русский язык 3 класс ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - презентация

русский язык 3 класс ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - презентация

docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

фразеологизмы.docx

Начинаем наше занятие. -Если вы не будете витать в облаках и хлопать глазами, то не успеете глазом моргнуть, как оно закончится. Кто понял, что я сказала?

Что означают эти выражения: Витать в облаках .Хлопать глазами..Не успеете глазом моргнуть

Как называются эти выражения? Вспомните, что такое фразеологизмы. ( устойчивые сочетания слов в языке).

Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на занятии?

Работать, засучив рукава. Зарубить себе на носу. Не ударить лицом в грязь. Сформулируйте тему нашего занятия. Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)

- Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Задание №1Найдите в тексте  фразеологизмы, попробуйте их заменить (где это возможно обычными словами или словосочетаниями).

         Мой друг Саша живет в двух шагах от моего дома. Мы с ним – не разлей вода. У Саши золотые руки, он сам сможет смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятерки. Саша никогда не закрывает глаза  на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

 

Задание № 2Вместо точек вставь нужное слово.

Как  … на голову (снег, дождь, град), как … вода (с курицы, с утки, с гуся), убить … зайцев (трех, двух, трех), … соли съесть (пуд, фунт, килограмм), выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока), как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной), сказка про … бычка (белого, черного, рыжего), как лист … дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

 

Вывод: -  «Зачем нужны фразеологизмы?» (обогащают нашу речь, делают ее более образной).

 

Задание № 4.Посмотрите на рисунки (распечатка из дидактического материала) и вспомните известные вам фразеологизмы. Напишите их.

Медведь на ухо наступил (нет слуха); спустя рукава (плохо с ленцой); как с гуся вода( не слушает, все нипочем); купить кота в мешке (незнамо что); кот наплакал (нет ничего); как рыба в воде;корова языком слизала (исчезло); тянуть кота за хвост (время растрачивать даром, впустую); как собаке пятая нога и др.

 

Задание № 3.(дополнительно)

Подберите к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напишите их.

1.исчезнуть                    1.сломя голову

2.обдумать                     2.водой не разольешь

3. постепенно                3. спустя рукава

4. неторопливо, вяло     4.чудеса в решете

5. проучить, наказать    5. как сквозь землю провалиться

6. сплетничать               6.пораскинуть умом

7. необыкновенно         7. как сонная муха

8. небрежно                   8. чесать языком

9. стремительно            9.шаг за шагом

10. неразлучны             10. показать, где раки зимуют

 

Отгадайте фразеологическую загадку:

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

 

  1. Итак, следующее задание «Доскажи до конца».

Дружнее этих слов – ребят  На свете не найдешь. О них обычно говорят:                              Водой не разольёшь.

 

Товарищ твой просит украдкой      Ответы списать из тетрадки.             Не надо! Ведь этим ты другу       Окажешь медвежью услугу.

 

Мы исходим городок           Буквально вдоль и поперек         И так устали мы в дороге

 Что еле волочили ноги.

Оказывается, у некоторых фразеологизмов другая история роисхождения. При выполнении следующего задания вам предстоит выяснить, из каких профессий в нашу речь пришли некоторые фразеологизмы.

  1. Прочитайте фразеологизмы в первом столбике, найдите лишний, объясните почему.

Прочитайте фразеологизмы во втором столбике, найдите лишний.

Рукой подать                        Черепашьим шагом

В двух шагах                        Повернуться негде

Со всех ног                           Яблоку негде упасть

Быть под боком                    Как сельдей в бочке

(Учитель подчеркивает названные фразеологизмы.)

 Сравните два фразеологизма. Что можете о них сказать? С каким явлением русского языка встретились? (Антонимия).

Сегодня мы с вами выполним очень интересное задание, напишем сочинение-миниатюру, используя в нем фразеологизмы, которые встретились на уроке.

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, по какой теме?

Но сначала послушайте, как один ученик предложил свой вариант ответа:

галошааа                         Мне сказали, что Алёша

                        На уроке сел в галошу!

                        Я ответил: «Это ложь!

                        Нет таких больших галош!»

Правильно ли рассуждал мальчик? Почему?

 Когда так говорят - сесть в галошу?

 

Предлагаю вам назвать мальчика Алёша, и тогда сочинение будет называться «Как Алеша сел в галошу». (Учитель открывает плакат с названием сочинения).

 

 

 

 

 «Как Алеша сел в галошу

Вчера Алеша бил баклуши и не приготовил домашнее задание. Сегодня его спросили на уроке английского языка. Понурив голову, Алеша пошел к доске. Он готов был провалиться сквозьземлю. А Алеше было так стыдно, что в жар бросало. Он прятал взгляд от учительницы. «Надобраться за ум! – решил Алеша. – Не буду больше на уроках ворон ловить. Я должен знать английский язык назубок!».


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)