Русский театр: ретроспектива становления
«Театр - это место, где человек может познать истину,
вне зависимости от уровня его знаний».
З. Фрейд
Искусство театра с незапамятных времен сопутствует истории человечества. Являясь сильнейшим средством познания действительности в особой эмоциональной форме, театр способен объединять и воспитывать людей в общественно полезном направлении, служит удовлетворению эстетических потребностей общества и выражает его художественные взгляды.
Театр – это волшебный мир, где нет ничего невозможного. Он способен перенести нас в любую точку планеты, вернуть в прошлое или помочь заглянуть в будущее. Театр – это своеобразное место медитации и созерцания. Люди приходят сюда, чтобы развлечься и для того, чтобы заглянуть в себя, чтобы вместе с остальными поразмышлять о природе человеческого опыта [3, с. 7].
В чем же заключается сила воздействия театра как искусства на человека? А. Д. Попов (1892-1961) – советский российский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра и педагог утверждал, что главная, неотразимая сила театра заключается в живом, трепетном сердце актера, в его пламенных мыслях и чувствах. По мнению К.С. Станиславского (1863-1938) – русского театрального режиссёра, актёра, педагога и реформатора театра: «Сила театра в том, что он – коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, декораторов, костюмеров и прочих деятелей сцены. Вместе с тем искусство театра – собирательное, и в этом также его сила. Театр пользуется одновременно творчеством всех без исключения искусств: литературы, сцены, живописи, архитектуры, пластики, музыки, танца, которые он собирает под своим кровом» [1, с. 27]. Театр, благодаря своей синтетической природе, оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя и игрой актера, и целым комплексом художественных средств.
Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Истоки его лежат в древних игрищах охотников, языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни первобытного общества.
Первые шаги театра у славян, как и у других народов, связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. В других обрядах изображалось, как сеют, убирают, обрабатывают лен. Наблюдая за явлениями природы, люди думали, что успех их трудовой деятельности зависит от особого божества, которому и поклонялись, причем изображали божество чучелом или наряжали человека. Этот этап становления театрального искусства, основанный на различных обрядах, имеет ярко выраженную религиозную направленность.
Проходили века. Со временем вместо божества стали изображать царя или воеводу, помещика или купца. Во всех этих обрядах, играх, праздниках постепенно начали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, рассказывать сказки, балагурить, играть на музыкальных инструментах привлекали всеобщее внимание. Это были первые артисты Древней Руси – скоморохи. Они рядились в специальные одежды, надевали маски, преображались в другие существа и разыгрывали различные сценки. Такие сценки можно назвать первыми мини-спектаклями народного театра.
Интересно, что в XVII-XVIII веках на Руси одновременно существовало два вида театра: народный и профессиональный. К народному театру, как указывалось ранее, относится искусство скоморохов, достигшее в XVII веке своего расцвета. По словам М. Горького «они разносили во всей стране «лицедейства» и песни о событиях «великой смуты», о боях и победах и гибели Степана Разина» [4]. Театральные представления получили в этот период развития ярко социальную направленность, так, например, представление скоморохов о холопах и боярине было направлено против бояр и воевод. Неудивительно, что церковь и правительство вели борьбу против скоморохов: царь Алексей Михайлович своим указом от 1648 года предписывает: «гусли, домры, волынки и другие бесовские гудебные сосуды, а также хари (то есть маски – примеч. А.Авдеева) … отбирать, ломать и жечь» [1, с. 23].
Также к народному театру можно отнести представления кукольного театра, главным героем которых был непобедимый Петрушка, и представления с «ученым» медведем, так называемая «медвежья потеха», пользующиеся большой популярностью в XVII веке. Здесь также прослеживается социальная направленность театрального искусства рассматриваемого периода.
К профессиональному театру отнесем школьный театр России, возникший к 70-80 годам XVII века. Его организаторами были преподаватели духовной школы (впоследствии славяно-греко-латинская академия), а актерами – учащиеся.
Первые попытки устроить профессиональный драматический театр в XVIII веке связаны с именем Петра I. В 1702 году по его распоряжению в Москву пригласили труппу немецких актеров под руководством Кунста.
