Русский язык. 4 класс. Олимпиадные задания (подготовка)
Оценка 4.6

Русский язык. 4 класс. Олимпиадные задания (подготовка)

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
русский язык
4 кл
04.12.2021
Русский язык. 4 класс. Олимпиадные задания (подготовка)
Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 4 классов
Русский язык. 4 класс. Олимпиадные задания (подготовка).docx

Вариант 1

Школьный  тур

1.                                                                  Диктант

На  полянке  были  разбросаны  кусты  можжевельника.  Среди   них  на  краю  полянки  поднималась  высокая  ель.  На  верхушке  её  сидел  певчий  дрозд.

(По  М.  Пришвину.)

Оценка.  Если  диктант  написан  безошибочно,  он  оценивается  15  баллами.  За  каждую  ошибку  вычитается  1  балл,  за  каждое  исправление  неграфического  характера  вычитается  0,5  балла.

 

2.  Выпиши  из  текста  диктанта  любое  имя  существительное,  укажи  всё,  что  ты  о нём  знаешь  (морфологические  признаки).  Найди  и  подчеркни  имена  существительные,  которые  стоят  в  предложном  падеже.

Оценка.  Если  указаны  всё  морфологические  признаки – 1 балл,  если  не  указан  один  из  этих  признаков – 0,5  балла.  За  каждое  подчёркнутое  существительное  в  предложном  падеже – 0,5  балла.

 

3.  Замени  устойчивое  выражение  близким  по  значению  словом.

            Прикусить  язык.

            Как  снег  на  голову.

            Мозолить  глаза.

Оценка.  Каждое  правильно  подобранное  слово –  2 балла.

 

4.  Запиши  10  имён  существительных  с  безударной  гласной  корня  на  тему  «Школа».

Оценка.  Каждое  правильное  слово – 1 балл.

 

5.  Спиши,  укажи  части  речи.

            Бабка  Дарья  холст  чернила,

            Внучка  пролила  чернила.

                                    Снежное  покрывало

                                    Всё  поле  покрывало.

Оценка.  За  каждое  правильное  слово – 1 балл.

 

6.  Спиши,  вставь  пропущенные  буквы,  поставь  ударения.

            Алф … вит,  др … мота,  кр … пива,  щ … вель,  р … мень,  к … мбайнер, 

к … л … метр.

Оценка.  За  каждое  правильно  вставленную  букву – 1 балл,  за  каждое  ударение – 1 балл.

 

7.  Напиши  цепочку  из  семи  словарных  слов  так,  чтобы  первая  буква  последующего  слова  была  такой  же,  как  последняя  буква предыдущего  слова.

Оценка.  За  каждое  правильное  слово – 1 балл.

 

Окружной  тур

1.                                                              Диктант

Идёшь  в  лес  по  тропинке.  Справа  и  слева  широким  многоцветным  морем  рассыпаются  луговые  и  лесные  цветы.  А  у  самой  тропинки  по  обочинам  канав  кланяются  вам  знакомые  весёлые  ромашки.

(По  М.  Соколову-Микитову.)

Оценка.  Если  диктант  написан  безошибочно,  он  оценивается  15  баллами.  За  каждую  ошибку  вычитается  1  балл,  за  каждое  исправление  неграфического  характера  вычитается  0,5  балла.

 

2.  Выпиши  из  текста  диктанта  любое  имя  прилагательное,  укажи  всё,  что  ты  о нём  знаешь  (морфологические  признаки).  Найди  и  подчеркни  имена  существительные  и  имена  прилагательные,  которые  стоят  в  творительном  падеже.

Оценка.  Каждое  правильное  выполнение – 1 балл.

 

3.  Спиши.  Подчеркни  имена  существительные,  которые  использовал  поэт,  чтобы  так  ярко  нарисовать  зимний  пейзаж.  Укажи  их  склонение,  запиши,  какой  падеж  здесь  отсутствует.

Зимняя  бахрома.

                                    На  сосне  и  на  берёзе – бахрома:

                                    Белой  пряжей  их   запутала  зима.

                                    И  оставила  распутывать  весне

                                    Эту  пряжу  на  берёзе  и  сосне.

                                                                         (В.  Орлов.)

