Сообщение темы урока
Солнце [сонцэ]
с [с] – согл., твёрд., глух., пар. [з]
о [о] – глас., удар.
л [-] –
н [н] – согл., твёрд., звон., непар.
ц [ц] – согл., твёрд., глух., непар.
е [э] – глас., безуд.
6 букв, 5 звуков
Сегодня на уроке мы узнаем , как чередуется настоящий звук с нулевым звуком
Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 129.
Какой лист держит Миша?
Что нарисовала Маша?
Прочитайте разговор Маши, Миши и Волшебницы.
Работа по теме урока
Прочитайте стихотворение П. Синявского (упражнение 137 устно).
Найдите в первых двух строчках родственные слова. В одном из слов слышим звук [т']. В каком слове?
А в каком слове не слышим этот звук? Корень у родственных слов обычно пишется одинаково. Как запишем слово «грустно»?
Прочитайте две последние строчки стихотворения.
Чтобы решить, как писать слово «вкусно»,
надо подобрать родственные слова.
Какой звук не произносится в слове «здравствуй»?
Родственное слово к слову «здравствуй» - здравий-
Значит, будем писать в этом слове букву «в». Звук [в'] здесь чередуется с нулевым звуком: [в'] / [-].
Работа по теме урока
Какие звуки чередуются в корне в каждой паре слов (упражнение 138)?
Какую букву нужно писать в корне первого слова? Почему?
Праздник - празден: от слова праздный - незанятый трудом, чередуются нулевой звук и мягкий звук [д'], д: [-] / [д']
Работа по теме урока
Задание «Если буква заблудилась» устно.
Прочитайте двустишие М. Дружининой.
Произнесите оба слова.
Сравните звуки, которыми различаются прежнее и новое слова. Дайте характеристику этим звукам.
Прочитайте стихотворение В. Лунина (упражнение 139).
Спишите, заменив звуковую запись на буквенную. Где требуется проверка, подберите проверочные слова.
Выполните упражнение 81 на странице 61 в тетради для самостоятельных работ.
Работа по теме урока
«Допиши слово»
То дождь проливной, то слякоть ужасная.
Всем надоела погода ... какая?
Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем ... какой?
Утром к нам в оконце заглянуло ... что?
Когда посадишь деревца, забьются радостно ... что?
От дождей верхушками поник
И шумит у берега ... что?
Чудо-гриб нашел Василий. Он теперь такой ... какой?
Спиши, вставив нужное по смыслу слово.
Подчеркни нулевой звук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.