Количество часов по учебному плану |
136 |
|
Всего за учебный год |
135 |
|
В т.ч. |
на I полугодие |
64 |
на II полугодие |
71 |
2019 – 2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (умственными нарушениями), вариант 6.3, разработана в соответствие с нормативно-правовой базой:
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016г. №ВК-452/ «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью «О введении ФГОС ОВЗ»
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016г. №ВК-1788/07.
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с НОДА ( нарушениями опорно-двигательного аппарата) и для детей с умственной отсталостью МБОУ « Базковская СОШ».
Цель курса обучения русскому языку во 2 классе - формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программный материал построен с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Концентрическое расположение материала, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Программа второго класса включает в себя фонетику («Звуки и буквы»), лексику («Слово»), синтаксис («Предложение»), раздел монологической речи («Связная письменная речь») и чистописание. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно (по 5 – 8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока. В процессе обучения проводится комплексная и дифференцированная работа над устранением недостатков всех сторон речи у учащихся с ОВЗ, имеющих различный характер речевых нарушений. Не случайно в программу курса «Русский язык» входит специальный раздел «Звуки и буквы», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциации оппозиционных фонем (с – ш, с – з, р – л, ч – ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями. Фонетико-фонематические нарушения у учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма. Второй раздел программы «Слово» включает подготовительные грамматические упражнения. К ним относятся знакомство со словами, обозначающими названия предметов, и со словами, обозначающими названия действий. Во втором классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто?, что?, что делает?, что делают? Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). В связи с изучением слов – предметов, даётся первое орфографическое правило, которое своей основе имеет определённое понятие (имя собственное): во втором классе под эту категорию подводятся имена, фамилии людей, клички животных. Следующий раздел программы «Предложение» предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале. Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде. Работа над предложением проводится в течение всего учебного года. Во втором классе учитель начинает формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых учащихся излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Учащиеся продолжают совершенствовать графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок.
3. Место предмета в учебном плане 2 класса
На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год. В связи с праздничными днями предмет «Русский язык» будет реализован за 135 часов.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающейся.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускником начальной школы следующих личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты
Предметными результатами изучения предмета "Русский язык" является сформированность перечисленных ниже умений знаний.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа в начале учебного года (10 – 12 слов, к концу года – 16 – 18 слов);
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Минимальный уровень:
- различать сходные по начертанию буквы;
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
- составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3 – 4 букв), написание которых не расходится с произношением (10 слов).
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить.
Барабан , береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.
6. Содержание учебного предмета
Раздел, темы учебного курса |
Количество часов на раздел |
Формы контроля |
||
1 |
Повторение Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. |
10 |
текущий списывание диктант |
|
2 |
Звуки и буквы Звуки гласные и согласные, их различение. · Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. · Слова с гласной э. · Слова с буквами и и й, их различение. · Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. · Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. · Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. · Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. · Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. |
51
|
текущий списывание диктант |
|
3 |