 

Оценка.  За  каждое  правильно  подчёркнутое  существительное – 0,5 б.,  за  указание  падежа – 1 б.,  за  склонение – 0,5 б.

 

4.  Спиши.  Найди  к  каждому  устойчивому  сочетанию   в  левой  колонке  противоположное  в  правой,  соедини  линией.

 

Держать  ухо  востро.

Сидеть  сложа  руки.

От  рук  отбиться.

Во  всю  Ивановскую  (кричать).

От  доски  до  доски  (читать).

На  чужой  шее  сидеть.

Держать  в  ежовых  рукавицах.

Держать  язык  за  зубами.

Воды  в  рот  набрать.

Ворон  считать.

В  руки  взять.

Своим  горбом  жить.

Не  покладая  рук.

Лясы  точить.

Оценка.  За  каждое  правильное  соединение – 2 балла.

 

5.  Запиши  шесть  слов  с  двумя  безударными  гласными  е  в  корне.

Оценка.  За  каждое   слово – 1 балл.

 

6.  Спиши  существительные,  рядом  запиши  их  во  множественном  числе.

            Курица,  морское  судно,  чудо,  небо,  ребёнок,  человек.

Ответ:  курицы,  куры;   суда,  чудеса,  небеса;  ребята,  дети;  люди,  человеки (устар.)

Оценка.  За  каждое   слово – 1 балл.

 

7.  Спиши,  распределяя  слова  в  две  группы.

Существительное,  корень,  прилагательное,  глагол,  окончание,  предлог,  суффикс,  приставка,  союз,  местоимение.

Оценка.  За  правильно  выполненное  задание – 2 балла.

 

Городской  тур

Вариант 1

1.                                                                            Диктант

            Внезапно  у  самого  бота  лодки  вынырнула  громадная  горбатая  спина  чёрной  рыбы  с  острым,  как  кухонный  нож,  спинным  плавником.  Рыба  нырнула  и  прошла  под  резиновой  лодкой.  Должно  быть,  это  гигантская  щука.  Она  могла  задеть  резиновую  лодку  пером  и  распороть  её,  как  бритвой.

(По  К.  Паустовскому.)

2.  Спиши,  укажи  части  речи.

            Из-за  холодных  утренних  рос  хлеб  рос  медленно.

            Простой  трактора  произошёл  по  простой  причине:  водовоз  не  подвёз  воды.

 

3.  Письменно  объясни,  как  ты  понимаешь  эти  выражения.

            Делать  из  мухи  слона.

            Стрелять  из  пушки  по  воробьям.

            Как  кошка  с  собакой.

 

4.  Составь  и  запиши  словосочетания,  употребив  существительные  из  скобок  во  множественном  числе.

            У  новых  (скатерти),  около  речных  (пристани),  пуговицы  от  (наволочки),  ветки  (черешня),  герои  (басня),  пять  (простыни),  продажа  (полотенца),  шесть  (килограммы)  (апельсины).

Ответ:  У  новых  скатертей,  около  речных  пристане’й,   пуговицы  от  наволочек?

ветки  черешен,  герои  басен,  пять  просты’нь  или  простыне’й,  продажа  полотенец,  шесть  килограммов  апельсинов.

 

5.  Какие  три  правила  требуют  подбирать  однокоренные  слова  для  проверки  орфограммы  корня?  Допиши  все  три  правила,  приведя  к  каждому  по  два  примера.

            1)  Для  проверки  слов  …

            2)  Для  проверки  слов  …

            3)  Для  проверки  слов  …

Вариант 2

1.                                                                    Диктант

Молодой  месяц  низко  висел  над  лесом.  Нежный  его  свет  блестел  в  дождливых  тучах.  Пахло  мокрой  травой.  В  парке  куковала  запоздалая  кукушка.  Потом  луна  зашла,  загорелись  звёзды,  но  их  скоро  закрыл  рассветный  туман.  Он  задержался  долго,  пока  не  взошло  и  не  пригрело  землю  спокойное  солнце.

(По  К.  Паустовскому)

 

2.  От  существительных  образуй  глаголы  с  частицей  «-ся».

            Пояс,  правда,  свет,  земля,  луна,  свобода.

 

3.  Найди  орфографическую  ошибку  в  стихотворении.

Ягодка

            Бывает  ягода  брусника,

            Черника,

            Клюква,

            Земляника.

