Русский язык. 4 класс Тема: Части речи"
Оценка 5

Русский язык. 4 класс Тема: Части речи"

Оценка 5
docx
20.09.2020
Русский язык. 4 класс Тема: Части речи"
Урок по русскому языку 4 класс Части речи.docx

Тема: Части речи

Цель: обобщить и закрепить знания о частях речи.

Задачи

 - образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению информации о частях речи;

 - развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;

 - воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся умения слушать и уважать другое мнение;

 - здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 мин) (слайд 1)

1. Психологический настрой.

 - Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Упражнение на внимания. (На доске рисунки солнышек: одно – весёлое, другое – хмурое, третье – грустное)(слайд 2)

 - Какое солнышко вам больше нравиться?

 - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

II. Актуализация знаний, целеполагание (3 мин)

1. Формулировка темы и целей урока.

 - Посмотрите на данный шифр и на ключи к нему:

1  2 3  4 5  6 7 8

 1  ч  м л  р а й к н

 2  т и в  е о ь  ы с

1 - 1, 1 - 5, 2 - 8, 2 - 1, 2 - 2

1 - 4, 2 - 4, 1 - 1, 2 - 2,

 - Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете тему нашего урока

 - Что вы уже знаете о частях речи? Все ли могут назвать, на какие группы делятся части речи, определить, к какой части речи относится то или иное слово?

 - Значит, цель нашего урока какая?

 - Обобщить и закрепить знания о частях речи, уметь определить, к какой части речи относится то или иное слово.

 3. Орфографическая работа (3 мин)

 

Учитель: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Какие орфограммы встретились.

   Из ч..щи кустов слышался гол..с иволги. В л..су дышалось ле..ко. Хотелось прилечь на з..лёный к..вёр и слушать дивное пение птиц. Проверка по слайду.

 

3. Совместное обобщение знаний.
Учитель: С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название…. (Назовите имя). Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.

Учитель: Как вы думаете, о чём оно утверждало? (Имя существительное – самая главная часть речи)

 Учитель: По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Учитель:  И я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Прочитайте отрывок из стихотворения А. А. Фета. (Слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.3

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.3

Учитель: - Послушайте такое задание сосчитайте  все слова в стихотворении (22 слова).
                 - А теперь сосчитайте  имена существительные (14 слов).
Учитель: Какие части речи преобладают в этом тексте? (существительных 14,  а других  частей речи  8)

 Учитель: Да, действительно, почти одни существительные. Поэт передаёт  главную мысль произведения:  что любовь – прекрасное чувство на Земле. Нежные чувства, спокойствие.  И звучит поэтично, глубоко, красиво  и выразительно.

Учитель: Что же обозначают имена существительные? (Обозначают предметы, явления, состояния)

Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.

Учитель: - Расскажите о грамматических признаках имени существительного. Слайд

(вернуться к слайду)

Учитель: Что обозначает условное обозначение около слова? (Надо разобрать слово, как часть речи.

(У доски с комментированием выполняет морфологический разбор один ученик)
Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.
- А теперь самостоятельно
 Лица – (чего?), н.ф., лицо, сущ., неодущ., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.  (Взаимопроверка друг у друга  по слайду)

Учитель: Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи. Но в спор вступила другая часть речи – глагол.
Учитель: Как вы думаете, что говорил глагол? (Глагол – самая важная и нужная часть речи.)
Учитель: Чтобы выяснить, прав ли глагол, понаблюдаем за ними в высказывании А.М.Горького. Слайд

Учитель: Прочитайте высказывание.
 «Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку».
Учитель: Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение.

Учитель: Да, ребята - книга путеводитель по жизни. Она открывает свои тайны и открывает дорогу к знаниям.
Учитель: Назовите глаголы, которые встретились в тексте. (Любите, научит, уважать, окрыляет.)

Учитель: Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили? Слайд

Учитель: Какой вывод можно сделать из наблюдений? (непонятная речь, хотя существительных много,  читательское восприятие движется от действия к действию) В нашей жизни мы не можем обойтись без действий, т.е. без глаголов. Учитель: - Расскажите о грамматических признаках глагола.

 Слайд

Учитель: Посмотрим, как вы умеете разбирать глаголы по составу.
(Ученики  с комментированием выполняют разбор по составу глаголов из данного высказывания.)
Любите, научит;  уважать, окрыляет. ( по очереди.

