Русский язык. ОВЗ. Рабочая программа.2 класс.
Оценка 4.6

Русский язык. ОВЗ. Рабочая программа.2 класс.

Оценка 4.6
docx
28.05.2020
Русский язык. ОВЗ. Рабочая программа.2 класс.
русский язык 2-а .docx

 

 

 

 

 

 

Количество часов по учебному плану

136

Всего за учебный год

135

В т.ч.

на I полугодие

64

на II полугодие

71

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год


                                                 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена  для  обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (умственными нарушениями), вариант 6.3, разработана в соответствие с нормативно-правовой базой:

-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016г. №ВК-452/ «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью «О введении ФГОС ОВЗ»

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016г. №ВК-1788/07.

Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с НОДА ( нарушениями опорно-двигательного аппарата) и для детей с умственной отсталостью МБОУ « Базковская СОШ».

Цель курса обучения русскому языку во 2 классе - формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программный материал построен с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Концентрическое расположение материала, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Программа второго класса включает в себя фонетику («Звуки и буквы»), лексику («Слово»), синтаксис («Предложение»), раздел монологической речи («Связная письменная речь») и чистописание. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно (по 5 – 8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока. В процессе обучения проводится комплексная и дифференцированная работа над устранением недостатков всех сторон речи у учащихся с ОВЗ, имеющих различный характер речевых нарушений. Не случайно в программу курса «Русский язык» входит специальный раздел «Звуки и буквы», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциации оппозиционных фонем (с – ш, с – з, р – л, ч – ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями. Фонетико-фонематические нарушения у учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма. Второй раздел программы «Слово» включает подготовительные грамматические упражнения. К ним относятся знакомство со словами, обозначающими названия предметов, и со словами, обозначающими названия действий. Во втором классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто?, что?, что делает?, что делают? Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). В связи с изучением слов – предметов, даётся первое орфографическое правило, которое  своей основе имеет определённое понятие (имя собственное): во втором классе под эту категорию подводятся имена, фамилии людей, клички животных. Следующий раздел программы «Предложение» предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале.  Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде. Работа над предложением проводится в течение всего учебного года.  Во втором классе учитель начинает формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых учащихся излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Учащиеся продолжают совершенствовать графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок.

3.      Место предмета в учебном плане 2 класса

На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год. В связи с праздничными днями предмет «Русский язык» будет реализован за 135 часов.

                  4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного  предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-  формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающейся.

                   5. Планируемые  результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускником начальной школы следующих личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

Предметные результаты

Предметными результатами изучения предмета "Русский язык" является сформированность перечисленных ниже умений знаний.

Достаточный уровень:

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа в начале учебного года (10 – 12 слов, к концу года – 16 – 18 слов);

- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

- грамотно писать по памяти словарные слова;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Минимальный уровень:

- различать сходные по начертанию буквы;

- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

- списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;

- составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;

- делить слова на слоги;

- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3 – 4 букв), написание которых не расходится с произношением (10 слов).

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить.

Барабан , береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.

6. Содержание учебного предмета

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Формы контроля

1

Повторение

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

 

10

текущий

списывание

диктант

2

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение.

· Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

· Слова с гласной э.

· Слова с буквами и и й, их различение.

· Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

· Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

· Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

· Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

· Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

51

 

текущий

списывание

диктант

3

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

· называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

· называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

· различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

· сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

43

текущий

списывание

диктант

4

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

· составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

· заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

· составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

· выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

 

31

текущий

списывание

диктант

5

Связная письменная речь

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

· Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

· Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного

В течение года

текущий

 

6

Письмо и чистописание

Совершенствование техники письма.

· Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

· Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

· Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

· Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

· Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

· Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

· Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

· Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

В течение года

списывание

диктант

7.Календарно – тематическое планирование

Тема урока                                                                                                                      

Колич. часов

Дата

Повторение пройденного

 

 

1

Предложение

1

03.09

2

Предложение и его схема

1

03.09

3

Распространение предложений

1

04.09

4

Слово. Количество слов в предложении

1

05.09

5

Составление предложений с данным словом

1

10.09

6

Контрольное списывание №1

1

10.09

7

Дифференцирование звуков и букв. Место звука в слове

1

12.09

Звуки и буквы

8

Гласные звуки и буквы

1

13.09

9

Согласные буквы и звуки

1

17.09

10

Сходные слова, различающиеся одним звуком

1

17.09

11

Слова, различающиеся количеством звуком

1

19.09

12

Слова, отличающиеся последовательностью звуков

1

20.09

13

Диктант по теме «Предложение» №1

1

24.09

14

Работа над ошибками

1

24.09

15

Ударение в словах

1

26.09

16

Выделение ударного гласного в слове

1

27.09

17

Деление слов на слоги

1

01.10

18

Гласные в образовании слогов

1

01.10

19

Перенос слов по слогам

1

03.10

20

Перенос слов по слогам

1

04.10

21

Деление слов со звуками и-й на слоги

1

08.10

22

Различай р-л

1

08.10

23

Контрольное списывание №2

1

10.10

24

Парные звонкие и глухие согласные

1

11.10

25

Различай в-ф

1

15.10

26

Различай г-к

1

15.10

27

Различай д-т

1

17.10

28

Различай д-т

1

18.10

29

Различай ж-ш

1

22.10

30

Различай ж-ш

1

22.10

31

Различай з-с

1

24.10

32

Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» №2

1

25.10

33

Работа над ошибками

1

05.11

34

Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение).

1

05.11

35

Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение).

