когда человек придет в царство истины и справедливости, где вообще «не будет надобна никакая власть». Чтобы опровергнуть это, Пилат неискренне произносит хвалебные слова в честь презираемого им императора Тиберия. Пилат подтверждает, что Га-Ноцри прав в своей оценке власти: совершает насилие, не имеющее никакого оправдания, обрекая невиновного на смерть. Отправив на смерть Иешуа, Пилат губит и свою душу. Вынося приговор невиновному, Пилат воскликнул: «Погибли!».

Почему Пилат утвердил смертный приговор?

Он струсил, побоявшись быть обвиненным в государственной измене. Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа, и за это был наказан ужасающим бессмертием – «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за всё добро и зло, происходящее на земле, и постоянно подчеркивает, что кому много дано, с того много и спросится.

Воланд и его свита.

Тема Воланда занимает в романе одно из главных мест. Слово «чёрт» употребляется около 60 раз. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).

Московские главы романа связаны прежде всего с образом Воланда, посетившего Москву с ревизией. Почти все сцены, связанные с описанием жизни Москвы, представляют собой столкновение свиты Воланда с обитателями Москвы. Все эти эпизоды строятся по одной модели: встреча – испытание – разоблачение – наказание.

Сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые во имя справедливости совершают добрые дела, - глубоко новаторская.  Воланд пришел в Москву, чтобы судить. И важно отметить, что от него не пострадал ни один невинный человек. Внешность Воланда очень примечательна.  Воланд - воплощение противоречий жизни. Его портрет дает нам двоякое представление о герое. «…с левой стороны  у него были платиновые коронки,  а справой – золотые», «брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый,  у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв», берет заломлен на одну сторону. Даже мнения о нем расходится: «…на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а…  как бы выразиться – заинтересовал, что ли».

Воланд пытается прояснить для себя, верно ли то, что в Советской России появился «новый человек», т.е. люди изменились внутренне. Собственно, именно это интересует его в столкновениях с московскими жителями. Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в театре Варьете. Публика ждет от него фокусов и развлечений. Но москвичи разоблачают сами себя. Вывод Воланда: «Ну что же…они – люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Он мудр, его философия крайне интересна. Он не играет традиционной для образа сатаны роли искусителя человеческих душ. Он наказывает лишь за то, что заслуживает наказания. Можно сказать, что он не творит зла, он творит справедливость, но своими, дьявольскими способами.  Именно Воланд помогает Маргарите вновь обрести Мастера в благодарность за то, что она была королевой на его балу. Он же освобождает этих героев от бремени жизни в этой реальности и награждает их покоем. Воланд говорит о том, что тьма и свет неразделимы. Одно не может существовать без другого. Эти понятия взаимосвязаны. Воланд – связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру.

Воланд является в Москву не один, а в окружении свиты, что необычно для традиционного воплощение для данного персонажа в литературе. Ведь обычно сатана, предстает сам по себе, без сообщников.

Для чего же в романе присутствует сатана и его свита?

Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.

Мастер.

            У Иешуа Га-Ноцри есть «двойник» в московских главах – Мастер. Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своем творчестве разрабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. Мастер – самое первое слово романа, им открывается произведение в целом и заявляется тема творчества. Слово «Мастер» появляется в речи самого героя и заменяет собой слово «писатель». Мастер – это в первую очередь человек, умеющий делать что-либо превосходно.

      В пространстве романа Мастер существует обособленно. Сцены, связанные с ним, написаны даже другим языком, чем сцены о московских обывателях. Маргарита любит его, потому что это особенный человек, способный делать то, что не могут делать другие.

      Он появляется только в 13 главе («Явление героя»), но это образ очень значим для автора. В литературоведении укоренились суждения о том, что прототипом Мастера послужили: 1) Булгаков; 2) Гоголь. Первая версия: Мастер - «историк, сделавшийся писателем», - Булгаков готовил к «выпуску» учебник истории. Мастеру «примерно 38 лет» - Булгакову было 38 лет к моменту завершения первой редакции книги «Мастер и Маргарита». Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате схожа с газетной кампанией против Булгакова в связи с романом «Белая гвардия». Как и Мастер, Булгаков сжёг первую редакцию романа «Мастер и Маргарита».

Вторая версия: Н.В. Гоголь - прототип Мастера по той причине, что сжег рукопись своего романа, был по образованию историком и имел внешность, схожую с портретом Мастера - острый нос, клок волос, свешивающийся на лоб. Но Гоголь - писатель, а Мастер себя таковым не считает.

Когда Мастер мимоходом упомянул о написанном им романе, Воланд, в свою очередь, поинтересовался, о чем он.