            А  есть  ли  ягодка

            Грусника?

            А  веселика

            Тоже  есть?

            Конечно,  есть!

            Глядите,

            Глядите-ка  на  Витю –

            За  ягодкой  нагнётся,

            Сорвёт  и  засмеётся.

            А  Таня  и  Наташа –

            Так  эти  даже  пляшут.

            Весёлые  все  дети,

            Грустно  только  Пете.

            Не  съел  ли  скучники

            Он  вместо  черники?

            А  может  быть,  он  вместо  клюквы

            Попробовал  ягодку  злюквы?!

            Ох,

            Кто  объестся  этих  ягод,

            Тот  может  стать

            Сердитым

            На  год!

            Скорей  помогите  мне,  дети,

            Найти  веселику  для  Пети!

                                                 (В.  Данько.)

 

Выпишите  это  слово,  подбери  проверочное.

Ответ:  Грустника – грусть.

 

4.   Сгруппируй  данные  слова  так,  чтобы  в  каждой  группе  оказались  только  формы  одного  и  того  же  слова.

            Читаю,   читал,  час,  везите,  часы,  чтец,  военный  завод,  военная  походка,  все  были  дома,  чтецы,  прошёл  мимо,  читка,  скорый,  более  скорый,  скорее,  пройдёт  мимо  дома,  шум  в  доме.

 

5.  В  книге   К.  И.  Чуковского  «От  двух  до  пяти»  говорится  «Когда  ребёнок  услышал,  что  пришедшая  в  гости  старуха  «собаку  съела»  в  каких-то  делах,  он  спрятал  от  неё  любимого  щенка».  Может  быть,  мальчик  напрасно  испугался?  Докажите.

Ответ:  «Собаку  съел» - имеет  большой  опыт,  навык,  основательные  знания  в  чём-либо.  Мальчик  напрасно  испугался, т. к.  он  понял  фразеологическое  сочетание  «собаку  съел»  в  прямом,  а  не  в  переносном  смысле.

 

6.  Составь  словосочетания,  в  которых  слова  «седой»,   «бархатный»,  «прямой»  употреблены  в  переносном  значении.

 

7.  Запиши  существительные,  у  которых   начальная  форма  совпадает  по  написанию  с  неопределённой  формой  глагола.

Ответ:  печь,  течь,  стать,  знать.

 

8.  Определи,  сколько  раз  встречается  [т] в  предложении.

        Директор  предприятия  подписал  документ  и  отдал  его  представителю  подшефной  фабрики.

 

Окружной  тур

1.                                                                    Диктант

            Настоящую  песню  скворца  надо  слушать  лишь  ранним  утром.  Тут  и  кусочки  соловьиных  трелей,  и  резкое  мяуканье  иволги,  и  сладкий  голосок  малиновки,  и  музыкальное  лепетание  пеночки,  и  тонкий  свист  синички.

(По  А.  Куприну)

 

2.  Укажи,  какой  частью  речи  являются  подчёркнутые  слова.

Шурка.

                        Я  смотрю – в  избе  мой  брат,

                        У  него  шинель  до  пят.

                        Он  с  запиской  отпускной

                        К  нам  пришёл  на  выходной.

                        Шурка – слесарь  в  мастерской,

                        Он  такой  степенный,

                        Представительный  такой,

                        Прямо  как  военный.

3.  Выпиши  из  ряда  слов  родственные  слова  и  формы  одного  и  того  же  слова.

            Лес,  лесник,  прелесть,  лесной,  перелесок,  лесники,   лесенка,  лесничий,  лесником,  лесничество,  слесарь.

 

4.  Поставь  существительные  в  форму  родительного  падежа  множественного  числа.

            Яблоко,  помидор,  телёнок,  килограмм,  чулки,  сапоги,  носки.

Ответ:  Яблок,  помидоров,  телят,  килограмм, килограммов,  чулок,  сапог,  носок, носков.

 

5.  Объясни  фразеологизм  «знать  назубок».

 

6.  Запиши  имя  мальчика,  в  которое  можно  вписать  какую-нибудь  букву,  чтобы  получилось  название  деревянных  шестов  с  заострёнными  концами.  Запиши  получившееся  слово.

Ответ:  Коля – колья.

