РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РУЧИ
ПРАКТИКУМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация.
Родственные славянские языки имеют общие похожие конструкции, но правила грамматики и орфографии там разные. Понимая, какие сложности могут возникнуть у учителей украинского языка при переходе преподавания с украинского на русский, считаем необходимым заранее дать им нужную информацию. Например, тема «мягкий знак после шипящих». В русском его постановка зависит от рода существительного, а в украинском после шипящих этот знак не ставится: пишется «ніч», «піч» и т. д. Решению этой проблемы был посвящен практикум «Русский язык и культура речи», сценарий которого представлен ниже.
Ход практикума.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Сухомлинова Наталья Павловна. Я вначале хотела бы с вами познакомиться и потому предлагаю ответить на мои вопросы, подняв руку, если ответ утвердительный. Думаю, что мы не всегда откровенны, если на нас смотрят окружающие, поэтому предлагаю вам выполнить это задание с закрытыми глазами, т.к. вопросы будут не совсем простые.
Итак, поднимите руку те, кто:
- любит читать книги;
- у кого есть домашнее животное;
- кто очень любит преодолевать трудности;
- доволен своей зарплатой;
- не хочет работать в школе;
- кто уверен, что он абсолютно полно знает русский язык.
Спасибо. Можно открыть глаза. Подведем итоги. Среди присутствующих
любят читать книги - ____;
у _____ есть домашнее животное;
очень любят преодолевать трудности - ___ чел.;
довольны своей зарплатой - ___;
не хотят работать в школе - ____;
уверены, что абсолютно полно знают русский язык -___ человек.
Почему?
Поигрались мы во все западное и восточное, мистическое и мифологическое, африканское-американское, иноземное-никчемное. НАИГРАЛИСЬ! И теперь пора возвращаться домой. Домой, к родной русской речи, к родной реке и речке, терему и печке, к родным берегам и истокам. Ко всему тому, что по счастью великому дошло до нас из глубины столетий, а, может быть, и тысячелетий, от наших пращуров и предков. А то что ж мы имеем?
Входят учащиеся и поют песню на мелодию «Чему учат в школе?»
1. Где и как живет йогУрт?
С чем едят его и пьют?
Сколько в Алкоголе прОцент алкоголя?
В среднем роде кофе пить
И врачАщимися быть
Жаль, конечно, но не так нас учат в школе.
2. Мама ездит по средАм
По магАзинам для дам.
Маму возит папин шОфер дядя Коля.
Маму тоже прокачу,
Как докУмент получу
В автошколе, в автошколе, в автошколе.
3. А когда я на пляжУ
Под кустом себе лежу,
Помню правило важнейшее такое:
Выделяться не могИ,
В школу побыстрей бегИ,
Пусть учитель учит-учит-учит в школе!
Почему дети допускают ошибки? Почему ошибок стало так много?
Есть вполне объяснимые причины ошибок в ударении:
1. Характер русского ударения – свободный: тОрт – тОрты
звонИть – звонИт
флюорогрАфия
ТО: универсального, единого правила нет, ударение может быть на любом слоге.
2. Ударение подвижное, т.е. при изменении слова оно может перемещаться с одной части на другую:
Купить Оптом – рынок оптОвый
Она правА – вы прАвы
призЫв - призывнИк
мАма – мамУля
3. Языковая среда
Папа: «СвеклЫ надо купить» Мама: «СвеклУ надо посадить» → ребенок: «СвеклА» (свЕкла)
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
1. Учить читать словарные статьи! Тем более, что в обучении самостоятельному приобретению знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов, один из которых :
1) понимание лингвистического текста
Словари и словарные статьи подскажут правильные акцентологические нормы.
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения
столяр, -а; мн. столяры, -ов
шприц, -а [не шприца]; мн. шприцы, -цев [не шприцы, -цов]
облегчить(ся), -чу(сь), -чишь(ся)
2. Варианты произношения – иногда одно и то же слово произносится по-разному.
- Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка
камбала и камбала }это литературные варианты, их немного, они в словарях
соединены союзом И
договор и разг. договор
мн. договоры и разг. договоры } это нелитературные варианты
Йогурт и йогурт
Слово йогурт пришло к нам из турецкого языка через английский.
В слове ЙОГУРТ правильно ставить ударение на первый слог, это норма произношения. Произношение с ударением на второй слог является допустимым, словари фиксируют оба варианта.
профессионализмы: кОмпас – компАс (морск.),
дело возбужденО – возбУждено (юрид.)
флюорогрАфия – флюорографИя (мед.)
устаревший вариант: деньги – рады деньгАм, уст. дЕньгам
поэтический вариант: каталОг – Неправда, над нами катАлог наград (В.Высоцкий)
Слово "рефлексия" произошло от латинского refleksio, то есть обращение назад. Рефлексия - это анализ собственных действий, ощущений и так далее, но прежде, чем человек научился самоанализу, он жил на основе собственных инстинктов, рефлексов, то есть, слово рефлексия возникло от слова рефлЕкс, следовательно, правильно поставить ударение на второй слог. РефлЕксия, хотя в жизни чаще всего встречается второй вариант произношения, который в принципе является неверным.