Петр I мечтал о театре, в который могли бы приходить все желающие. Отметим, как важную черту драматического театра, что театр в понимании Петра I должен был стать идеологическим защитником его преобразований. Однако репертуар, составленный в основном из пьес немецких драматургов, не перекликался с событиями русской жизни, поэтому спектакли не пользовались успехом у москвичей. В 1706 году спектакли в Москве прекратились. В 30-50-х годах XVIII века в России побывало множество трупп – из Германии, Франции, Италии.
Одновременно в Москве, Петербурге и других крупных городах получил распространение театр «охочих комедиантов». Артистами в таких театрах были мелкие чиновники, учащиеся, грамотные ремесленники, рабочие, солдаты. Репертуар состоял из мелких сценок комического и фарсового характера. Театр «охочих комедиантов» объединял черты народного и профессионального театров. К середине 50-х годов XVIII века уже существовала национальная русская драматургия А.П. Сумарокова и М.В. Ломоносова.
Необходимо подчеркнуть, что, именно, к середине XVIII века было четко определено разделение театра на народный и профессиональный, репертуар театральных постановок претерпел кардинальные изменения – появились русские авторы. Театр стал соединять в себе социальную, развлекательную и народную функции.
В 1756 году мы встречаем первое официальное упоминание о возникновении русского театра: Петр I подписал указ об образовании национального русского театра. Его директором стал А.П. Сумароков. Однако ведущая роль в нем принадлежала выдающемуся театральному деятелю Федору Григорьевичу Волкову (1729-1763). Первые спектакли появились в 1750 году в г. Ярославле. Вскоре на средства зрителей было выстроено театральное здание. Слух о спектаклях в Ярославле дошел до столицы. Актеров вызвали в Петербург, они составили основу труппы, открывшегося в 1756 году русского профессионального театра. А за Ф.Г. Волковым навсегда осталось данное ему В.Г. Белинским имя отца русского театра.
С 1756 года и до конца XVIII века русское театральное искусство развивалось исключительно быстро. Кроме государственных появляются частные профессиональные труппы, а также большое число любительских коллективов. Получает широкое распространение крепостной театр. Наиболее известные крепостные театры были в имениях Шереметьевых, Юсуповых, Воронцовых. В этих театрах, рассчитанных на вкусы аристократической публики, ставились чаще всего французские оперы, пышные балеты.
Вершиной развития драматургии и театра в XVIII веке стала комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Здесь впервые остро и смело говорилось о пагубном влиянии крепостного права на все стороны жизни. Вобрав и развив лучшие черты народной театральной культуры, профессиональный русский театр достиг к концу XVIII века такого уровня, который позволяет говорить о нем как о фундаменте всех последующих достижений.
Начало XIX века характеризуется величайшими историческими событиями: это годы героической борьбы русского народа с армиями Наполеона. Отвечая на запросы общества на русской сцене того времени с огромным успехом идут пьесы, зовущие на борьбу за отечество, прославляющие подвиги героев во имя Родины.
Исторические события всегда оказывали большое значение на театральную жизнь России, так, например, в первой четверти XIX века внимание русской общественности было занято деятельностью декабристов, которые обличали крепостничество и самодержавие, пропагандировали высокие гражданские идеалы, любовь к свободе, что несомненно, привело к правдивому изображению жизни на театральных подмостках. Вопросы театральной эстетики разрабатывал А.С. Пушкин. Он отстаивал в русском театре принципы подлинной народности. Гениальными новаторскими произведениями этого периода были комедия А. Грибоедова «Горе от ума» и трагедия А. Пушкина «Борис Годунов».
В 1824 году открылся Малый театр в Москве, а в 1832 году Александринский в Петербурге. Эти два театра, по сути, и явились основой русской театральной культуры. Большое значение для русской сцены имела постановка «Ревизора» Н. Гоголя в 1836 году. Впервые театр с такой остротой и смелостью вмешивался в жизнь, стремился оказывать влияние на решение злободневных социальных проблем. С появлением на сцене пьес великого русского драматурга А.Н. Островского в истории русского театра наступает новая эпоха. Драматургия А.Н. Островского – это «целый народный театр». И.А. Гончаров писал А.Н. Островскому: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр»» [2, с. 11].