 

7.  Соедини  слова  правого  и  левого  столбиков  так,  чтобы  получить  новые.

                                    Сено                                    овод

                                    Банк                                    рот

                                    Стол                                    ежи

                                    Зал                                      глас

                                    Свет                                    ода

                                    Яр                                        вал

                                    Воз                                      очки

                                    Газ                                      ёлка

                                    Гриб                                   марка

                                    Хор                                     он

                                    Бор                                     яр

 

Ответ:                      Сено                                    овод

                                    Банк                                    рот

                                    Стол                                    ежи

                                    Зал                                      глас

                                    Свет                                    ода

                                    Яр                                        вал

                                    Воз                                      очки

                                    Газ                                      ёлка

                                    Гриб                                   марка

                                    Хор                                     он

                                    Бор                                     яр

 

8.  Определи,  сколько  раз  встречается  [ж]  в  предложении. 

            Тихонько  жужжит  звук,  визжит  и  дрожит.

Ответ:  4 раза.

 

Вариант  3

1.                                                                  Диктант

            Зяблики  прилетают  к  нам  в  середине  апреля.  Много  зябликов  гнездится  в  береговом  лесу,  в  овраге.  О  своём  прилёте  зяблик  оповещает  громким  пением.  Вот  он  сидит  на  безлистой  ветке  дерева  и  поёт.

(По  В.  Тютереву)

 

2.  Какими  частями  речи  могут  быть  эти  слова: «дали»,  «пила»,  «соли»?  Составь  с  ними  словосочетания  и  разбери  по  составу.

Ответ:  сущ.,  гл.

 

3.  Употреби  числительные  «два»  и  «двое»  с  существительными.

            Подруга,  министр,  доярка,  петух,  курица,  сани,  баня,  щипцы,  огурцы,  сутки,  утки,  брюки,  руки.

 

4.  Разбери  по  составу.

            Подделка,  ссора,  воссоединение,  конный,  стульчик,  перчик,  переплётчик,  огурчик.

 

5.  Замени  одним  словом  фразеологизмы.

            Мозолить  глаза,  точить  лясы,  клевать  носом,  бить  баклуши.

 

6.  Определи,  сколько  раз  встречается  [ш]  в  предложении.

            Не  тот  хорош,  кто  лицом  пригож,  а  тот  хорош,  кто для  дела  гож.

 

7.  Подбери  несколько  эпитетов  к  словам.

            Глаза,  уши,  душа,  улыбка.

Ответ:  глаза – сияющие,  ясные,  потухшие; уши – чуткие,  музыкальные,  ослиные;  душа – добрая,  чистая,  золотая;  улыбка – натянутая,  чарующая,  светлая.

 

Городской  тур

1.                                                              Диктант

            На  глинистых   склонах  оврагов,  лесных  опушках  уже  в  середине  апреля  раскрылись  жёлтые  соцветия  мать-и-мачехи.  Цветы  сидят  на  стебельках  без  листьев.  Лишь  после  цветения  появляются  сердцевидные  листья  мать-и-мачехи.  Пощупайте  их – снизу  они  тёплые  и  мягкие,  сверху – холодные  и  жёсткие.  Отсюда  и  название  этого  растения – мать-и-мачеха.

(По  И.  Акимушкину)

 

2.  Какими  частями  речи  могут  быть  следующие  слова?

            Мели,  окуни,  пряди,  простой.

Составь  с  ними  словосочетания  и  разбери  их  по  составу.

 

3.  Образуй  формы  именительного  и  родительного  падежей  множественного  числа  от  слов,  поставь  ударения.

            Округ,  грамм,  аэропорт,  помидор,  катер,  апельсин,  носок.

Ответ:     Им. п.                                                Р. п.

            округа’                                                округо’в

            гра’ммы                                              грамм   и  граммов

            аэропо’рты                                         аэропо’ртов

            помидоры                                          помидоров

            катера’                                                 катеро’в

апельсины                                          апельсинов

носки                                                    носок  и  носков

4.  Подбери  существительное,  прилагательное,  глагол,  чтобы  в  каждом  из  них  были  приставка,  корень,  суффикс  и  окончание.

 

5.  Объясни,  что  обозначает  фразеологизм  «белены  объелся».

