Русский язык в 4 классе.Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных
– Осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имён существительных и развитие умения работать по алгоритму
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Что такое склонение? Три склонения имён существительных
Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных
– Осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имён существительных и развитие умения работать по алгоритму
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация знаний.
II. Формулирование
проблемы.
III. Открытие новых знаний.
3 3 1. Введение в раздел. – Прочитайте название раздела.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».
1. Повторение изученного о падежах.
Игра «Узнай падеж».
Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж.
Материал для игры:
а) кому? (Д.п.) б) на, за, под, через, про, в (В.п.) в) нет (Р.п.) г) «щедрый» падеж (Д.п.) д) без предлога не употребляется (П.п.)
е) подлежащее (И.п.) ж) «падежработяга» (Т.п.) з) кого? (В.п., Р.п.) и) два предлога (Д.п.) к) что? (И.п., В.п.)
л) о, об (П.п.) 2. – Запишите предложение, определите падеж и род имён существительных.
В солнечный день листва слегка поблёскивала и лежала у подножия деревьев сплошной золотистой грудой.
1
– Какое слово вам встречается впервые? Подберите однокоренные
слова. (Склониться, поклон, склонённый.)
– Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения
нового раздела. (Что такое склонение? Какие это три склонения, в
чём их различие?)
2. Постановка проблемы. За доской – Прочитайте предложение.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
Об отце и дяди
– Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. – Выделите окончания.
ж.р., П. ж.р., П.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
– Какие вопросы возникают? (Почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже окончания разные?)
Аналогичный диалог можно провести на материале существительных отец и дядя.
4 5 6 2 3 1. Работа в учебнике.
Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями в И.п.
Упр. 158 выполняется по заданию.
1) Ученики вписывают окончания: и за доской
Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме,
только поразному распределяются (в м.р. – чаще, а в ж.р. – а, я).
2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и
сравнивают их.
Вывод: В одинаковых падежах а–я, ы–и, у–ю, ой–ёй – это варианты одного и того же окончания. В слове земля основа
оканчивается на мягкий согласный звук [л'], на письме мягкость обозначена буквой я, в слове страна основа оканчивается
на твёрдый согласный [н], для обозначения твёрдости используется буква а. Буквы а–я, а звук [а].
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014 13) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием а, я в начальной форме.
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания а, я, имеют одни и те же окончания в
одинаковых падежах.
Этот вывод может быть зафиксирован на боковой части доски или на слайде.
Верхняя строка пропущена, на ней потом появится надпись 1е склонение.
ж.р. и м.р.
а, я
одинаковые
падежные
окончания
Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие
выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых
однотипные окончания в одинаковых падежах.
– Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте про себя определение на с. 141.
– Запишите название над группами.
1е скл. 2е скл. 3е скл.
ж.р. и м.р. м.р. ж.р.
а, я ср.р. о, ё ь
2. Чтение вслух текста определения.
– На что вы ориентировались при чтении? (На выделенные слова, выделенные части (абзацы), примеры.)
– Какие вопросы вы задавали себе по ходу чтения?
Беседа на понимание.
– Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слово точка.
– К какому склонению вы его отнесёте?
– Обязательно ли для определения склонения изменять слово?
– Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.)
– Как вы понимаете значение слова однотипные? (Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими одни
и те же звуки, например, а/я, у/ю.)
3. Ответы на вопросы учебника (2 и 4) после текста определения в рамке (с. 141).
Ответ на основной (проблемный) вопрос урока.
– Вспомните наше предложение в начале урока.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери. – Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж
один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.)
4. Выведение алгоритма определения склонения.
– Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род
и окончание.) Например, о сестре – н.ф. сестра, ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1го склонения; о
дочери – н.ф. дочь, ж.р., окончание –_ , следовательно, это существительное 3го скл.
© ООО «Баласс», 2014 2IV. Развитие умений.
3
4 5 6 1 3 Работа в учебнике.
1. Упр. 159 – развивается умение определять склонение имён существительных. Выполняется на доске под руководством
учителя.
Образец записи слов с орфограммойбуквой непроверяемого гласного в корне:
– Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите:
1е скл. Знак препинания. (Точка.)
2е скл. Начало сказки. (Зачин.)
3е скл. Всё, что говорит и пишет человек. (Речь.)
V. Итог урока.
4 4 – Мне удалось…
Я понял, что…
Мне стало понятно… VI. Домашнее задание.
1. Упр. 1, кн. 2, с 12.
© ООО «Баласс», 2014 3