Слово Изучение слов, обозначающих предметы: · называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; · называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); · различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); · сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван). Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.). Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. |
43 |
текущий списывание диктант |
|
4 |
Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения: · составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; · заканчивание начатого предложения (Собака громко...); · составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; · выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
|
31 |
текущий списывание диктант |
|
5 |
Связная письменная речь Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). · Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. · Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного |
В течение года |
текущий
|
|
6 |
Письмо и чистописание Совершенствование техники письма. · Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. · Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. · Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. · Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. · Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. · Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. · Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. · Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы. |
В течение года |
списывание диктант |
|
7.Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Колич. часов |
Дата |
Повторение пройденного |
|
|
|
1 |
Предложение |
1 |
03.09 |
2 |
Предложение и его схема |
1 |
03.09 |
3 |
Распространение предложений |
1 |
04.09 |
4 |
Слово. Количество слов в предложении |
1 |
05.09 |
5 |
Составление предложений с данным словом |
1 |
10.09 |
6 |
Контрольное списывание №1 |
1 |
10.09 |
7 |
Дифференцирование звуков и букв. Место звука в слове |
1 |
12.09 |
Звуки и буквы |
|||
8 |
Гласные звуки и буквы |
1 |
13.09 |
9 |
Согласные буквы и звуки |
1 |
17.09 |
10 |
Сходные слова, различающиеся одним звуком |
1 |
17.09 |
11 |
Слова, различающиеся количеством звуком |
1 |
19.09 |
12 |
Слова, отличающиеся последовательностью звуков |
1 |
20.09 |
13 |
Диктант по теме «Предложение» №1 |
1 |
24.09 |
14 |
Работа над ошибками |
1 |
24.09 |
15 |
Ударение в словах |
1 |
26.09 |
16 |
Выделение ударного гласного в слове |
1 |
27.09 |
17 |
Деление слов на слоги |
1 |
01.10 |
18 |
Гласные в образовании слогов |
1 |
01.10 |
19 |
Перенос слов по слогам |
1 |
03.10 |
20 |
Перенос слов по слогам |
1 |
04.10 |
21 |
Деление слов со звуками и-й на слоги |
1 |
08.10 |
22 |
Различай р-л |
1 |
08.10 |
23 |
Контрольное списывание №2 |
1 |
10.10 |
24 |
Парные звонкие и глухие согласные |
1 |
11.10 |
25 |
Различай в-ф |
1 |
15.10 |
26 |
Различай г-к |
1 |
15.10 |
27 |
Различай д-т |
1 |
17.10 |
28 |
Различай д-т |
1 |
18.10 |
29 |
Различай ж-ш |
1 |
22.10 |
30 |
Различай ж-ш |
1 |
22.10 |
31 |
Различай з-с |
1 |
24.10 |
32 |
Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» №2 |
1 |
25.10 |
33 |
Работа над ошибками |
1 |
05.11 |
34 |
Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение). |
1 |
05.11 |
35 |
Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение). |
1 |
07.11 |
36 |
Контрольное списывание №3 |
1 |
08.11 |
37 |
Шипящие согласные |
1 |
12.11 |
38 |
Свистящие согласные |
1 |
12.11 |
39 |
Дифференциация шипящих и свистящих согласных |
1 |
14.11 |
40 |
Дифференциация шипящих и свистящих согласных |
1 |
15.11 |
41 |
Буква Е в начале слова или слога |
1 |
19.11 |
42 |
Буква Е в начале слова или слога |
1 |
19.11 |
43 |
Буква Ю в начале слова или слога |
1 |
21.11 |
44 |
Диктант по теме №3 |
1 |
22.11 |
45 |
Работа над ошибками |
1 |
26.11 |
46 |
Буква Я в начале слова или слога |
1 |
26.11 |
47 |
Буква е, ё, ю, я в начале слова или слога |
1 |
28.11 |
48 |
Гласные ы-и после твердых и мягких согласных |
1 |
29.11 |
49 |
Гласные о-е после твердых и мягких согласных |
1 |
03.12 |
50 |
Гласные у-ю после твердых и мягких согласных |
1 |
03.12 |
51 |
Гласные а-я после твердых и мягких согласных |
1 |
05.12 |
52 |
Гласная е после мягких согласных |
1 |
06.12 |
53 |
Дифференциация твердых и мягких согласных |
1 |
10.12 |
54 |
Контрольное списывание №4 |
1 |
10.12 |
55 |
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова |
1 |
12.12 |
56 |
Письмо слов с мягкими согласными на конце слова |
1 |
13.12 |
57 |
Дифференциация твердых и мягких согласных на конце слов |
1 |
17.12 |
58 |
Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова |
1 |
17.12 |
59 |
Контрольное списывание №5 |
1 |
19.12 |
60 |
Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» №4 |
1 |
20.12 |