Ответ:     в  деревне  на  задворках  и  свалках  вы  можете  встретить  высокие  кусты  с  грязно-жёлтыми  в  лиловых  прожилках  цветами  с  неприятным  запахом.  Это  и  есть  белена – очень  ядовитое  растение.  Её  семена  напоминают  мак,  но  тот,  кто  их  съест,  становится  как  бы  безумным:  бредит,  буйствует  и  нередко  умирает.  Теперь  понятно,  почему  выражение  «он  точно  белены  объелся»  применяется  в  народе  к  людям,  делающим  всевозможные  глупости,  к  буянам,  чудакам,  к  тем,  у  кого  «ум  за  разум  зашёл»?

 

6.  Выпиши  слова,  в  которых  только  твёрдые  согласные.

            Водит,  пашешь,  верит,  смех,  мел,  можешь, матч.

Ответ:     пашешь,  можешь.

 

7.  Придумай  предложения,  в  каждом  из  которых  был  бы  один  из  синонимов.

            Интересный,  забавный,  внимательный.

 

8.  Найди  однокоренные  слова.  Выпиши  их,  выдели  корень.

                        Дождик  льёт – кругом  вода,

                        Мокнут  столб  и  провода,

                        Мокнут  кони  и  подвода,

                        Дым  над  крышами  завода,

                        От  бегучих  быстрых  вод

                        Задрожал  водоотвод.

                        Протекает  небосвод.

                        На  земле  водоворот,

                        А  по  лужам  у  ворот

                        Дети  водят  хоровод.

(Л.  Яхнин)

 

Вариант  4

Окружной  тур

1.                                                                 Диктант

            Озеро  Лача  самое  крупное  в  Архангельской  области.  Оно  расположено  среди  болот  и  имеет  вытянутую  форму.  В  нём  живёт  пятнадцать  видов  рыб:  лещ,  язь,  плотва,  сиг,  ряпушка,  ёрш,  налим  и  другие.  У  города  Каргополя  из  озера  Лача  вытекает  река  Онега.  Озеро  мелеет   и  может  превратиться  в  болото.

            Примечание:  предупредить  о  постановке  двоеточия.

 

2.  Составь  и  напиши  объявление.

            Примечание:  Требования  к  объявлению  в  учебнике «Детская  риторика,

2 кл.»

 

3.  От  прилагательного  «синий»  образуй  имена  существительные  и  глаголы.

 

4.  Выпиши  группы  родственных  слов,  выдели  корень.

            Бас,  бассейн,  басня,  басить,  басенный,  баснословный,  басовитый,  басок,  побасенки,  басовый.

 

5.  Найди  ошибки.  Запиши  правильно.

            Водитель  попросил  оплатить  за  проезд.

            В  этом  рассказе  рассказывается  про  жизнь  лесных  животных.

            Я  хочу  рассказать  за  новую  книгу.

 

6.   Вставь  пропущенные  буквы,  объясни  правописание.

            Деревенский  ст … рожил  сад  колхозный  ст … рожил.

 

7.  Спиши  предложение,  выпиши  пары  слов  с  вопросами.  Запиши  название  произведения  и  автора.

            К  большому  листу  подплыла  жаба  и  поставила  туда  ореховую  скорлупу  с  девочкой.

 

8.  Составь  лесенку  слов  на  букву  «М»,  чтобы  каждое  следующее  слово  было  на  одну  букву  больше  предыдущего.

            М *

            М * *

            М * * *

 

9.  К  данным  устойчивым  сочетаниям  припиши  близкий  по  значению  глагол  в  том  же  лице  и  числе.

            Вставляет  палки  в  колёса.

            Обведёшь  вокруг  пальца.

            Пропускает  мимо  ушей.

            Зарубить  на  нос.

 

10.  Соедини  части  пословиц,  запиши  получившиеся  пословицы.

            На  словах  и  так  и  сяк …                                 покажи  делом.

            На  словах  города  берёт …                              да  скупа  на  дела.

            Не  храбрись  словом  …                                    а  на  деле  ни  шагу  вперёд.

            Щедра  на  слова  …                                            а  на  деле  никак.