Учитель: Молодцы!

       Учитель: А сейчас ребята, вы поработаете самостоятельно. Даны слова: перелетают,  сделаем, читают. Взаимопроверка друг у друга.
Учитель: Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор по составу. Но спор вступила еще одна часть речи – имя прилагательное. 

Учитель: Имя прилагательное – тоже  важная и нужная часть речи. В чём же её важность?

Учитель: Прочитайте высказывание А.Н. Толстого, и скажите, какую роль выполняют имена прилагательные?. Слайд

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
Учитель:
Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка. (яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный)

Учитель: Какие ещё есть прилагательные в этом предложении? (русский, весеннего)

Учитель: К каким существительным они относятся? (народ, дождя)
Учитель: Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи.  (Прилагательные обогащают речь, украшают, делают её ярче, выразительнее, описывают свойства и качества предмета).

Учитель: Запишите предложение и укажите род и падеж у прилагательных.  От чего зависит род и падеж прилагательных? (от существительного, с которым оно связано) (Один ученик комментирует). Найдите грамматическую основу предложения. Проверка.

Учитель: Итак, мы выяснили, что имена прилагательные так же важны и нужны в нашей речи, как и другие части речи. Но в  спор вступила еще одна часть речи.

Учитель рассказывает стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? (нет)

-  А как вы думаете, почему? (Не названы существительные. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него).

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи? (Они делают нашу речь удобной и разнообразной.  Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)

Учитель: И так, без местоимений наша речь бедна. Проверим, умеете ли вы употреблять местоимения.

 Учитель: Замените выделенные существительные местоимениями. Слайд

Проверка: Взаимопроверка. Слайд

Учитель: Без какой части речи мы не можем обойтись, составляя предложения?  (без предлогов).

Учитель: Для чего служат предлоги?  (для связи слов в предложении)

  Вставьте нужные по смыслу предлоги.

  Стоит … лесу дерево.  … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.

 

 



 

 5. Самостоятельное применение знаний.
Учитель: Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности, доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи. Я надеюсь, что вы умеете  грамотно оформлять не только устную, но и письменную речь. Для этого вы используете алгоритмы написания безударной  гласной в окончании сущ-х. прилагательных, глаголов.

Учитель:  Что нужно знать, чтобы написать безударную гласную в окончаниях существительных? (Склонение, слова помощники.)

Учитель: Как проверяем безударную гласную в окончаниях прилагательных? (По ударному окончанию вопроса)

Учитель: Что нужно знать, чтобы написать безударную гласную в окончаниях глагола? (спряжение)

Учитель: А теперь выполняем тест.  Проверка на слайде.

Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

Тест

1. У какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

А) скакуны – имя существительное

Б) двинулись – глагол

В)  они – прилагательное

2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный

А) глаголом

Б) именем прилагательным

В) существительным

3. В предложении «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

А) глаголом

Б) прилагательным

В) местоимением

4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

А) потом, мы, второй, он

Б) сам, весь, этот, себя

В) мой, мы, твой, ваш

5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:

А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб

Б) веселый, радость, солнечные, теплая

В) я,  вы, мы, под

6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:

А) - ая, - яя, - ой, - ый, - ое, - ее, - ой, - ие, - ые            1. Имя существительное

Б) - ет, - ут, - ют, - ешь                                                    2. Имя прилагательное

В) - а. –я, - о, - е , - ь,                                                       3. Глагол

Проверка

Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вы справились с заданиями и показали умение учиться, добывать знания, применять их в жизни. Подходит к концу наш урок.

 Итак, давайте еще раз вспомним, что же мы сегодня узнали о частях речи.

Игра Путаница.   
Учитель: Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. Вы добросовестно трудились и помогали мне учить вас. (спроецировано слово – МОЛОДЦЫ).

Домашняя работа. Разбор глаголов  как часть речи: Написал, приедут, рассказывает.


 

Тема: Части речи Цель : обобщить и закрепить знания о частях речи

Тема: Части речи Цель : обобщить и закрепить знания о частях речи

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья,

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья,

Учитель: Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор по составу

Учитель: Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор по составу

Самостоятельное применение знаний

Самостоятельное применение знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020