Тема урока: «Устаревшие слова» 3 класс
Цель: Познакомить детей со значением слов, которые вышли из активного словарного запаса человека. Дать общее понятие об историзмах и архаизмах. Учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов. Учить детей находить устаревшие слова в тексте.
Развивать логику мышления, учить сравнивать, выделять главное.
Воспитывать любовь к своему Отечеству, внимание, зоркость к родному слову. Способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке.
Ход урока
1. Организационный этап. Эмоциональный настрой
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
2. Актуализация знаний
Тексты на доске: (Слайд 2)
-Познакомьтесь с отрывком и скажите.
-Кто автор и как называется произведение?
- Все ли слова в тексте понятны?
…Пошёл старик ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окном, На чем свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке…»
(А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«И царевна очутилась в светлой горнице…»
- Какие слова из отрывка вам не знакомы?
-Назовите их? Сможете ли объяснить значение этих слов?
(Землянка - выкопанное в земле жилище, укрытие (иногда выступающее над поверхностью).
(Простофиля - простой человек, без хитрости и большого ума. Светёлка – чистая, светлая комната, гостиная, иногда с голландской печью; в светёлке не стряпают (не готовят).
(Горница – чистая половина крестьянской избы)
-Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
- Как вы думаете, о каких именно словах мы будем сегодня говорить на уроке? (Древние, старые, устаревшие слова)
-А какие устаревшие слова знаете вы?
- Хотели бы вы узнать о них ещё больше?
3. Постановка темы и цели урока
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся ещё с одной страницей из истории нашей России. Поговорим о словах, которые исчезли, вышли из активного словарного запаса. Или используются в нашей литературе очень редко. Это устаревшие древние слова.
4. Освоение нового материала
А) Знакомство с историзмами и архаизмами. (Слайд 3-4)
Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы – ушли из жизни предметы, которые этими назывались (кольчуга - металлическая рубаха, боярин - крупный землевладелец, кокошник - головной убор)
Архаизмы – слова устарели, а предметы остались (перст - палец, брадобрей – парикмахер, выя – шея, рамена´ – плечи, чело´ – лоб, глаголить – говорить)
-В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко.
-А где же мы можем их встретить чаще?
(В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).
Б) Вступительная беседа
- В русском языке есть очень древние слова: мать, брат, плен, вода, хлеб, день и т.д. Есть и совсем молодые слова: лунник, космонавт. Одни слова живут долго-долго, другие, прослужив людям, исчезают.
В) Сейчас об этом расскажут ребята.
1) (Слайд 5) Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни предмет какой-то, например, соха, кольчуга, цеп – вместе с ним уходит и слово.
2) (Слайд 5) Есть слова устаревшие, которые перестают употребляться, потому что место этого слова заняло другое, с тем же значением: перст – палец, ланита – щека, чело - лоб.
3) (Слайд 5) Исчезнувшие слова на некоторое время могут опять появиться, изменив при этом своё первоначальное значение: копьё - орудие древнего война, копьё - спортсмена.
4) (Слайд 6) Много устаревших слов встречается в художественной литературе у Пушкина, Лермонтова. Например: на вратах - на воротах, по бранному полю - по полю сражения, сеча - рукопашный бой, гробовая змея - смертельно ядовитая змея, брега - берега.
В былинах (зачитывается текст)
«Пахали под Киевом землю пахари. По берегам строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах пасли пастухи круторогий скот…»
Ладья –лодка, парусное судно. Чёлн - небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева.
5) Много слов устарело после Великой Октябрьской социалистической революции: к ним относятся: полицейский, приказчик, они заменены другими, милиционер, служащий. Новое время призвало к жизни и новые порядки, и новые названия.
6) (Слайд 7) Устаревшие слова встречаются в пословицах и поговорках.
Беречь как зеницу ока. (Зеница – зрачок , око-глаз )
Гроша медного не стоит. (Грош -2 копейки, деньги)
Б) Экскурсия в прошлое
-Сейчас пора отправляться в путешествие. Мы с вами побываем в поселениях Древней Руси. А точнее в Москве, в начале нашего века. Познакомимся с орудиями труда и узнаем, как был вооружен воин на Руси.
1) Первая остановка «Москва»
Сейчас об этом расскажут ребята.
А) (Слайд 8) Выйдем пораньше. Только расцвело, и на улице ещё мало народу. Вон кто-то приставил к столбу лестницу и взбирается по ней. Это «фонарщик». Утром он меняет керосиновые лампы в фонаре, а вечером зажжет их. Не очень они освещают. Но старые фонарщики честно несут службу.