 

Городской  тур

1.                                                              Диктант

            В  нашей  стране  создано  множество  памятников,  воздвигнуты  обелиски  на  могилах  воинов,  павших  за  свободу  Отечества.  Герой  Советского  Союза  Александр  Григорьевич  Торцев  родился  в  селе  Жердь  Мезенского  района.  В  нашем  городе  его  именем  названа  улица.  На  улице  Торцева  находятся  гимназия,  институт,  управление  образования.  Летом  улица  утопает  в  прелестной  зелени  берёз,  тополей,  акаций.

 

2.  Составь  портрет  знакомого  человека,  используя  как  можно  больше  прилагательных  к  данным  именам  существительным.

            Лицо  — …

            Лоб  — …

            Нос — …

            Волосы — …

            Взгляд — …

            Улыбка — …

 

3.  Запиши,  изменив  написание  предложения  так,  чтобы  изменился  смысл  вопроса.

            Зачем  язык  во  рту?

            Почему  самолёты  летают?

            Зачем  прячется  солнце?

            Отчего  утки  летают?

Ответ:   За  чем  язык  во  рту?

               По  чему  самолёты  летают?

 

4.  Выдели  одинаковые  окончания  в  словах.

            Домов,  столов,  ковров,  коров,  голов,  основ.

            Степей,  ножей,  батарей,  шей,  ушей,  юношей.

 

5.  Запиши  глагол,  родственный  глаголу  «петь»,  который  в  прошедшем  времени  женского  рода  совпадает  по  звучанию  и  написанию  с  существительным.

 

6.  Разбери  по  составу.

            Слепить  глаза – слепить  игрушку.

            Скупить  книгу – скупой  на  ласку.

 

7.  Укажи  части  речи  в  отрывке  из  сказки  Л.  Кэрролла  «Приключения  Алисы  в  Стране  чудес».

            Выркалось.

            Хливкие  шорьки

            Пырялись  по  наве,

            И  хрюкотали  зелюки,

            Как  мюмзики  в  мове.

            О  бойся  Бармаглота,  сын!

            Он  так  свиреп  и  дик,

            А  в  гуще  рымит  исполин –

            Злопастный  Брандышмыг!

 

8.  Отгадай  слова,  запиши отгадки.

            Корень  мой  ищи  в  «цене»,

            В  «очерке»  найди  приставку  мне,

            Суффикс  мой  в  «тетрадке»  все  встречали, 

            Вся  же – в  дневнике  я  и  в  журнале. 

 

                        Корнем  с  «дорогой»  роднится,

                        В  «сборе»  приставка  таится,           

                        Суффикс – как  в  слове  «родник»,

                        Целым  же  в  космос  проник.

           

            Мой  корень – родственник  «сраженью».

            Приставка – в  слове  «заявление»,

            В  «наборщике»  есть  суффикс  мой,

            А  весь – тружусь  я  под  землёй.

Ответ:   оценка,  спутник,  забойщик.

 

Вариант  5

Окружной  тур

1.                                                                 Диктант

            Весь  мир  знает  имя  Александра  Сергеевича  Пушкина,  читает  его  произведения.

            Солнцем  русской  поэзии  называют  его  тысячи  жителей  Земли.  В  этом  году  исполняется  двести  лет  со  дня  его  рождения.  Благодарные  потомки  даже  зимой  у  подножия  памятника  поэту  оставляют  живые  цветы.

            Александр  Сергеевич  Пушкин – слава  и  гордость  нашей  Родины.

            Примечание:  предупредить  о  постановке  тире  в  последнем  предложении.

 

2.  Объясни  в  каком  падеже  стоят  существительные,  докажи  примерами.

            Берёза,  руки,  человека.

(11 вариантов)

 

3.  Запиши,  какие  получатся  слова,  если  прочесть  их  от  конца  слова  к  началу,  учитывая  звуки,  а  не  буквы.

            Лог,  люк,  парк.

Ответ:   кол,   куль,  краб.

 

4.  К  словам  левого  столбика  подбери  и  запиши  объяснение  из  правого  столбика.

Вежливый,  учтивый.

 

Любезный.

Деликатный.

 

Обходительный.

Не  только  вежливый,  но  и  приветливый.

Соблюдающий  правила  приличия.

Не  только  вежливый,  но  и  мягкий  в  обращении.

Очень  вежливый,  предупредительный.

 

5.  Прочитай  предложения,  найди  ошибки.  Запиши  предложения  правильно.