Русский театр идет по пути утверждения правды, реализма. В 50-70-е годы XIX века большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Он утвердил на сцене драматургию А.Н. Островского.
В 80-90-е годы XIX века, после убийства народовольцами Александра II, усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика (Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго).
Уже с середины 60-х годов XIX века в России делались попытки организовать наряду с крупнейшими и старейшими императорскими театрами – Александринским в Петербурге, Малым в Москве – театры частные, иногда даже любительские. Передовые театральные деятели стремились противостоять реакционным влияниям и течениям, приблизить сценическое искусство к широким зрительским массам. Во второй половине 80-х годов создаются народные дома, в которых обычно имелись и театральные залы. Особое место в истории передовых театральных коллективов конца прошлого века заняло Общество искусства и литературы, созданное в 1888 году при участии К. Станиславского. Совместно с В. Немировичем-Данченко (1858-1943) они основали Московский Художественный театр (ныне Академический театр им. М. Горького). Именно К. Станиславский и В. Немирович-Данченко дали подлинную сценическую жизнь драматургии А. Чехова. На сцене Художественного театра пьесы А. Чехова стали значительным событие в культурной жизни русского общества (пьеса «Чайка»). Идеи, связанные с нарастанием революционного подъема в России, с еще большей силой звучали со сцены Художественного театра в постановках пьес М. Горького «Мещане» и «На дне».
6 ноября 1918 года – знаменательная дата в истории театра. В этот день в Москве открылся первый в мире постоянный театр для детей. В Первом детском театре Московского совета шли спектакли театра петрушек, театра теней, марионеток, балета. Организатором и заведующей театром была Наталия Ильинична Сац. С 1920 года Первый детский театр Моссовета стал называться Государственным. Поскольку у Детского театра не было еще своего репертуара, было решено инсценировать «Маугли» Р. Киплинга, а драматургам заказать пьесы для детей.
В 1921 году создается еще один театр – Московский театр для детей (ныне Центральный детский театр). В Московском театре для детей были поставлены первые пьесы о пионерах: «Будь готов!», «Пионерия». Большое место в спектаклях занимала музыка. Многие постановки этого театра композитор Д. Кабалевский назвал «насквозь музыкальными». В феврале 1922 года сказкой Ершова «Конек-Горбунок» открылся Театр юных зрителей в Ленинграде. Ленинградский ТЮЗ создавал спектакли для школьников разного возраста.
В 1936 году был создан самый крупный театр для детей – Центральный детский театр. 10 октября 1936 года театр показал свою первую новую постановку – «Золотой ключик» А. Толстого (режиссеры – Н. Сац и В. Королев).
В 1965 году оперой М. Красева «Морозко» в Москве был открыт первый Московский Государственный детский музыкальный театр (руководитель и главный режиссер Н.И. Сац).
В настоящее время в России существует большое количество видов театров – это драматические и музыкальные театры, театр света и теней, театр поэзии и абсурда и другие.
Важная черта современного театра – пристальное внимание к внутреннему миру, сложным душевным коллизиям, психологии современного человека. Кроме того, современный театр – это всегда напряженные поиски нового. Ведь новым взглядом на мир, новым ритмам жизни должны соответствовать и новые приемы режиссуры, новые пути решения сценического пространства. Итак, театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств.
Литература
1. Авдеев, А.Д. Происхождение театра / А.Д. Авдеев. – Ленинград: Искусство, 1959. - 266 с.
2. Добролюбов Н. А. Статьи об Островском / Н. А. Добролюбов. - М.: Художественная литература, 1968. - 184 с.
3. Петерсон Л., О’Коннор Д. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя / Л. Петерсон, Д. О’Коннор. – Ростов-на-Дону: Феникс,2007. - 320 с.
4. Филиппова Л.Г., Юлова Е.С. Технология постановки музыкального спектакля: учебно-методическое пособие / Л.Г. Филиппова, Е.С. Юлова. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2013. – 32 с.
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.