Рынок и его функции
Современная экономика представляет собой смешанную эконо- мику, в которой действие рыночного механизма соединяется с эко- номическим регулированием производства и потребления государством.
Рынок – совокупность экономических отношений производите- лей и потребителей товаров при помощи денег.
Это форма организации хозяйства, основанная на общественном разделении труда, при котором каждый производитель специали- зируется на выработке определенного продукта и обменивается с потребителями путем купли-продажи.
Следовательно, рынок предполагает взаимодействие продавцов и покупателей, то есть производителей и потребителей при уста- новлении цены товара на основе спроса и предложения.
Субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы, госу- дарственные органы. Рассмотрим их как рыночные агенты.
Домашнее хозяйство – рыночный субъект, владеющий ресурса- ми, и получающий от их использования доход. Домашнее хозяйст- во представляет собой малую экономическую единицу, в которой один человек или группа лиц объединяет доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения.
Домашние хозяйства предлагают на рынке экономические ре- сурсы как собственники этих ресурсов для получения дохода и предъявляют спрос на произведенные фирмами товары и услуги.
Фирма – рыночный субъект, покупающий ресурсы, производящий и продающий экономические блага. Фирма представляет собой отно- сительно малую экономическую единицу, которая производит товары и услуги на основе предпринимательской деятельности путем соеди- нения факторов производства для получения прибыли.
Государственные органы – это агенты, осуществляющие регу- лирование рыночных отношений.
Рынок выполняет следующие основные функции:
– информационно-коммуникативную;
– координацию экономических связей;
– стимулирование экономической активности;
– решение фундаментальных вопросов экономики;
– согласование общественных и личных интересов;
– санацию экономики.
Информационно-коммуникативная функция реализуется в про- цессе взаимодействия производителей и потребителей на рынке при формировании рыночной цены товара на основе спроса и предложения.
Коммуникация, или взаимодействие, осуществляется на основе ценового сигнала, то есть выбор экономических решений произво- дителями и потребителями происходит на основе информации об уровне цен.
Координация экономических связей в масштабе общества на ос- нове ценового сигнала означает увеличение производства продук- ции, на которую повышается спрос потребителей, и уменьшение выпуска продукции, на которую спрос падает.
Стимулирование экономической активности производителей и потребителей происходит на основе сигналов об уровне цен. Производители повышают экономическую активность при росте цен на товары и услуги, потребители увеличивают количество по- купок при снижении цен.
Решение фундаментальных вопросов экономики: Что произво- дить? Как производить? Для кого производить? осуществляется в процессе экономического выбора производителей и потребителей товаров и услуг на основе ценовых сигналов.
Согласование общественных и личных интересов происходит в процессе увеличения выпуска продукции, необходимой общест- ву, удовлетворения потребностей общества и каждого человека, насыщения рынка и роста доходов.
Санация экономики осуществляется на основе стимулирования эффективного хозяйствования, рационального использования огра- ниченных ресурсов общества.
Фирмы и предприятия, которые хозяйствуют неэффективно, производят продукцию с высокими издержками, не выдерживают ценовой конкуренции на рынке и покидают процесс производства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.