Русский язык. Что такое текст – описание

  • docx
  • 17.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что такое текст – описание.docx

Составитель: Бобошко И..

Урок: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Что такое текст – описание?
Цель урока:
Дать понятие о тексте – описании и его отличительных признаках.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

Методы и приемы:

·        подводящий диалог

·        диалог

·        наглядный

·        словесный

·        практический

Формы организации деятельности учащихся:

·        фронтальная

·        групповая

·        парная

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, учебник.
.

Планируемы результаты:

 

Личностные:

·          умение самостоятельно выполнять виды работ, понимая личную ответственность за результат;

·          умение анализировать свои действия и управлять ими;

·         Умение работать в групповой и парной работе, выслушивать мнение каждого;

Регулятивные:

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·         учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

·         оценивать правильность выполнения действия.

 

Познавательные:

·        извлекать информацию, представленную в разных формах;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Коммуникативные:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

·         осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

 

Предметные:

·        углубить и закрепить знания по теме местоимения;

·        формировать умение различать местоимения по числам и лицам;

·        научиться находить части речи в предложении и давать им характеристику;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Ход урока:

Задача

Этап

Учебная ситуация

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организовать детей на деятельность

Организационно – мотивационный

 Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

 

 

Приветствуют учителя

Личностные:

- учебно ­

познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Определить тему и цель урока

Постановка темы и цели урока

- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!

 

- Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?

Верно, это наши друзья местоимения.

 

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям.

Итак, назовите еще раз тема нашего урока 

Воспользуйтесь карточкой под №1 и определите тему урока, для определения цели вам поможет там маленькая подсказка. 

Обобщить           А

«Местоимения»  Я

по теме              Й

знания              Д

 

Да молодцы вы правильно определили цель нашего урока.

 

На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.

Сегодня мы с вами будем оценивать друг друга по баллам, если задание выполнено верно, то 3 б, если допущена одна ошибка, то 2 б, если допущено две ошибке, то 1 б, если все неправильно, то 0 б. УЧИТЕЛЬ, ЭТО ПОКАЗЫВАЕТ НА СЛАЙДЕ И ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ, ЧТОБЫ ДЕТИ МОГЛИ СЕБЯ ОЦЕНИВАТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО УРОКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- речь идет о местоимениях.

 

 

 

 

 

 Тема нашего урока «Местоимения».

 

 

 

 

- цель нашего урока: обобщить знания по теме «Местоимения»

 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Открыть новые знания с детьми по теме урока

 

Открытие  новых знаний

 

 

 

-У вас будет необычная минутка чистописания

-И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

И так, сейчас мы с вами будем работать в паре, не забывайте про правила работы в паре возьмите бланк под №1. (у учащихся на столах лежат бланки под №2) 

В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ

 

- Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).

Пока дети разбиваю слова на группы, учитель вешает на доску слова Предлоги, Союзы, …. .

 

Предлоги - в, на, под.

Союзы - а, но.

Им. существительное - нос.

Глаголы - мни, мнём.

Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы

 

Пара под №1 возьмите со стола те слова, которые вы отнести к предлогам и прикрепите их на доску.

…… №2

……. №3

….. №4

…… №5

У кого так поставьте количество баллов в свой лист оценивания 

 Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)

Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

 

Словарная работа-

Учитель: - Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас загадки. А поручили загадать вам их  мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?

После отгадок вылетают картинки с данными изображениями

 

 

 

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/



А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/



Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)

Проверка. Со слайда. И так выставите себе баллы в лист самооценивания.

Давайте немного отдохнём  и ответим на вопросы-шутки. СЛАЙД.

 

 

 

 

 

 

 

- Здесь записаны разные части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- один партнер выходит к доске и прикрепляет их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применить полученные знания на практике

Применения знания на практике

1.    Разбор предложения по членам предложения.

 

Учитель: - И в благодарность за это наши друзья-местоимения хотят подарить вам небольшой подарок. Но как вы сами понимаете этот подарок не простой, это предложение с местоимением, которые вам нужно будет, во-первых, правильно написать, а во-вторых, разобрать по членам предложения. Учитель диктует, два ученика пишет с обратной стороны доски остальные в тетради.

 

Я иду по осеннему лесу.

Дети открывают доску, и сравнивают, как сделали они и учащиеся в классе. Ребята есть ли ошибки у ученика №1 и №2. Ребята оцените себя в листе самооценивания.

 

2) Выбор правильного определения местоимения.

 

Учитель: - Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.

А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

 

- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

- Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно мы в этом с вами только что убедились. А если в тексте только существительные и нет, ни одного местоимения? Вот как раз такой текст и приготовили для вас наши друзья-местоимения. Что в этих предложениях не так не так?

 

Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.

 

Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 

- А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями под №3, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам)

Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но

не называет его.

В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и

называет его.

(Работа в парах)оцените свою работу в листе самооценивания.

 

- Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!

 

Определение лица личных местоимений.

 

 А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

 

В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее. Не забываем про правила, работы в группе.

Детям раздаются домики с лицом и числом.

 

Работа в группах.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. (Работы детей вывешиваются на доску)

1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ

 

У всех так получилось, оцените работу своих партнеров в бланке самооценивания.

- Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.

 

-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?

 

 

 

 

 

 

 

Написание предлогов со словами.

Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.

 

Работа в группах

 

Т__нулся к (он)______________

беспокоился о (она)_________ наблюдал за (они)____________

разговаривал с (он)__________

спр__сил у (он)______________ остановился перед (он)________

возвышался над (она)_________

прив-зли к (она)______________

х-дил за (она)________________

 

Учитель: - Молодцы! Вспомнили ещё правило!

ПРОВЕРКА по слайд презентации.

Оцените работу каждого члена в группе

Склонение местоимений.

- Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье.

1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)

2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)

3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это личные местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.

 

 

 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Подвести итоги урока, дать домашнее задание

Итог урока

- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях. Учитель на доску вывешивает Слово местоимение, в хаотичном порядке раскидывает по свойства местоимений, кто знает из детей поднимают руку и выходят прикрепляют к местоимению.

hello_html_7073950c.png

 

- Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.

И так, ребята подсчитайте свое количество полученных баллов. И выставите соответствующею отметку. Слад. Ребята, что мы пожелаем ребятам, которые получили отметки 3 и 2?

Домашнее задание.

Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке.

Упр., №391-по заданию, №392 (устно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- им нужно будет повторить части речи, и хорошо изучить часть речи местоимение.

 

 

 

 

Обобщить           А

«Местоимения»  Я

по теме              Й

знания              Д

Бланк №1    

В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ

Предлоги

 

 

Союзы

 

 

Им. существительное

 

 

Глаголы

 

 

Местоимения

 

 

Бланк №2

 

 

Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но

не называет его.

В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и

называет его.

БЛАНК №3


 

 



  

Лицо

Ед.число.

Мн.число.

1 лицо

 

 

2 лицо

 

 

3 лицо

 

 

 

Т__нулся к (он)______________

беспокоился о (она)_________                                                                 

наблюдал за (они)____________

разговаривал с (он)__________

Лист самооценивания

№задания

баллы

№1

 

№2

 

№3

 

№4

 

№5

 

№6

 

Итог:

 

спр__сил у (он)______________

остановился перед (он)________

возвышался над (она)_________

прив-зли к (она)______________

х-дил за (она)________________

 

 

 

 

 

 

 

1.                       Если задание выполнено, верно, то 3 б.

2.                       Если допущена одна ошибка, то 2 б.

3.                       Если допущено две ошибке, то 1 б.

4.                       Если все неправильно, то 0 б.