Задания для школьной олимпиады
Цель:
1) расширить и углубить знания обучающихся по основным разделам русского языка;
2) развивать интерес обучающихся к современному русскому языку и его истории;
3) развивать речь и способности через выполнение заданий творческого характера;
4 )воспитывать чувство уважения к языку, ответственность и чувство здорового соперничества
Задания для олимпиады. Русский язык
10 класс
Задание 1
Определить средства художественной выразительности (по 1 баллу за каждый ответ)
А) Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:
Дождик закрапал. закрапал по крыше .
Сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит. (аллитерация)
Б) Умный дурак опасней врага. (оксюморон)
В) Они сошлись:
Волна и камень,
Стихи и проза,
Лед и пламень.. (антитеза)
Г) Смотри, какой дом большой, огромный. громадный . прямтаки грандиозный! ( градация)
Д) Бахрома снегов сверкала на солнце ( метафора)
Е) Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс(сравнение)
Ж) Море смеялось и плакало . ( олицетворение)
Задание 2
Творческое задание ( 13 баллов)
Составить слова
а) с суффиксами уменьшительно ласкательного значения (5 слов)
б) с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения (5слов)
Составить 2 предложения с этими словами (на выбор)
(1. Уменьшительноласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:
(н ик:чик: ок, ёк:
к:
очка, ечка:
ец, цо (це), ице, ецо:
енька, онька:
ушка, юшка:
ышко:
2. Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
ишко, ишка: городишко, человечишка, хвастунишка;
ёнка, онка: избёнка, шубёнка, клячонка.3. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
ище, ища: домище, ручища)
Задание 3
Составить текстописание известной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с
помощью следующих деепричастных оборотов: 25 баллов
1) всматриваясь в картину;
2) символизируя смелость и отвагу;
3) напряженно вглядываясь;
4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;
5) готовясь вступить в смертельную схватку;
6) внушая страх противнику;
7) спокойно наклонив голову;
8) почуя врага;
9) лукаво улыбаясь;
10) поражая находчивостью;
11) держа в правой руке гусли;
12) не боясь вражеских полчищ;
13) как будто возвышаясь над землей;
14) мужественно защищая свое Отечество
Задание 4
Исправьте ошибки в употреблении местоимений. (20 баллов)
1).Если ктонибудь скажет мне чтолибо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил
беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я
обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно
подойдите к себе!.
2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в
Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола
всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там
отдыхать
3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и
плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой
мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.
4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть..
Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил
ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер.
Отец умер, когда ему было шесть лет.
Задание 5
Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных (35
баллов)
Звуки, издаваемые
человеком
Звуки, издаваемые
Звуки, издаваемые
животными
предметамиАпчхи, хахаха, хохохо,
гыгыгы
батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш,
марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините,
подумаешь, будет, прости,: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;
Мяу, хрюхрю, куку,
гавгав, кваква
Бах, хлоп,
щелк, тресь
ИТОГО: 100 баллов