Русский язык ОГЭ. Задание 1 (часть 2)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разбор задания 1 (изложение) по русскому языку из ОГЭ в 9 классе
Иконка файла материала Изложение (2) ОГЭ.pptx

Изложение

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

Микротемы

Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Сжатие текста

Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля»  
«Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города» → 
«Все жители вышли на охрану родного города».

3. Слияние нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню» → 
«Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Переданы все три микротемы
Все три микротемы сжаты
Все три абзаца на месте
Нет логических ошибок
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

“Неуверенность в себе”

Неуверенность в себе — про­бле­ма древняя, од­на­ко она при­влек­ла вни­ма­ние медиков, пе­да­го­гов и пси­хо­ло­гов срав­ни­тель­но не­дав­но – в се­ре­ди­не XX века. Имен­но тогда стало понятно: всё уси­ли­ва­ю­ща­я­ся не­уве­рен­ность в себе может стать при­чи­ной массы не­при­ят­но­стей – вплоть до серьёзных заболеваний, не го­во­ря уже о жи­тей­ских проблемах.
А про­бле­мы психологические? Ведь не­уве­рен­ность в себе может по­слу­жить поч­вой по­сто­ян­ной за­ви­си­мо­сти от чу­жо­го мнения. Пред­ста­вим себе, как не­удоб­но чув­ству­ет себя зависимый: чужие оцен­ки ка­жут­ся ему го­раз­до более важ­ны­ми и значимыми, чем собственные; каж­дый свой по­сту­пок он видит пре­жде всего гла­за­ми окружающих. А главное, ему хо­чет­ся одоб­ре­ния ото всех, на­чи­ная с близ­ких и за­кан­чи­вая пас­са­жи­ра­ми в трамвае. Такой че­ло­век ста­но­вит­ся не­ре­ши­тель­ным и не может пра­виль­но оце­нить жиз­нен­ную ситуацию.
Как же пре­одо­леть не­уверен­ность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, ос­но­вы­ва­ясь на физиологических процессах, дру­гие опи­ра­ют­ся на психологию. Ясно одно — пре­одо­леть не­уве­рен­ность в себе можно лишь в случае, если че­ло­век спо­со­бен пра­виль­но ста­вить цели, со­от­но­сить их с внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и по­зи­тив­но оце­ни­вать свои результаты.

Микротемы:
Неуверенность в себе может стать причиной многих неприятностей.
Человек, не уверенный в себе, постоянно зависит от чужого мнения, и поэтому он становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.
Существует несколько мнений на вопрос: как преодолеть неуверенность в себе. Но все сходятся в одном: только человек, способный позитивно оценивать свои результаты, способен преодолеть неуверенность в себе.

Готовое сжатое изложение:
Неуверенность в себе — про­бле­ма древняя, но  она при­влек­ла вни­ма­ние учёных не­дав­но, когда стало понятно: такая проблема может стать при­чи­ной многих неприятностей.
Не­уве­рен­ность в себе может по­слу­жить поч­вой по­сто­ян­ной за­ви­си­мо­сти от чу­жо­го мнения. Неуверенному в себе человеку чужие оцен­ки ка­жут­ся  более важ­ны­ми, чем собственные; каж­дый свой по­сту­пок он видит  гла­за­ми окружающих, ему хо­чет­ся одоб­ре­ния ото всех. Такой че­ло­век ста­но­вит­ся не­ре­ши­тель­ным и не может пра­виль­но оце­нить ситуацию.
Как же пре­одо­леть эту проблему? Существует несколько мнений по этому поводу. Ясно одно — если че­ло­век спо­со­бен  по­зи­тив­но оце­ни­вать свои результаты, то ему удастся пре­одо­леть не­уве­рен­ность в себе.  (92 слова)

“Слово «мама» – особое слово”

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Микротемы:
Слово “мама” – особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни.
Место матери в нашей жизни особое.
Нужно дарит радость матерям постоянно, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Готовое сжатое изложение:
Слово «мама» – особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое. Материнская любовь окрыляет, придает силы.  В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама»  равнозначно  слову «жизнь».
  К сожалению, мы  поздно понимаем, что забыли сказать много  добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (98 слов)

“Если отнять у человека способность мечтать”

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.
Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.

Микротемы:
Нельзя отнимать у человека возможность мечтать.
Ценность мечты в том, что она вызывает желание жить и стремиться к неизведанным далям.
Мечта помогает бороться за будущее.

Готовое сжатое изложение:
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство,  желание борьбы во имя прекрасного будущего. Мечты не должны быть оторваны от действительности,  они должны предугадывать будущее.
Мечта нужна каждому. Она вызывает волнение, она не даёт нам успокоиться, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание  прекрасного. (81 слово)