Б) (Слайд 9) Город совсем проснулся. Открылись лавки. Зайдём в одну из них. За кассой торжественно сидит хозяин лавки - купец. Около первого покупателя суетятся приказчики. (Лавка – маленький магазинчик. Купец – человек, занятый торговлей. Приказчик – наёмные служащие у купца)
-А каким сейчас заменено это слово?(продавец)
В) (Слайд10) А на улице всё больше народа. Шныряют «городовые», наблюдают за порядком в городе. (Городовой – милиционер, полицейский)
Г) (Слайд 11) А вот и старый московский транспорт – конка (рисунок), двухэтажный вагончик с открытым верхом. А тянут этот вагончик лошади, где одна, где две. Хоть она по рельсам движется, но очень медленно. Долго ждут встречную конку, потому что рельсы проложены в один путь. А если конка сойдет с рельсов, все пассажиры выйдут, а кучер – водитель, и кондуктор раскачают за подножки и поставят на место. Зазвенят колокольчики, конку дальше повезет москвичей.
- Какие слова сохранились до наших дней? (Кондуктор - человек, получающий деньги за проезд)
2) Вторая остановка «Орудия труда»
А) (Слайд 12) Но заглянем ещё дальше. Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые, и защищали богатыри могучие Русь матушку. Но приходилось им возделывать землю, пахать, сеять, но в случаи необходимости брались за орудие.
(Рисунки на доске: коса, соха, цеп, серп, вилы, борона)
-Кому принадлежат эти орудия труда?
(Земледельцу - человек, который возделывает землю)
-Почему они не могут принадлежать трактористу?
(Орудия усовершенствовались, вышли из употребления)
Б) Загадка: (Слайд 13)
- О каком орудии труда идёт речь в загадке?
«Летят гуськи, дубовые носки, шейки кожаные» (Цепы для молотьбы)
«Баба-яга, вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» (Соха)
Вывод: Отмирание слов вызвано самой жизнью
3) Третья остановка «Русский богатырь»
Мы уже сказали, русский народ всегда защитит свою родную землю матушку, если это необходимо.
А) (Слайд 14) Показ рисунка «Русский богатырь»
-Посмотрите на изображение древнего русского война, на его доспехи?
Б) Задание: Показать на слайде названия доспехов
Вот эти слова: Меч, лук, стремя, сбруя, шлем, кольчуга
-Какие слова сохранились до наших дней? (Меч, лук, стремя, сбруя, шлем)
Шлем – у танкиста. Древко - у знамени. Копьё – у спортсмена.
Вывод: Слова уходят из языка, если из обихода уходит предмет.
Например, кольчуга.
(Слайд 15) -Кого мы сейчас называем защитниками нашей родины? (Военнослужащие, военные).
Совсем недавно и этих слов не было. Были такие слова: стрелец, солдат, красноармеец, пушкарь.
-Чем вооружён современный войн? (Автоматом. А раньше были винтовки, пики, луки)
В) (Изображение лица человека) (Слайд 16)
-Кто знает, как назывались раньше части лица у человека?
Чело - лоб. Око –глаз. Ланита - щёки. Выя – шея. Уста – рот.
Вывод: Одни слова исчезли, вместо их появились другие слова.
Г) Это интересно
-Знаете ли вы, что слово ОКНО образовалось от слова ОКО.
ОКО - орган зрения(глаза), и окна сначала делали круглыми, как ОКО(глаза) От слова ОКО произошло и слово ОЧКИ(круглые глаза).
ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА от какого слова произошли? (От перста- палец)
Вывод: От старых слов одни воспоминания, а те слова, которые мы не знаем, не помним. Нам помогут толковые словари.
5. Физминутка(Слайд 17)
6. Знакомство со словарём Владимира Ивановича Даля «Толковый словарь»
(показ словаря) (Слайд 18)
Если в литературе встречаются незнакомые, устаревшие слова, вышедшие из обихода слова, мы можем посмотреть их значение в словаре В.И. Даля.
(Слайд 19)
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке…
Из толкового словаря В.И. Даля:
Терем – поднятое, высокое, жилое здание или часть его; замок боярский, одинокий домик в виде башни…
Душегрейка – телогрейка, короткая
женская одежда разного покроя, сборчатая и безрукавая.
7. Закрепление материала
1) Игра «Забытые слова»
-Поиграем в игру и ещё раз вспомним устаревшие слова и объясним их значение.
(На столе карточки перевернутые со словами, ученики берут и объясняют их значение)
2) (Слайд 20-21)
Соедини слова стрелкой (работа в парах)
очи губы
уста глаза
перст лоб
брадобрей палец
чело парикмахер
изгородь неряха
изба забор
рать войско
замарашка дом
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Слайд 22-21)
Одни слова исчезнут в будущем. Другие слова мы проводим с почётом, а на их место в нашем языке появятся множество новых замечательных слов.
- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?
- Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?
- В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)
- Оцените цветом свою работу на уроке.
– У вас на столе квадратики.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Итог урока
- Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.