Русский язык. Несклоняемые имена существительные
Оценка 4.9

Русский язык. Несклоняемые имена существительные

Оценка 4.9
doc
25.01.2021
Русский язык. Несклоняемые имена существительные
№ 7.doc

Тема: Несклоняемые имена существительные

 

Цель:

- ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; -уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи

- учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые);  

-учить определять падеж несклоняемых существительных;

-обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

-развивать информационно-коммуникативную компетентность;

-способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;

- воспитывать интерес к языку.

 

Ход урока

 

I.Оргмомент

 

 II.Актуализация опорных знаний( Слайд 1)

Слово учителя:

-Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

 

III.Сообщение темы и целей урока

-Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных».

-Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение»

(Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры:

- Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных?

-Сколько всего разносклоняемых существительных?

- Почему они так называются?

-Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные.

-Просклоняй существительное  «имя».

(Слайд 2)

 

IV.Работа по теме. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков

- Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайды 3,4,5)

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны? (Слайды 6,7)

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т. п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

 

- Работа в группах

-А теперь  поработайте редакторами. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки.

-Создайте другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки) (Слайд 8)

 

- Поисковая деятельность учащихся и решение первой учебной проблемы:

-Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

(Слайд 9)

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») (Слайд 10)

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)

-Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами,  запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

(Слайд 11)

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т. п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П. п.)

Без шимпанзе (Р. п.) в зоопарке было бы скучно.)

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

 

V.Закрепление изученного

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано

это слово, и дается его лексическое значение.

- Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

-Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И. п., ед. ч.), столами (Р. п., мн. ч.), столу (Д. п., ед. ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие.

-Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

-Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии : Коваленко, Устименко.

-Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

-А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

-Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.

 

Физминутка для глаз

 

Рефлексия. ( Рисование солнышка носом).

-Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем солнышко, только мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем круг, а теперь - лучи, закрашиваем круг. А чтобы солнце улыбалось, нарисуем глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам. Теперь под «рисунком» расписываемся.

 

VI. Обобщение и систематизация знаний

-Игра «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов какаду и кашпо. 

-Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот- склоняют слово кашпо.

- Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

- Эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

 

-Работа в группах

Задание по карточкам:

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Вывод:

- Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

 -Чаще всего такие слова иностранного происхождения , чтобы узнать их значение, обращаются к словарям иностранных слов.

 

- Работа в паре

1.Найти третье « лишнее»

а) какао, пальто, повидло

б) бра, трава, халва

в) интервью, ручью, тишью

2.Какую букву нужно вставить?

а)по ради…

б)без пальт…

в)на пианин…

г) о кин…

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия

 

Работа в группах :решить кроссворд

По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII Подведение итогов урока

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

 - Давайте послушаем «Песенку – итог» Аркадия Хайта.

 

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

- Всем спасибо, до свидания!

 

VIII.Домашнего задание: с 52 упр.59,выучить правило


Скачано с www.znanio.ru

Тема: Несклоняемые имена существительные

Тема: Несклоняемые имена существительные

Сколько всего разносклоняемых существительных? -

Сколько всего разносклоняемых существительных? -

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как

А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как

Работа в паре 1.Найти третье « лишнее» а) какао, пальто, повидло б) бра, трава, халва в) интервью, ручью, тишью 2

Работа в паре 1.Найти третье « лишнее» а) какао, пальто, повидло б) бра, трава, халва в) интервью, ручью, тишью 2

VII Подведение итогов урока -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён…

VII Подведение итогов урока -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021