Русский язык в 4 классе.Тема: Обобщение знаний о падежах.
Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»
– Развитие умений устной учебно-научной речи; умений обобщать и систематизировать знания о падежах, отличии их друг от друга, демонстрировать умения использовать знания при решении практических учебных задач.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Обобщение знаний о падежах.
Тема: Обобщение знаний о падежах.
Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»
– Развитие умений устной учебнонаучной речи; умений обобщать и систематизировать знания о падежах, отличии их друг от друга, демонстрировать умения использовать
знания при решении практических учебных задач.
Этапы урока
. Ι
Актуализация
знаний.
II.
Формулирова
ние
проблемы.
Ход урока
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. Запись под диктовку.
Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону. (Ю. Мориц)
2. Обозначение орфограмм в словах и между словами.
3. Синтаксический разбор предложения.
4. Определение падежа имён существительных.
– Можно ли ошибиться в определении падежа существительного ворону: В.п. или Р.п.? Почему? (Ошибиться можно в
определении падежа одуш. сущ. м.р., а сущ. ворона ж.р., окончание у указывает на В.п., в Р.п. окончание – ы.)
5. Разбор слова:
I вариант: как части речи (на) лавке.
II вариант: фонетический лавка [лафка].
1 3 3 – Прочитайте ключевые слова темы. Какими бы словами вы могли их дополнить? (Предлоги, окончания.)
– Сформулируйте цель урока на основе ключевых слов. (Вспомнить всё, что изучили о падежах имён существительных
(вопросы, вспомогательные слова, предлоги), а также уметь различать формы И.п. и В.п., Р.п. и В.п.)
– С чем связана сложность в разграничении названных падежей?
(В формах В.п. совпадает вопрос (кого?) и окончание а с формой Р.п., и вопрос (что?) и окончание – с формой И.п.)
© ООО «Баласс», 2014 1
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.III.
Обобщение и
систематизац
ия
изученного.
IV. Развитие
умений.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
4 5 6 2 3
Работа в рабочей тетради.
Проверьте себя, выполнив задание № 8, тема 5 в рабочей тетради.
Взаимопроверка.
Обсуждение результатов.
– Почему для ответа на 1й вопрос не подходит И.п.? а П.п.?
– Назовите вопросы, которые совпадают в И.п. и В.п.; в В.п. и Р.п.
Беседа по вопросам.
– Вспомните, что такое предлоги.
– Какие предлоги употребляются с каждым из падежей? (Опора на таблицы в учебнике, записи в тетрадях.)
– Какие предлоги употребляются только с родительным падежом?
(От, для, около, у, без, из, до.) Только с дательным? (К) Только с винительным? (Через.) Только с предложным? (О, об.)
– Какие предлоги могут употребляться с несколькими падежами? (на, в – с В.п. и П.п., за, под – с В.п. и Т.п. и др.)
– Как можно отличить существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? Назовите все известные вам
признаки. (По вопросам, по предлогам, по роли в предложении, по вспомогательному слову, по окончанию.)
Работа в рабочей тетради.
Задание № 9, тема 5 в рабочей тетради.
Выполняется в парах.
– Как вы определили падеж у имён существительных в задании?
– Почему надо воспользоваться подстановкой? (Вопрос неясен,
окончания совпадают.)
Работа в группах.
– Выпишите словосочетания с именами существительными, укажите падеж. Текст представлен на слайде
Природа Исландии славится своими красотами. На юге острова расположены горы. Здесь «живёт» мощное эхо.
Путешественники поднимаются на вершины и громко кричат. Эхо до ста раз повторяет их крик.
Образец записи:чем? Славится красотами (Т.п.)
3
4 5 6 1 3
1. Работа в учебнике. Составление устного рассказа. Упр. 157.
Ученики составляли на предыдущих уроках рассказы о падежах.
Используя эти записи, материал учебника и «Дидактический материал», ученики самостоятельно составляют план.
Зачитывается несколько вариантов планов, составляется коллективный рассказ, заслушивается 1–2 индивидуальных
ответа.
Примечание: 2ю часть задания – устный рассказ по плану – можно предложить в качестве домашнего задания (если
не хватает времени).
Словарная работа.
Взаимодиктант по словам 6го раздела (с. 137). Каждый диктует по четыре слова (можно однокоренные: падежный,
заботливый и т.д.).
Затем дети проверяют записи друг у друга, дают задание и оценивают работу.
Примерные задания:
1) изменить слово по падежам;
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014 22) составить словосочетания;
3) выполнить фонетический разбор слова и т.д.
V. Итог
урока.
VI. Домашнее
задание.
4 4 – Мне удалось…
У меня получилось…
Мне стало понятно…
1. Упр. 157 (составить устный рассказ, если не составляли на уроке).
2. Упр. 4 с. 135
© ООО «Баласс», 2014 3