Тема: Части речи
Цель: обобщить и закрепить знания о частях речи.
Задачи
- образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению информации о частях речи;
- развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;
- воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся умения слушать и уважать другое мнение;
- здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (3 мин) (слайд 1)
1. Психологический настрой.
- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2. Упражнение на внимания. (На доске рисунки солнышек: одно – весёлое, другое – хмурое, третье – грустное)(слайд 2)
- Какое солнышко вам больше нравиться?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
II. Актуализация знаний, целеполагание (3 мин)
1. Формулировка темы и целей урока.
- Посмотрите на данный шифр и на ключи к нему:
1 2 3 4 5 6 7 8
1 ч м л р а й к н
2 т и в е о ь ы с
1 - 1, 1 - 5, 2 - 8, 2 - 1, 2 - 2
1 - 4, 2 - 4, 1 - 1, 2 - 2,
- Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете тему нашего урока
- Что вы уже знаете о частях речи? Все ли могут назвать, на какие группы делятся части речи, определить, к какой части речи относится то или иное слово?
- Значит, цель нашего урока какая?
- Обобщить и закрепить знания о частях речи, уметь определить, к какой части речи относится то или иное слово.
3. Орфографическая работа (3 мин)
Учитель: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Какие орфограммы встретились.
Из ч..щи кустов слышался гол..с иволги. В л..су дышалось ле..ко. Хотелось прилечь на з..лёный к..вёр и слушать дивное пение птиц. Проверка по слайду.
3. Совместное обобщение знаний.
Учитель: С давних пор существует страна под названием Речь.
Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название….
(Назовите имя). Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и
важнее. Первым вступило в спор имя существительное.
Учитель: Как вы думаете, о чём оно утверждало? (Имя существительное – самая главная часть речи)
Учитель: По наблюдениям
ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов.
Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что
его окружает.
Учитель: И я предлагаю вам провести грамматическое исследование и
сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Прочитайте отрывок
из стихотворения А. А. Фета. (Слайд)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.3
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.3
Учитель: - Послушайте такое
задание сосчитайте все слова в стихотворении (22 слова).
- А теперь сосчитайте имена существительные (14 слов).
Учитель: Какие части речи преобладают в этом тексте? (существительных 14,
а других частей речи 8)
Учитель: Да, действительно, почти одни существительные. Поэт передаёт главную мысль произведения: что любовь – прекрасное чувство на Земле. Нежные чувства, спокойствие. И звучит поэтично, глубоко, красиво и выразительно.
Учитель: Что же обозначают имена существительные? (Обозначают предметы, явления, состояния)
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.
Учитель: - Расскажите о грамматических признаках имени существительного. Слайд
(вернуться к слайду)
Учитель: Что обозначает условное обозначение около слова? (Надо разобрать слово, как часть речи.
(У доски с комментированием
выполняет морфологический разбор один ученик)
Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п.,
второст. член предл.
- А теперь самостоятельно
Лица – (чего?), н.ф., лицо, сущ., неодущ., ср.р., 2-е скл.,
ед.ч., в Р.п., второст. член предл. (Взаимопроверка друг у друга по
слайду)
Учитель: Вы показали умение
давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в
речи. Но в спор вступила другая часть речи – глагол.
Учитель: Как вы думаете, что говорил глагол? (Глагол – самая важная и
нужная часть речи.)
Учитель: Чтобы выяснить, прав ли глагол, понаблюдаем за ними в
высказывании А.М.Горького. Слайд
Учитель: Прочитайте
высказывание.
«Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет
ум и сердце чувством любви к миру, человеку».
Учитель: Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение.
Учитель: Да, ребята - книга путеводитель
по жизни. Она открывает свои тайны и открывает дорогу к знаниям.
Учитель: Назовите глаголы, которые встретились в тексте. (Любите,
научит, уважать, окрыляет.)
Учитель: Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили? Слайд
Учитель: Какой вывод можно сделать из наблюдений? (непонятная речь, хотя существительных много, читательское восприятие движется от действия к действию) В нашей жизни мы не можем обойтись без действий, т.е. без глаголов. Учитель: - Расскажите о грамматических признаках глагола.
