РУССКИЙ ЯЗЫК
Т. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Цели урока:закрепить знания о предложении, о знаках препинания в конце предложения, ввести понятия “грамматическая основа предложения”, “подлежащее”, “сказуемое”, учить определять главные члены предложения, формировать представление об их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого, расширять словарный запас, развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки, содействовать развитию интереса к изучению русского языка, развивать познавательный интерес к природе.
Ход урока
Проверка д/з.
Контролеры докладывают о выполнении д/з
Минутка чистописания.
Прописывание буквы Вв
- Как называются трещины в земной коре, по которым расплавленные горные породы поднимаются из недр Земли и выбрасываются на поверхность?
Записывается слово вулкан.
- В виде чего вулкан извергается?
Записывается слово лава.
- Лава – это расплавленные куски горной породы.
Актуализация знаний.
-
Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?
-
Как отделить предложения одно от другого в устной речи?
-
Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Как в письменной речи отделить предложения?
- Что ставится в конце предложения?
-
Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Поставить нужный знак в конце предложений.
- Можно ли это назвать текстом? Почему?
4. Работа над деформированным предложением.
золотая под шумит листва ногами
- Можно ли это назвать предложением? Поменяйте слова местами так, чтобы получилось предложение.
- Записать полученное предложение.
Золотая листва шумит под ногами.
- О ком или о чем говорится в предложении?
-Что шумит? Листва – это подлежащее, подчеркивается одной линией. Подлежащее – это главный член предложения.
-
Что говорится о подлежащем? Что листва делает? Шумит – это сказуемое,
подчеркивается двумя линиями. Это тоже главный член предложения.
- Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.
-
Сказуемое зависит от подлежащего. И подлежащее зависит от сказуемого.
- В прямом или переносном значении употреблено слово золотая?
- Можно ли назвать листву живой? Что значит “листва шумит”?
5. Работа с правилом.
Чтение правила из учебника.
Вводится понятие “грамматическая основа предложения”.
6. Первичное закрепление.
- Списать предложение, исправив ошибки. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения.
- Определить границы предложений. Вставить пропущенные слова.
- Подобрать антонимы к вставленным словам.
Сильный
– слабый
Редкий – частый
Звуко-буквенный разбор слова СИЛЬНЫЙ.
- Сколько в этом слове слогов?
- Сколько букв?
-Сколько звуков? Почему звуков меньше, чем букв?
- Назовите еще слова, где звуков меньше, чем букв.
Физминутка ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА
Работа по таблице
-Назовите главные члены предложения.
-Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?
-Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?
Закрепление. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
1 вариант 2 вариант
Рубрика «Знаете ли вы?»
Ворона и ворон – это разные птицы, а не самка и самец одного вида, как думают многие.
Вороны – преданные друзья. Если какая-либо из ворон получила травму, то ее товарищи обязательно будут о ней заботиться и кормить до полного выздоровления.
Вороны умеют создавать орудия труда.
Если им нужно извлечь из-под коры вкусного жука, они не станут портить свой клюв о твердую древесину. Вместо этого они сделают из подходящей ветки инструмент, напоминающий зубочистку, с помощью которого и выковыряют «блюдо» из-под коры дерева.
Вороны умеют считать. Если вороне предложить на выбор две кормушки, в которых будет разное количество пищи, она практически всегда выберет ту, в которой еды больше.
Вороны любят развлекаться. Часто можно видеть, как вороны дразнят собак и кошек. В дикой природе они охотно играют с лисами, волками и выдрами.
Просмотр ролика СМЕШНЫЕ ВОРОНЫ
Работа в парах. Устно.
- Составьте предложение, состоящее только из грамматической основы, по сюжетам ролика.
- Подобрать родственные слова к слову ВОРОНА.
- Вспомните скороговорку о вороне.
Проворонила ворона вороненка.
Иог урока.
- Что такое подлежащее и сказуемое?
Домашнее задание.
- Написать по памяти скороговорку о вороне. Дополнить ее еще одним предложением. Найти и подчеркнуть в скороговорке главные члены предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.