            Повар  посолил  суп  солью.

            У  Юры  жил  молодой  котёнок.

            На  хрустальной  люстре  было  много  висячих  висюлек.

 

6.  Прочитай  и  запиши  слова  путём  перестановки  букв  и  слогов.  Подчеркни  «лишнее»  слово,  объясни,  почему  оно  «лишнее».

            ныстачй

            лодевой

            мучезанный

            горазвор

Ответ:   частный,  деловой,  замученный,  разговор.

 

7.  Запиши,  что  означают  данные  фразеологизмы.

            Задать  головомойку,  намылить  шею,  голову.

            После  дождичка  в  четверг.

            За  пояс  заткнуть.

Ответ:   сильно  отругать;  никогда;  одержать  полную  победу,  доказать  бесспорное  преимущество.

 

Городской  тур

1.  .                                                                 Диктант

            Творчество  Александра  Сергеевича  Пушкина  возвышается  горной  вершиной  у  истоков  золотого  века  русской  литературы.  Стихи  его  прекрасны!..Читаешь  их,  и  будто  поднимают  они  тебя  над  землёй,  и  ты  чувствуешь,  видишь  всё,  о  чём  написал  поэт.  Как  много  в  них  тепла,  сердечности,  золотистого  цвета!  Они  звучат  как  музыка.

2.  Замени  русскими  пословицами,  выражающими  такой  же  смысл,  пословицы  разных  народов.

            Тот  не  заблудится,  кто  спрашивает.

            Тот,  кто  не  учится,  ходит  в  потёмках.

Ответ:   Язык  до  Киева  доведёт.

               Учение – свет,  неучение – тьма.

 

3.  К  словам  левого  столбика  подбери  и  запиши  объяснение  из  правого  столбика.

Свирепый

 

 

Бессердечный

 

Безжалостный

 

 

Жестокий

чересчур  суровый,  причиняющий  боль  другим.

 

подчёркивает  бездушное  отношение.

 

говорит  о  большой  жестокости,  соединённой  со  злостью.

 

беспощадный  к  людям,  их  страданиям.

 

4.  Прочитай  предложения,  определи,  правильно  ли  употреблены  местоимения.  Запиши  предложения  правильно.

            На  берёзах  сидят  снегири.  Они  занесены  снегом.

            Люба  кормила  кошку  рыбой.  Она  её  любила.

            Катя  встала  на  скамейку.  Она  покачнулась.

 

5.  Запиши,  что  означают  данные  фразеологизмы.

            Витать  в  облаках.

            Плясать  под  чужую  дудку.

            Играть  в  бирюльки.

Ответ:   блаженно  грезить,  фантазировать  невесть  о  чём.

              Подчиняться  кому-нибудь;

              Заниматься  ерундой,  пустяками,  оставляя  в  стороне  главное  и  важное.

 

6.  Составь  и  запиши  рассказ  по  его началу.

            Кот  Васька  и  старик  часто  рыбачили.  Старик  удил  рыбу.  Васька  сидел  рядом.

            Однажды …

 

           

                

 

 

 


 

Вариант 1 Школьный тур 1

Вариант 1 Школьный тур 1

Окружной тур 1.

Окружной тур 1.

Спиши существительные, рядом запиши их во множественном числе

Спиши существительные, рядом запиши их во множественном числе

Вариант 2 1.

Вариант 2 1.

Ответ: Грус т ника – грусть

Ответ: Грус т ника – грусть

Выпиши из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова

Выпиши из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова

Ответ: 4 раза. Вариант 3 1

Ответ: 4 раза. Вариант 3 1

Образуй формы именительного и родительного падежей множественного числа от слов, поставь ударения

Образуй формы именительного и родительного падежей множественного числа от слов, поставь ударения

Вариант 4 Окружной тур 1

Вариант 4 Окружной тур 1

Зарубить на нос. 10.

Зарубить на нос. 10.

Скупить книгу – скупой на ласку

Скупить книгу – скупой на ласку

Берёза, руки, человека. (11 вариантов) 3

Берёза, руки, человека. (11 вариантов) 3

Замени русскими пословицами, выражающими такой же смысл, пословицы разных народов

Замени русскими пословицами, выражающими такой же смысл, пословицы разных народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2021