Тема: Несклоняемые имена существительные
Цель:
- ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; -уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи
- учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые);
-учить определять падеж несклоняемых существительных;
-обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
-развивать информационно-коммуникативную компетентность;
-способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;
- воспитывать интерес к языку.
Ход урока
I.Оргмомент
II.Актуализация опорных знаний( Слайд 1)
Слово учителя:
-Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
-А когда уроки проходят быстро, интересно?
-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
III.Сообщение темы и целей урока
-Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных».
-Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение»
(Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры:
- Что называется склонением?
-Сколько склонений в русском языке?
-Как мы определяем склонение существительных?
-Сколько всего разносклоняемых существительных?
- Почему они так называются?
-Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные.
-Просклоняй существительное «имя».
(Слайд 2)
IV.Работа по теме. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков
- Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайды 3,4,5)
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
- Все значения слов вам понятны? (Слайды 6,7)
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т. п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- Работа в группах
-А теперь поработайте редакторами. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки.
-Создайте другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки) (Слайд 8)
- Поисковая деятельность учащихся и решение первой учебной проблемы:
-Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.
- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.
(Слайд 9)
А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?
Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.
В) Крупный попугай с пестрым хохолком.
Г) Самая маленькая птица на земном шаре.
Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?
(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») (Слайд 10)
-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)
-Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.
(Слайд 11)
(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)
В клетке рядом с какаду (Т. п.) живут волнистые попугайчики.
Мы с удовольствием прокатились на пони.(П. п.)
Без шимпанзе (Р. п.) в зоопарке было бы скучно.)
-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.
V.Закрепление изученного
-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано
это слово, и дается его лексическое значение.
- Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова
-Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И. п., ед. ч.), столами (Р. п., мн. ч.), столу (Д. п., ед. ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие.
-Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.
-Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии : Коваленко, Устименко.
-Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.
-А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.
-Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.
Физминутка для глаз
Рефлексия. ( Рисование солнышка носом).
-Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем солнышко, только мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем круг, а теперь - лучи, закрашиваем круг. А чтобы солнце улыбалось, нарисуем глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам. Теперь под «рисунком» расписываемся.
VI. Обобщение и систематизация знаний
-Игра «Как аукнется, так и откликнется»
Склонение слов какаду и кашпо.
-Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот- склоняют слово кашпо.
- Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)
- Эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?
Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.
-Работа в группах
Задание по карточкам:
Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
Вывод:
- Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.
-Чаще всего такие слова иностранного происхождения , чтобы узнать их значение, обращаются к словарям иностранных слов.
- Работа в паре
1.Найти третье « лишнее»
а) какао, пальто, повидло
б) бра, трава, халва
в) интервью, ручью, тишью
2.Какую букву нужно вставить?
а)по ради…
б)без пальт…
в)на пианин…
г) о кин…
3.Укажите несклоняемое существительное:
1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия
Работа в группах :решить кроссворд
По горизонтали: 1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2.Музыкальный клавишный инструмент. 3.Род мороженого в шоколаде. 4.Дорога с жёстким покрытием. 5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По вертикали: 1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику. 2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки. 4,Шейный шарф. 5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах (такси, депо, домино, кашне, метро) |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VII Подведение итогов урока
-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?
-Как называются такие имена существительные?
-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?
-В каком словаре можно узнать значение слова?
-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?
- Давайте послушаем «Песенку – итог» Аркадия Хайта.
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
- Всем спасибо, до свидания!
VIII.Домашнего задание: с 52 упр.59,выучить правило
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.