«- Роман о Понтии Пилате…

-         Дайте-ка посмотреть,- Воланд протянул руку ладонью кверху.

-         Я, к сожалению, не могу этого сделать,- ответил Мастер,- потому что я сжег его в печке.

-         Простите, не поверю,- ответил Воланд,- этого быть не может. Рукописи не горят»

Почему роман, который Мастер сжег, оказался в конце концов невредимым?

Своеобразным толкованием Священного писания является роман Мастера об Иешуа и Пилате. Рукопись такого сочинения сгореть не могла!

Очень важно, что у мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности, отсутствие имени означает трагедию личности, что и подтверждает текст романа. Образ этот – широкое обобщение т.к. судьба Мастера – участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.

      Мастер оказывается слаб, не способен противостоять натиску окружающего мира.  В отличие от Иешуа Га-Ноцри он не готов бороться до конца, хочет отказаться от своих принципов, от творчества.

Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой покой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрел уют, верную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой этот и есть первый шаг к обретению света, к Вечному Царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу себе, Мастер не смог одержать победу. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (прозревший Иван Понырёв, бывший поэт Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.

Маргарита. Тема любви.         

По мнению писателя, всё счастье, дарованное человеку, исходит от любви. Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное. Маргарита полностью отдается любви ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает ее самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.

      Маргарита в романе совершает путь, противоположный мастеру: от отчаяния, тревоги, пустоты жизни она движется к вере в неё и в свои силы, к всепобеждающей любви. Она ни на минуту не теряет веры в чудо спасения, возвращения возлюбленного. Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна.

До встречи с мастером Маргарита – женщина из московской элиты обитателей особняков на Арбате. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. Но не было главного смысла жизни - любви и необходимости жить ради близкого, дорогого человека. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни, встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Но главное – вера, которую Маргарита не теряла никогда, даже в самые трагические минуты жизни.

Сквозная тема романа – тьма. Тьма – это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди московского населения, в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога: Христос распят, но еще не воскрес. Воланд, прибыв в Москву узнает, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что они потеряли нравственные ориентиры. В таком мире все дозволено, добро и любовь исчезли, а правда спрятана в сумасшедший дом.

 

Роман Булгакова резюмирует его представления о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека, о вере, спасающей человека, и безверии, губящем его, убивающем творческий дар, о смысле человеческой жизни, ее ценностях, творчестве, об ответственности человека за свои деяния, о преступлении и неизбежности наказания за него, о спасительной силе любви. В философском плане – это роман об истине и высоком долге служения ей.

Роман адресован читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей. Несмотря на десятки серьезных исследований, роман этот до конца не прочитан, и каждое новое поколение будет открывать в нем новый смысл.

 

Вопросы для самопроверки, на которые дать письменный развернутый ответ:

1. Годы создания романа «Мастер и Маргарита».

2. Сколько редакций романа сделал М.А. Булгаков?

3. Перечислите первоначальные названия романа.

4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?

5. Какой эпиграф взял Булгаков к роману. Кто является его автором.

6. В каком году роман был напечатан полностью и выпущен отдельной книгой?

7. Когда происходит действие романа. Укажите месяц и год.

8. Сколько сюжетных линий в романе. Перечислите их.

9. Каков жанр романа.

10. В чем проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита».

11. Как связаны между собой три мира в романе.

12. В какой главе появляется Мастер?

13. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

14. Тема предательства поднимается Булгаковым в связи с линией Понтия Пилата. Кого и как предает Пилат?

15. Перечислите основные темы романа.


 

Преподаватель: Неезжалова А.Н

Преподаватель: Неезжалова А.Н

Имя Воланд взято из поэмы Гёте «Фауст», где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается

Имя Воланд взято из поэмы Гёте «Фауст», где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается

Мастер и Маргарита» - это двуплановый роман, в номе совмещается философское и сатирическое, трагическое и комическое, фантастическое и реалистическое – и образуют органичное единство

Мастер и Маргарита» - это двуплановый роман, в номе совмещается философское и сатирическое, трагическое и комическое, фантастическое и реалистическое – и образуют органичное единство

Темы и образы в романе. Хотя роман

Темы и образы в романе. Хотя роман

Воланд и его свита. Тема Воланда занимает в романе одно из главных мест

Воланд и его свита. Тема Воланда занимает в романе одно из главных мест

Мастер – это в первую очередь человек, умеющий делать что-либо превосходно

Мастер – это в первую очередь человек, умеющий делать что-либо превосходно

Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна

Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022