И.п. рефлЕксия рефлЕксии
Р.П. рефлЕксии рефлЕксий
Д.П. рефлЕксии рефлЕксиям
В.п. рефлЕксию рефлЕксии
Т.П. рефлЕксией(ею) рефлЕксиями
П.П. рефлЕксии рефлЕксиях
Давайте сделаем то, что хорошо умеем, ВЕНТИЛЯЦИЮ знаний, а методисты называют это ПТМ (проговаривание трудных моментов). Сейчас глаза закрыть нам не удастся, нужно смотреть, поэтому будем делать это вместе, ХОРОМ.
3. Расставьте ударение в словах
АгЕнтство АлкогОль БАнты БухгАлтеров БаловАть БалОванный бАрмен включИт вручИм диспансЕр достАвка досУг духовнИк жалюзИ завИдно |
ЗвонИт ЗакУпорить Искра ИздрЕвле ИсповЕдание ИсключИт КрасИвее КвартАл КУхонный КаталОг КлЕить КорЫсть МолЯщий МусоропровОд НекролОг |
НедУг ОблегчИть ОсвЕ домиться ОптОвый ОсуждЕнный Отрочество ПАльцами ПартЕр ПерезвонИт ПобалУйтесь ПредложИть ПредлОжат ПОнял ПонялА ПонЯвший
|
ПоложИть Прину дить РешИм РевЕнь СвЕкла СтирАльный СрЕдствами СтолЯр СОгнутый СосредотОчение в тУфлях тамОжня танцОвщица тОрты тОртов
|
ТОтчас УмЕрший УглубИть УкраИнский ФлюорогрАия ФетИш ФенОмен ХодАтайство ХодАтайстввать ЩавЕль ЩЕлкать ЩекОтно ЭкспЕрт ул. СвердлОва ул. Упита
|
б) Расставьте ударение в подчеркнутых словах.
Это не мой договор, у меня нет договора. Здесь много договоров. У нас выросла хорошая свекла, а у них вообще нет свеклы. Не помогли никакие средства. Он решит эту проблему и облегчит положение. Кто-то звонит, мы позвоним.
2. Словари и словарные статьи напомнят нам некоторые орфоэпические нормы, ведь особое произношение может изменить лексическое значение. Например:
Э под уд. |
О под уд. |
крестный – ход, знамение, целование, муки неоцененный (устар.) – услуга истекший – срок, год Кричит как оглашенный |
крёстный – человек неоценённый – товар истёкший – кровью оглашённый – приказ |
а) Подчеркните слова, в которых произносится [О] под ударением.
афера, ярем, длинношерстный, хребет, блеклый, дерн, дареный, житье-бытье, маневры, леска, опека, свекла, бытие, старьевщик, житие, хлестче, гололедица
Проверяем:
Б) Подчеркните слова, в которых перед Е звучит твердый согласный.
Резюме, реквием, агрессия, академия, синтетика, аллитерация, брюнет, депо, стресс, стюардесса, тезис, бижутерия, бутерброд, дефис, ателье, консервы, кофе, альтернатива, купейный, либретто, кодекс, лазер, пресса, гротеск, декольте, диспансер, индекс, терапевт, атеист, термин, фанера, менеджер, партер, майонез, свитер, синтез, шинель, тембр, тенденция, термос, тест.
ЗАПОМНИТЕ! (ЧИТАЕМ ХОРОМ )
Таблица №1
твердый согласный |
мягкий согласный |
|||||
альтернатива анестезия артерия атеист ателье бижутерия бутерброд гротеск декольте детектив |
детектор диспансер индекс кодекс компьютер коттедж лазер майонез менеджер |
партер резюме реквием Ренуар свитер синтез синтетика стресс купе |
стюардесса тезис тембр тенденция теннис тент термос тест экстрасенс |
агрессия академия аллитерация бассейн берет брюнет гипотеза декада декан депо |
дефис консервы кофе крем купейный либретто музей Одесса пресса прогресс |
рефрен сейф сессия стратегия терапевт термин террор фанера шинель |
ЗАПОМНИТЕ!
Таблица №2
[ШН] |
[ЧН] |
горчичник, двоечник, девичник, конечно, нарочно, подсвечник, прачечная, пустячный, сердечный друг, скворечник, скучно, шапочное знакомство, яичница, Ильинична, Лукинична, очечник |
булочная, горничная, достаточно, игрушечный, кирпичный, командировочный, копеечный, коричневый, лавочник, молочница, огуречный, сказочник, сливочный, табачный, цветочный, гречневый, крошечный |
И вот так, из урока в урок мы готовы учить-учить-учить. Ведь конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.