Слайд
Учитель: Посмотрим, как вы
умеете разбирать глаголы по составу.
(Ученики с комментированием выполняют разбор по составу глаголов из данного
высказывания.)
Любите, научит; уважать, окрыляет. ( по очереди.
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас ребята,
вы поработаете самостоятельно. Даны слова: перелетают, сделаем, читают. Взаимопроверка
друг у друга.
Учитель: Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и
показали умение выполнять их разбор по составу. Но спор вступила еще одна часть
речи – имя прилагательное.
Учитель: Имя прилагательное – тоже важная и нужная часть речи. В чём же её важность?
Учитель: Прочитайте высказывание А.Н. Толстого, и скажите, какую роль выполняют имена прилагательные?. Слайд
«Русский народ создал русский
язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
Учитель: Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор
для оценки русского языка. (яркий, меткий, певучий,
богатый, задушевный)
Учитель: Какие ещё есть прилагательные в этом предложении? (русский, весеннего)
Учитель: К каким
существительным они относятся? (народ, дождя)
Учитель: Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей
речи. (Прилагательные обогащают речь, украшают, делают её ярче, выразительнее,
описывают свойства и качества предмета).
Учитель: Запишите предложение и укажите род и падеж у прилагательных. От чего зависит род и падеж прилагательных? (от существительного, с которым оно связано) (Один ученик комментирует). Найдите грамматическую основу предложения. Проверка.
Учитель: Итак, мы выяснили, что имена прилагательные так же важны и нужны в нашей речи, как и другие части речи. Но в спор вступила еще одна часть речи.
Учитель рассказывает стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…Учитель: Поняли вы что-нибудь? (нет)
- А как вы думаете, почему? (Не названы существительные. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него).
Учитель. Для чего существуют местоимения в речи? (Они делают нашу речь удобной и разнообразной. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)
Учитель: И так, без местоимений наша речь бедна. Проверим, умеете ли вы употреблять местоимения.
Учитель: Замените выделенные существительные местоимениями. Слайд
Проверка: Взаимопроверка. Слайд
Учитель: Без какой части речи мы не можем обойтись, составляя предложения? (без предлогов).
Учитель: Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
Вставьте нужные по смыслу предлоги.
Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.
5. Самостоятельное
применение знаний.
Учитель: Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности,
доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи. Я надеюсь, что вы умеете
грамотно оформлять не только устную, но и письменную речь. Для этого вы
используете алгоритмы написания безударной гласной в окончании сущ-х.
прилагательных, глаголов.
Учитель: Что нужно знать, чтобы написать безударную гласную в окончаниях существительных? (Склонение, слова помощники.)
Учитель: Как проверяем безударную гласную в окончаниях прилагательных? (По ударному окончанию вопроса)
Учитель: Что нужно знать, чтобы написать безударную гласную в окончаниях глагола? (спряжение)
Учитель: А теперь выполняем тест. Проверка на слайде.
Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.
Тест
1. У какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
А) скакуны – имя существительное
Б) двинулись – глагол
В) они – прилагательное
2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный…
А) глаголом
Б) именем прилагательным
В) существительным
3. В предложении «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:
А) глаголом
Б) прилагательным
В) местоимением
4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?
А) потом, мы, второй, он
Б) сам, весь, этот, себя
В) мой, мы, твой, ваш
5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:
А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб
Б) веселый, радость, солнечные, теплая
В) я, вы, мы, под
6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:
А) - ая, - яя, - ой, - ый, - ое, - ее, - ой, - ие, - ые 1. Имя существительное
Б) - ет, - ут, - ют, - ешь 2. Имя прилагательное
В) - а. –я, - о, - е , - ь, 3. Глагол
Проверка
Итог
урока. Рефлексия.
Учитель: Вы справились с заданиями и показали умение учиться, добывать
знания, применять их в жизни. Подходит к концу наш урок.
Итак, давайте еще раз вспомним, что же мы сегодня узнали о частях речи.
Игра
Путаница.
Учитель: Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю
вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за
работу на уроке. Вы добросовестно трудились и помогали мне учить вас.
(спроецировано слово – МОЛОДЦЫ).
Домашняя работа. Разбор глаголов как часть речи: Написал, приедут, рассказывает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.