Русский язык в 4 классе.Тема: Склоняемые и не склоняемые имена существительные
–несклоняемые имена существительные, развитие умений отличать склоняемые и несклоняемые омонимичные формы на – о, определять их морфемный состав.
– Формирование навыков культуры речи: правильно употреблять несклоняемые имена существительные и согласовывать их с именами прилагательными.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Склоняемые и не склоняемые имена существительные
Тема: Склоняемые и не склоняемые имена существительные
–несклоняемые имена существительные, развитие умений отличать склоняемые и несклоняемые омонимичные формы на – о, определять их морфемный состав.
– Формирование навыков культуры речи: правильно употреблять несклоняемые имена существительные и согласовывать их с именами прилагательными.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация знаний.
II. Формулирование
проблемы. III. Открытие
новых знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».
Словарная работа.
Класс делится на две команды. Учитель диктует склоняемые и несклоняемые имена существительные. 1
я команда записывает только склоняемые существительные, а 2я – несклоняемые.
По окончании записи учитель открывает на слайде (доске) два столбика слов. Победителями являются те,
кто правильно записал все слова.
Слова для диктовки:
Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.
Просклонять на доске: чувство, море, драже
4 5 6 2 3
1. Работа в учебнике
Упр. 169 – развивается умение определять морфемный состав несклоняемых слов на о.
Выполняется под руководством учителя.
Методическая рекомендация: следует обязательно сделать акцент не только на выделении основ
неизменяемых слов, но и на отсутствии вообще окончания. У этих слов НЕТ окончания, в том числе и
нулевого (нулевое – это окончание, которое появляется в других формах слова), так как ни в одной из форм
не появляется ничего нового. Слово как будто застыло.
Упр. 170 – развивается умение правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.
Самостоятельную работу по вариантам.
Проверка коллективная.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
© ООО «Баласс», 2014
1IV. Развитие умений.
3
4 5 6 1 3
Работа в учебнике.
Упр. 171
С 1416 задания сделать
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
2V. Итог урока.
4 4
– Мне удалось…
Мне стало понятно…
VI. Домашнее задание.
Упр. 2, с. 15.
Тема: Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления
– Введение нового понятия – несклоняемые имена существительные, развитие умений отличать склоняемые и несклоняемые омонимичные формы на – о, определять их
морфемный состав.
– Формирование навыков культуры речи: правильно употреблять несклоняемые имена существительные и согласовывать их с именами прилагательными.
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».
Проверка домашнего задания.
– Что вы узнали о словах копейка, рубль? Просклоняйте устно эти слова.
II. Формулирование
проблемы.
III. Открытие новых
знаний.
1 3 3 – Просклоняйте слова пальто, кино, лото.
– Что вы заметили? (Слова остались теми же, не изменились.)
– Как можно назвать такие слова? (Неизменяемыми.)
– Попробуйте дать название этим словам, опираясь на ключевое слово – склонение.
– Назовите и запишите ключевое слово урока. (Несклоняемые.)
– Оставьте ещё одну строчку для записи ключевых слов.
– Давайте составим план урока.
4 5 6 2 3
1. Работа на доске.
– Запишите слова лото, село.
– Что у них общего? (ср.р., 3е скл.)
Примечание. Если ученики отметят окончание о, реакция учителя: «Проверим, так ли это».
– Просклоняйте в тетрадях имена существительные лото и село.
– Какие отличия вы заметили? (Одно склоняемое, другое – несклоняемое.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
© ООО «Баласс», 2014
3– Выделите окончания.
– Можно ли сказать, что у слова лото – окончание о? Почему? (Эта часть у слова не меняется).
Вывод: у слова лото нет окончания. Это значит, что не нужно его никак обозначать. Всё слово является
основой.
2. Работа по учебнику.
Упр. 167 – группировка слов по группам: склоняемые и несклоняемые.
Ученики находят общий признак: все существительные оканчиваются на буквы о, е, все (кроме кофе)
среднего рода. Отличие: часть существительных не изменяется по падежам и числам.
Запись слов по столбикам: склоняемые и несклоняемые имена существительные.
У несклоняемых имён существительных нет окончания, так как нет изменяемой части слова.
– Как вы думаете, почему одни слова среднего рода по падежам изменяются, а другие нет?
Текст выводится на экран с помощью мультимедийного проектора.
Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, немало:
около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они –
иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа…
Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только
небольшая их часть.
(По Т. Рик)
– Сделайте вывод: в чём особенность несклоняемых существительных? (Эти слова иноязычные, заимствованы из
других языков.)
3. Чтение (или прослушивание) плёнки из «Радионяни» о несклоняемых именах существительных.
Упр. 77, «Дидактический материал».
4. Постановка и поиск решения проблемной задачи.
– Прочитайте предложение, вставьте необходимые окончания.
В московск… метро на стене висело огромн… табло.
– Как вы действовали? (Ставили вопрос, смотрели на предлог. Можно подставить склоняемое существительное.)
– Почему у прилагательного огромное окончание ое? (Существительное табло среднего рода. Поставим вопрос
к прилагательному:
табло (как ое ?) огромн ое.)
Такое же окончание у прилагательного.
4
4 5 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 168 – развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Все имена существительные, данные в упражнении, среднего рода.
Но они не относятся ко 2му склонению, так как не имеют окончания, не изменяются по падежам, это
несклоняемые имена существительные.
2. Упр. 169 – развивается умение определять морфемный состав несклоняемых слов на о.
Выполняется под руководством учителя.
Методическая рекомендация: следует обязательно сделать акцент не только на выделении основ
неизменяемых слов, но и на отсутствии вообще окончания. У этих слов НЕТ окончания, в том числе и
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
IV. Развитие умений.
© ООО «Баласс», 2014
4нулевого (нулевое – это окончание, которое появляется в других формах слова), так как ни в одной из форм
не появляется ничего нового. Слово как будто застыло.
3. Упр. 170 – развивается умение правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.
Самостоятельную работу по вариантам.
Проверка коллективная.
– Выполните задание № 3, тема 6 в рабочей тетради.
4 4
– Мне удалось…
Мне стало понятно…
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 3, кн. 2, с. 12.
2. Задание № 9, тема 6 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
5