1

07.11

36

Контрольное списывание №3

1

08.11

37

Шипящие согласные

1

12.11

38

Свистящие согласные

1

12.11

39

Дифференциация шипящих и свистящих согласных

1

14.11

40

Дифференциация шипящих и свистящих согласных

1

15.11

41

Буква Е в начале слова или слога

1

19.11

42

Буква Е в начале слова или слога

1

19.11

43

Буква Ю в начале слова или слога

1

21.11

44

Диктант по теме №3

1

22.11

45

Работа над ошибками

1

26.11

46

 Буква Я в начале слова или слога

1

26.11

47

Буква е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

28.11

48

Гласные ы-и после твердых и мягких согласных

1

29.11

49

Гласные о-е после твердых и мягких согласных

1

03.12

50

Гласные у-ю после твердых и мягких согласных

1

03.12

51

Гласные а-я после твердых и мягких согласных

1

05.12

52

Гласная е после мягких согласных

1

06.12

53

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

10.12

54

Контрольное списывание №4

1

10.12

55

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова

1

12.12

56

Письмо слов с мягкими согласными на конце слова

1

13.12

57

Дифференциация твердых и мягких согласных на конце слов

1

17.12

58

Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова

1

17.12

59

 Контрольное списывание №5

1

19.12

60

Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» №4

1

20.12

61

Работа над ошибками

1

24.12

62

Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце

1

24.12

63

Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова»

1

26.12

64

Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова»

1

27.12

Слово

65

Название предметов

1

14.01

66

Название предметов

1

14.01

67

Название предметов, отвечающих на  вопрос что?

1

16.01

68

Названия частей предметов

1

17.01

69

Различие сходных предметов и их названий

1

21.01

70

Названия предметов, отвечающих на вопрос

1

21.01

71

Контрольное списывание№6

1

23.01

72

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

24.01

73

Названия предметов, отвечающих на вопрос

1

28.01

74

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? И что?

1

28.01

75

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? И что?

1

30.01

76

Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов

1

31.01

77

Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов

1

04.02

78

Диктант по теме «Название предметов» №5

1

04.02

79

Работа над ошибками

1

06.02

80

Большая буква в именах людей

1

07.02

81

Большая буква в именах людей

1

11.02

82

Большая буква в именах и фамилиях людей

1

11.02

83

Большая буква в именах и фамилиях людей

1

13.02

84

Большая буква в кличках животных

1

14.02

85

Большие буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных

1

18.02

86

Диктант по теме «Большая буква в именах собственных» №6

1

18.02

87

Работа над ошибками

1

20.02

88

Названия действий

1

21.02

89

Названия действий

 

25.02

90

Названия действий, отвечающих на вопрос что делают?

1

25.02

91

Названия действий, отвечающих на вопрос  что делают?

1

27.02

92

Подбор названий действий и названий предметов

1

28.02

93

Подбор названий действий кто как передвигается?

1

03.03

94

Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос кто?

1

03.03

95

Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос что?

1

05.03

96

Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам

1

06.03

97

Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам

1

10.03

98

Контрольное списывание№7

1

10.03

99

Предлог - как отдельное слово

1

12.03

100

Употребление предлогов в предложении

1

13.03

101

Вы деление «трудной» гласной в словах

1

17.03

102

Вы деление «трудной» гласной в словах

1

17.03

103

Диктант «Слова с непроверяемыми гласными» №7

1

19.03

104

Работа над ошибками

1

20.03

105

Написание гласных в словах- родственниках

1

31.03

106

Написание гласных в словах- родственниках

1

31.03

107

Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий»

1

02.04

108

Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий»

1

03.04

Предложение

109

Выделение предложений из текста

1

07.04

110

Правила записи предложений

1

07.04

111

Предложение и его схема

1

09.04

112

Диктант по теме «Предложение» №8

1

10.04

113

Работа над ошибками

1

14.04

114

Различай набор слов в предложении

1

14.04

115

Порядок слов в предложении

1

16.04

116

Завершение начатого предложения

1

17.04

117

Составление предложений по предложенной  картинке

1

21.04

118

Контрольное списывание №8

1

21.04

119

Составление предложений по предложенной картинке

1

23.04

120

Предложения-вопросы и предложения-ответы

1

24.04

121

Звонкие и глухие согласные (повторение)

1

28.04

122

Звонкие и глухие согласные

1

28.04

123

Твердые и мягкие согласные

1

30.04

124

Твердые и мягкие согласные

 

 

125

Мягкий знак (ь) на конце слов

1

07.05

126

Названия предметов

 

 

127

Названия предметов

1

08.05

128

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных

1

12.05

129

Контрольное списывание №9

1

12.05

130

Названия действий

1

14.05

131

Названия действий

1

15.05

132

Предложение

1

19.05

133

Предложение

1

19.05

134

Итоговый диктант №9

1

21.05

135

Работа над ошибками

 

1

22.05

8.Материально-техническое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно- методические и технические средства обучения: иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); учебные модели;  DVD-фильмы; раздаточные карточки; компьютер; раздаточный материал; таблицы;  схемы; картинки.

 

Русский язык.2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова.- 8 издание – М.: Просвещение, 2017.- 175 с.

 

 

 


 

Количество часов по учебному плану 1 36

Количество часов по учебному плану 1 36

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (умственными нарушениями), вариант 6

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (умственными нарушениями), вариант 6

Во втором классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто?, что?, что делает?, что делают?

Во втором классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто?, что?, что делает?, что делают?

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Предметные результаты Предметными результатами изучения предмета "Русский язык" является сформированность перечисленных ниже умений знаний

Предметные результаты Предметными результатами изучения предмета "Русский язык" является сформированность перечисленных ниже умений знаний

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных

Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы

Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы

Шипящие согласные 1 12

Шипящие согласные 1 12

Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов 1 04

Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов 1 04

Завершение начатого предложения 1 17

Завершение начатого предложения 1 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020