русский язык 18.11 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.
Задачи урока:
- обучающие: повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.
-воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные
-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.
- умение оценивать свою работу на уроке
познавательные
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
коммуникативные
- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Предметные:
-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку
- Я начну, а вы продолжите
Прозвенел и смолк…(звонок)
Начинается…(урок).
Мы за парту дружно…(сели)
И на доску…(посмотрели).
Мы сегодня опять
Учиться будем…(писать).
Открываем тетради и записываем число.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
II. Актуализация знаний
- Прочитайте предложения: (3 мин.) Презентация сл1
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Как можно назвать эти предложения, одним словом?
- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
2. Минутка чистописания. Словарная работа(3 мин.)
Сначала мы немного поиграем. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске записывает и проговаривает его, называет орфограмму)
Коза, Рита, тупик, листья, ветер, тонна.
Из букв, обозначающих, орфограммы, составить слово (КОРЕНЬ)
- Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?
( Корень есть у дерева, у зуба, в слове)
III. Самоопределение к деятельности
В толковом словаре Ожегова Слово КОРЕНЬ - многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.
Существует такая пословица:
Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы.
Как вы ее понимаете?
Какое значение слово корень имеет отношение к предмету «Русский язык»?
Кто сможет определить тему нашего урока?
Тема урока: Корень слова.
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Вспомнить, какие слова называются однокоренными.
- Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?»
- Научиться находить и выделять корень в словах.
IV. Работа по теме урока
1. Вспомним цель урока. Каков первый вопрос?
- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите. Презентация слайд 2
вода, водитель, водичка
Какое слово лишнее? Почему?
мороз вьюга стужа
- А эти слова будут однокоренными? Докажите.
Вывод.
- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?
- Какие слова мы будем называть однокоренными?
![]() |
- Очень хорошо. Молодцы!
2. Работа над упражнением 132 с.74
Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.
Правило стр.74
3.Беседа, работа по учебнику (c.74 -75)
- Главный вопрос урока? Что такое корень и как найти корень в словах?
- Кто уже может ответить на вопрос урока?
- Правило стр.75
- Как найти в слове корень?
4.Физминутка
- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.
Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.
5.Работа с упр.135
6.Работа с упр.136 (проверка презентация слайд 3)
7. Работа в паре.
На карточках слова:
1 пара: лодка, лодочка, плот
2 пара: ложка, ложь, ложечка
3 пара: часовщик, часть, час.
4 пара: золото, жёлтый, золотой.
5 пара: желток, железо, жёлтый.
6 пара: гусь, гусеница, гусята.
7 пара: сад, седло, садовый.
8 пара: ветер, метель, втерок.
9пара: село, сила, сельский.
10пара: образ, обрезать, образный.
-Найдите в каждой строчке лишнее слово и обоснуйте ответ.
- Проверка (фронтально)
Запишите в тетради, выделите корень.
8. Работа по учебнику (с.75 упр.134)
Работа со словарем однокоренных слов (с.146) по рядам:
1 ряд - с корнем – дал-
2 ряд – с корнем – дол-
3 ряд – с корнем – мир-
- Выделить в однокоренных словах корень.
- Как пишется корень в однокоренных словах?
VI. Рефлексия. Итог. Домашнее задание
- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
- Мы достигли цели урока?
- Что такое корень слова?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Как найти в слове корень?
Д/З стр.74 упр.133
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.