Русский язык. ОВЗ. Рабочая программа.2 класс.

  • docx
  • 28.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык 2-а .docx

 

 

 

 

 

 

Количество часов по учебному плану

136

Всего за учебный год

135

В т.ч.

на I полугодие

64

на II полугодие

71

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год


                                                 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена  для  обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (умственными нарушениями), вариант 6.3, разработана в соответствие с нормативно-правовой базой:

-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016г. №ВК-452/ «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью «О введении ФГОС ОВЗ»

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016г. №ВК-1788/07.

Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с НОДА ( нарушениями опорно-двигательного аппарата) и для детей с умственной отсталостью МБОУ « Базковская СОШ».

Цель курса обучения русскому языку во 2 классе - формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программный материал построен с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Концентрическое расположение материала, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Программа второго класса включает в себя фонетику («Звуки и буквы»), лексику («Слово»), синтаксис («Предложение»), раздел монологической речи («Связная письменная речь») и чистописание. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно (по 5 – 8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока. В процессе обучения проводится комплексная и дифференцированная работа над устранением недостатков всех сторон речи у учащихся с ОВЗ, имеющих различный характер речевых нарушений. Не случайно в программу курса «Русский язык» входит специальный раздел «Звуки и буквы», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциации оппозиционных фонем (с – ш, с – з, р – л, ч – ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями. Фонетико-фонематические нарушения у учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма. Второй раздел программы «Слово» включает подготовительные грамматические упражнения. К ним относятся знакомство со словами, обозначающими названия предметов, и со словами, обозначающими названия действий. Во втором классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто?, что?, что делает?, что делают? Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). В связи с изучением слов – предметов, даётся первое орфографическое правило, которое  своей основе имеет определённое понятие (имя собственное): во втором классе под эту категорию подводятся имена, фамилии людей, клички животных. Следующий раздел программы «Предложение» предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале.  Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде. Работа над предложением проводится в течение всего учебного года.  Во втором классе учитель начинает формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых учащихся излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Учащиеся продолжают совершенствовать графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок.

3.      Место предмета в учебном плане 2 класса

На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год. В связи с праздничными днями предмет «Русский язык» будет реализован за 135 часов.

                  4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного  предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-  формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающейся.

                   5. Планируемые  результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускником начальной школы следующих личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

Предметные результаты

Предметными результатами изучения предмета "Русский язык" является сформированность перечисленных ниже умений знаний.

Достаточный уровень:

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа в начале учебного года (10 – 12 слов, к концу года – 16 – 18 слов);

- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

- грамотно писать по памяти словарные слова;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Минимальный уровень:

- различать сходные по начертанию буквы;

- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

- списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;

- составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;

- делить слова на слоги;

- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3 – 4 букв), написание которых не расходится с произношением (10 слов).

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить.

Барабан , береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.

6. Содержание учебного предмета

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Формы контроля

1

Повторение

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

 

10

текущий

списывание

диктант

2

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение.

· Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

· Слова с гласной э.

· Слова с буквами и и й, их различение.

· Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

· Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

· Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

· Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

· Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

51

 

текущий

списывание

диктант

3

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

· называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

· называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

· различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

· сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

43

текущий

списывание

диктант

4

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

· составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

· заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

· составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

· выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

 

31

текущий

списывание

диктант

5

Связная письменная речь

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

· Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

· Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного

В течение года

текущий

 

6

Письмо и чистописание

Совершенствование техники письма.

· Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

· Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

· Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

· Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

· Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

· Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

· Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

· Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

В течение года

списывание

диктант

7.Календарно – тематическое планирование

Тема урока                                                                                                                      

Колич. часов

Дата

Повторение пройденного

 

 

1

Предложение

1

03.09

2

Предложение и его схема

1

03.09

3

Распространение предложений

1

04.09

4

Слово. Количество слов в предложении

1

05.09

5

Составление предложений с данным словом

1

10.09

6

Контрольное списывание №1

1

10.09

7

Дифференцирование звуков и букв. Место звука в слове

1

12.09

Звуки и буквы

8

Гласные звуки и буквы

1

13.09

9

Согласные буквы и звуки

1

17.09

10

Сходные слова, различающиеся одним звуком

1

17.09

11

Слова, различающиеся количеством звуком

1

19.09

12

Слова, отличающиеся последовательностью звуков

1

20.09

13

Диктант по теме «Предложение» №1

1

24.09

14

Работа над ошибками

1

24.09

15

Ударение в словах

1

26.09

16

Выделение ударного гласного в слове

1

27.09

17

Деление слов на слоги

1

01.10

18

Гласные в образовании слогов

1

01.10

19

Перенос слов по слогам

1

03.10

20

Перенос слов по слогам

1

04.10

21

Деление слов со звуками и-й на слоги

1

08.10

22

Различай р-л

1

08.10

23

Контрольное списывание №2

1

10.10

24

Парные звонкие и глухие согласные

1

11.10

25

Различай в-ф

1

15.10

26

Различай г-к

1

15.10

27

Различай д-т

1

17.10

28

Различай д-т

1

18.10

29

Различай ж-ш

1

22.10

30

Различай ж-ш

1

22.10

31

Различай з-с

1

24.10

32

Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» №2

1

25.10

33

Работа над ошибками

1

05.11

34

Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение).