61 |
Работа над ошибками |
1 |
24.12 |
62 |
Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце |
1 |
24.12 |
63 |
Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова» |
1 |
26.12 |
64 |
Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова» |
1 |
27.12 |
Слово |
|||
65 |
Название предметов |
1 |
14.01 |
66 |
Название предметов |
1 |
14.01 |
67 |
Название предметов, отвечающих на вопрос что? |
1 |
16.01 |
68 |
Названия частей предметов |
1 |
17.01 |
69 |
Различие сходных предметов и их названий |
1 |
21.01 |
70 |
Названия предметов, отвечающих на вопрос |
1 |
21.01 |
71 |
Контрольное списывание№6 |
1 |
23.01 |
72 |
Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? |
1 |
24.01 |
73 |
Названия предметов, отвечающих на вопрос |
1 |
28.01 |
74 |
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? И что? |
1 |
28.01 |
75 |
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? И что? |
1 |
30.01 |
76 |
Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов |
1 |
31.01 |
77 |
Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов |
1 |
04.02 |
78 |
Диктант по теме «Название предметов» №5 |
1 |
04.02 |
79 |
Работа над ошибками |
1 |
06.02 |
80 |
Большая буква в именах людей |
1 |
07.02 |
81 |
Большая буква в именах людей |
1 |
11.02 |
82 |
Большая буква в именах и фамилиях людей |
1 |
11.02 |
83 |
Большая буква в именах и фамилиях людей |
1 |
13.02 |
84 |
Большая буква в кличках животных |
1 |
14.02 |
85 |
Большие буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных |
1 |
18.02 |
86 |
Диктант по теме «Большая буква в именах собственных» №6 |
1 |
18.02 |
87 |
Работа над ошибками |
1 |
20.02 |
88 |
Названия действий |
1 |
21.02 |
89 |
Названия действий |
|
25.02 |
90 |
Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? |
1 |
25.02 |
91 |
Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? |
1 |
27.02 |
92 |
Подбор названий действий и названий предметов |
1 |
28.02 |
93 |
Подбор названий действий кто как передвигается? |
1 |
03.03 |
94 |
Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос кто? |
1 |
03.03 |
95 |
Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос что? |
1 |
05.03 |
96 |
Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам |
1 |
06.03 |
97 |
Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам |
1 |
10.03 |
98 |
Контрольное списывание№7 |
1 |
10.03 |
99 |
Предлог - как отдельное слово |
1 |
12.03 |
100 |
Употребление предлогов в предложении |
1 |
13.03 |
101 |
Вы деление «трудной» гласной в словах |
1 |
17.03 |
102 |
Вы деление «трудной» гласной в словах |
1 |
17.03 |
103 |
Диктант «Слова с непроверяемыми гласными» №7 |
1 |
19.03 |
104 |
Работа над ошибками |
1 |
20.03 |
105 |
Написание гласных в словах- родственниках |
1 |
31.03 |
106 |
Написание гласных в словах- родственниках |
1 |
31.03 |
107 |
Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий» |
1 |
02.04 |
108 |
Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий» |
1 |
03.04 |
Предложение |
|||
109 |
Выделение предложений из текста |
1 |
07.04 |
110 |
Правила записи предложений |
1 |
07.04 |
111 |
Предложение и его схема |
1 |
09.04 |
112 |
Диктант по теме «Предложение» №8 |
1 |
10.04 |
113 |
Работа над ошибками |
1 |
14.04 |
114 |
Различай набор слов в предложении |
1 |
14.04 |
115 |
Порядок слов в предложении |
1 |
16.04 |
116 |
Завершение начатого предложения |
1 |
17.04 |
117 |
Составление предложений по предложенной картинке |
1 |
21.04 |
118 |
Контрольное списывание №8 |
1 |
21.04 |
119 |
Составление предложений по предложенной картинке |
1 |
23.04 |
120 |
Предложения-вопросы и предложения-ответы |
1 |
24.04 |
121 |
Звонкие и глухие согласные (повторение) |
1 |
28.04 |
122 |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
28.04 |
123 |
Твердые и мягкие согласные |
1 |
30.04 |
124 |
Твердые и мягкие согласные |
|
|
125 |
Мягкий знак (ь) на конце слов |
1 |
07.05 |
126 |
Названия предметов |
|
|
127 |
Названия предметов |
1 |
08.05 |
128 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных |
1 |
12.05 |
129 |
Контрольное списывание №9 |
1 |
12.05 |
130 |
Названия действий |
1 |
14.05 |
131 |
Названия действий |
1 |
15.05 |
132 |
Предложение |
1 |
19.05 |
133 |
Предложение |
1 |
19.05 |
134 |
Итоговый диктант №9 |
1 |
21.05 |
135 |
Работа над ошибками
|
1 |
22.05 |
8.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические и технические средства обучения: иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); учебные модели; DVD-фильмы; раздаточные карточки; компьютер; раздаточный материал; таблицы; схемы; картинки.
Русский язык.2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова.- 8 издание – М.: Просвещение, 2017.- 175 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.