Русский язык. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

  • docx
  • 01.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подлежащее и сказуемое.docx

РУССКИЙ  ЯЗЫК


Т. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Цели урока:закрепить знания о предложении, о знаках препинания в конце предложения, ввести понятия “грамматическая основа предложения”, “подлежащее”, “сказуемое”, учить определять главные члены предложения, формировать представление об их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого, расширять словарный запас, развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки, содействовать развитию интереса к изучению русского языка, развивать познавательный интерес к природе.

Ход урока

Проверка д/з.

Контролеры докладывают о выполнении д/з

Минутка чистописания.

Прописывание буквы Вв

- Как называются трещины в земной коре, по которым расплавленные горные породы поднимаются из недр Земли и выбрасываются на поверхность?

Записывается слово вулкан.

- В виде чего вулкан извергается?

Записывается слово лава.

Картинки по запросу вулкан картинки  Картинки по запросу лава картинки

- Лава – это расплавленные куски горной породы.

 

Актуализация знаний.

- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?

- Как отделить предложения одно от другого в устной речи?

- Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Как в письменной речи отделить предложения?
- Что ставится в конце предложения?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?
-  Поставить нужный знак в конце предложений.

- Можно ли это назвать текстом? Почему?

4.  Работа над деформированным предложением.

золотая под шумит листва ногами

- Можно ли это назвать предложением? Поменяйте слова местами так, чтобы получилось предложение.

- Записать полученное предложение.

Золотая листва шумит под ногами.

- О ком или о чем говорится в предложении?

-Что шумит? Листва – это подлежащее, подчеркивается одной линией. Подлежащее – это главный член предложения.

- Что говорится о подлежащем? Что листва делает? Шумит – это сказуемое, подчеркивается двумя линиями. Это тоже главный член предложения.
- Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

- Сказуемое зависит от подлежащего. И подлежащее зависит от сказуемого.
- В прямом или переносном значении употреблено слово золотая?
- Можно ли назвать листву живой? Что значит “листва шумит”? 

5. Работа с правилом.

Чтение правила из учебника.

Вводится понятие “грамматическая основа предложения”.

6. Первичное закрепление.

- Списать предложение, исправив ошибки. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Определить границы предложений. Вставить пропущенные слова.

 

- Подобрать антонимы к вставленным словам.

Сильный – слабый
Редкий – частый

Звуко-буквенный разбор слова СИЛЬНЫЙ.

- Сколько в этом слове слогов?

- Сколько букв?

-Сколько звуков? Почему звуков меньше, чем букв?

- Назовите еще слова, где звуков меньше, чем букв.

Физминутка ВЕСЕЛАЯ  ЗАРЯДКА

Работа по таблице

-Назовите главные члены предложения.

-Что  обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?

-Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает?   Как подчеркивается?

Закрепление. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1 вариант                                               2 вариант

      

Рубрика «Знаете ли вы?»

Ворона и ворон – это разные птицы, а не самка и самец одного вида, как думают многие.

Вороны – преданные друзья. Если какая-либо из ворон получила травму, то ее товарищи обязательно будут о ней заботиться и кормить до полного выздоровления.

Вороны умеют создавать орудия труда.

Если им нужно извлечь из-под коры вкусного жука, они не станут портить свой клюв о твердую древесину. Вместо этого они сделают из подходящей ветки инструмент, напоминающий зубочистку, с помощью которого и выковыряют «блюдо» из-под коры дерева.

Вороны умеют считать. Если вороне предложить на выбор две кормушки, в которых будет разное количество пищи, она практически всегда выберет ту, в которой еды больше.

Вороны любят развлекаться. Часто можно видеть, как вороны дразнят собак и кошек. В дикой природе они охотно играют с лисами, волками и выдрами.

Просмотр ролика СМЕШНЫЕ ВОРОНЫ

 

 

Работа в парах. Устно.

- Составьте предложение, состоящее только из грамматической основы, по сюжетам ролика.

- Подобрать родственные слова к слову ВОРОНА.

- Вспомните скороговорку о вороне.

Проворонила ворона вороненка.

Иог урока.

- Что такое подлежащее и сказуемое?

Домашнее задание.

- Написать по памяти скороговорку о вороне. Дополнить ее еще одним предложением. Найти и подчеркнуть в скороговорке главные члены предложения.