1

05.11

35

Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение).

1

07.11

36

Контрольное списывание №3

1

08.11

37

Шипящие согласные

1

12.11

38

Свистящие согласные

1

12.11

39

Дифференциация шипящих и свистящих согласных

1

14.11

40

Дифференциация шипящих и свистящих согласных

1

15.11

41

Буква Е в начале слова или слога

1

19.11

42

Буква Е в начале слова или слога

1

19.11

43

Буква Ю в начале слова или слога

1

21.11

44

Диктант по теме №3

1

22.11

45

Работа над ошибками

1

26.11

46

 Буква Я в начале слова или слога

1

26.11

47

Буква е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

28.11

48

Гласные ы-и после твердых и мягких согласных

1

29.11

49

Гласные о-е после твердых и мягких согласных

1

03.12

50

Гласные у-ю после твердых и мягких согласных

1

03.12

51

Гласные а-я после твердых и мягких согласных

1

05.12

52

Гласная е после мягких согласных

1

06.12

53

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

10.12

54

Контрольное списывание №4

1

10.12

55

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова

1

12.12

56

Письмо слов с мягкими согласными на конце слова

1

13.12

57

Дифференциация твердых и мягких согласных на конце слов

1

17.12

58

Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова

1

17.12

59

 Контрольное списывание №5

1

19.12

60

Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» №4

1

20.12

61

Работа над ошибками

1

24.12

62

Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце

1

24.12

63

Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова»

1

26.12

64

Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова»

1

27.12

Слово

65

Название предметов

1

14.01

66

Название предметов

1

14.01

67

Название предметов, отвечающих на  вопрос что?

1

16.01

68

Названия частей предметов

1

17.01

69

Различие сходных предметов и их названий

1

21.01

70

Названия предметов, отвечающих на вопрос

1

21.01

71

Контрольное списывание№6

1

23.01

72

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

24.01

73

Названия предметов, отвечающих на вопрос

1

28.01

74

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? И что?

1

28.01

75

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? И что?

1

30.01

76

Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов

1

31.01

77

Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов

1

04.02

78

Диктант по теме «Название предметов» №5

1

04.02

79

Работа над ошибками

1

06.02

80

Большая буква в именах людей

1

07.02

81

Большая буква в именах людей

1

11.02

82

Большая буква в именах и фамилиях людей

1

11.02

83

Большая буква в именах и фамилиях людей

1

13.02

84

Большая буква в кличках животных

1

14.02

85

Большие буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных

1

18.02

86

Диктант по теме «Большая буква в именах собственных» №6

1

18.02

87

Работа над ошибками

1

20.02

88

Названия действий

1

21.02

89

Названия действий

 

25.02

90

Названия действий, отвечающих на вопрос что делают?

1

25.02

91

Названия действий, отвечающих на вопрос  что делают?

1

27.02

92

Подбор названий действий и названий предметов

1

28.02

93

Подбор названий действий кто как передвигается?

1

03.03

94

Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос кто?

1

03.03

95

Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос что?

1

05.03

96

Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам

1

06.03

97

Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам

1

10.03

98

Контрольное списывание№7

1

10.03

99

Предлог - как отдельное слово

1

12.03

100

Употребление предлогов в предложении

1

13.03

101

Вы деление «трудной» гласной в словах

1

17.03

102

Вы деление «трудной» гласной в словах

1

17.03

103

Диктант «Слова с непроверяемыми гласными» №7

1

19.03

104

Работа над ошибками

1

20.03

105

Написание гласных в словах- родственниках

1

31.03

106

Написание гласных в словах- родственниках

1

31.03

107

Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий»

1

02.04

108

Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий»

1

03.04

Предложение

109

Выделение предложений из текста

1

07.04

110

Правила записи предложений

1

07.04

111

Предложение и его схема

1

09.04

112

Диктант по теме «Предложение» №8

1

10.04

113

Работа над ошибками

1

14.04

114

Различай набор слов в предложении

1

14.04

115

Порядок слов в предложении

1

16.04

116

Завершение начатого предложения

1

17.04

117

Составление предложений по предложенной  картинке

1

21.04

118

Контрольное списывание №8

1

21.04

119

Составление предложений по предложенной картинке

1

23.04

120

Предложения-вопросы и предложения-ответы

1

24.04

121

Звонкие и глухие согласные (повторение)

1

28.04

122

Звонкие и глухие согласные

1

28.04

123

Твердые и мягкие согласные

1

30.04

124

Твердые и мягкие согласные

 

 

125

Мягкий знак (ь) на конце слов

1

07.05

126

Названия предметов

 

 

127

Названия предметов

1

08.05

128

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных

1

12.05

129

Контрольное списывание №9

1

12.05

130

Названия действий

1

14.05

131

Названия действий

1

15.05

132

Предложение

1

19.05

133

Предложение

1

19.05

134

Итоговый диктант №9

1

21.05

135

Работа над ошибками

 

1

22.05

8.Материально-техническое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно- методические и технические средства обучения: иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); учебные модели;  DVD-фильмы; раздаточные карточки; компьютер; раздаточный материал; таблицы;  схемы; картинки.

 

Русский язык.2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова.- 8 издание – М.: Просвещение, 2017.- 175 с.