Ржевитянин Алексей Яковлевич Волосков - академик живописи.
Часть первая - жизненный путь художника.
Волосков Алексей Яковлевич (1822-1882).
Родился в городе Ржев Тверской губернии 13 марта 1822 года. Удивительно сложилась судьба этого человека. Он приходится внучатым племянником Т.И. Волоскову, талантливому изобретателю астрономических часов и красок. Весь клан Волосковых - это торговые и промышленные люди. И вдруг в этой среде объявился своеобразный талант: юный купеческий сын пожелал стать художником.
С самого начала судьба не сулила юному Волоскову радостной жизни. «Слабость в ногах», по-видимому, врожденная, - а значит, всю жизнь костыли и, в лучшем случае, служба при торговых заведениях богатых родственников. И вдруг решение в 15 лет - ехать в Петербург учиться живописи! Что стоило ее осуществить, да просто подступить к ней - нам никогда не узнать. Но добился благословения родных, получил какие-то средства, уехал в Петербург. И стал человеком, который «сделал себя сам».
Возможно, дома он наблюдал за работой учеников живописца Венецианова, изображавших портреты ржевских купцов. Неизвестно. Но, невзирая на болезнь (с детских лет передвигался только с помощью костылей), преодолев скандалы и слезы в семье, Алексей добился своей цели. Преодолевая недуг, когда даже из экипажа выходить проблема, не говоря уже о многочасовом стоянии у картин старых мастеров в музеях, у мольберта с кистью. Преодолевая насмешки и, наверное, не только за спиной, - жесток этот мир для любого возраста, в любом веке. Преодолевая скандалы в семье: купцу идти в художники или артисты - позор. Да и слезы матери, жалеющей, конечно, бедное свое обезноженное дитя.
Но уже с 1837 г., в 15 лет, А. Волосков числится в Академии художеств Санкт-Петербурга, где обучался в пейзажном классе у М. Н. Воробьева. Работает в классах, опираясь на тяжелые костыли, копирует, вызывая нездоровый интерес у посетителей, картины Эрмитажа, учится мастерству у мастеров прошлого и сам становится мастером. В 1843 году награждён 2-ой серебряной медалью, а в 1845 году получает звание свободного художника. В 23 года Алексей закончил учебу, стал пейзажистом. В 1851 году назначен в академики. Как и в любые времена, звание члена Союза или «академика» художеств должно подкрепляться работами. И было их, живописных полотен, наверное, немало. Получив образование в Академии художеств под руководством известного мастера М.Н. Воробьева, А.Я. Волосков вскоре становится популярным художником среди великосветских вельмож и небедных людей.
По счастью для нас, время сохранило некоторые из них. Виды художника, особенно небольших русских городов, представлены и в настоящее время во многих краеведческих музеях и картинных галереях, представляя значительный интерес для любителей живописи и истории нашей страны.
Живописец так же жил и работал на Украине, исполнял художественные заказы Г. П. Галагана и Г. С. Тарновского в жанрах пейзажа, портрета, интерьерных композиций.
Художник Алексей Волосков в Качановке.
(В Качановском парке. Г.С. Тарновский с племянницей Юлией (в белом платье), на переднем плане сидит Надежда Тарновская ("кумася" Шевченко), слева В.В. Тарновский - старший с женой, а справа присел на траву невысокий рыжеволосый молодой художник с небольшой бородкой. Так выглядел Волосков в годы, когда жил в столице и посещал поместья, куда приглашали его работать.)
|
За чайным столом, 1851.
О достигнутом мастерстве говорит большая работа Алексея Волоскова «За чайным столом», оказавшаяся в конце - концов в Русском музее - сокровищнице северной столицы. Написана она в 1851 году, когда художник только приблизился к своему тридцатилетию. По протекции ли петербургских учителей, или став уже известным после ряда заказов, Алексей Волосков был приглашен в имение Качановку Черниговской губернии. Ее владелец Григорий Тарновский состоял членом общества поощрения художников, и, как видим, действительно поощрял их. Комната, изображенная на полотне, носила название «Фонарик». Ее интерьер соответствовал такому «искусствоведческому» имени: большой «фонарь» - встройка в стене с готическими стеклами, мрамор колонн, декор потолков, обоев, вьющаяся зелень и картины, картины… Уникальна она и людьми, оказавшимися в чайной комнате, где несколько лет назад Михаил Глинка писал партитуру «Руслана и Людмилы». В центре хозяин, Григорий Тарновский, вокруг - его родственники, гости (известные люди истории Малороссии). Справа стоит девушка в светлом платье - Юлия, племянница хозяина. Грустное лицо. Она предмет горестного увлечения другого художника, бывшего когда-то гвардейским офицером, Павла Федотова. Рядом в кресле человек явно богемного вида, с длинным чубуком в руке и шейным платком вместо галстука или бабочки. Григорий Степанович Тарновский держит в руках чубук в бисерном чехле. И примечателен этот чубук еще и чехольчиком конической формы со своеобразными лепестками по краям (на картине: "В Качановском парке" Григорий Степанович также держит чубук).Полотно художника Алексея Яковлевича Волоскова изображает члена Общества поощрения художников и, следовательно, любителя живописи и мецената Г.С. Тарновского и его близких в одной из комнат усадьбы названного господина. А интерес картина представляет прежде всего потому, что по заказу (или по просьбе) хозяина была написана художником, который рисовал исключительно пейзажи, точнее даже виды (Вид в усадьбе М.Д. Резвого Мариенгоф близ Петербурга, 1842; Вид Выборга с моря ночью, 1847; Вид на Царскосельское озеро, 1854; Вид имения Глубокое, Вид Ржева и др.). |
Уже написаны десятки полотен, появились заказчики, в основном, богатые люди. Пришла известность. Но, не смотря на это, нездоровье ли, невозможность в связи с этим путешествовать по заказчикам, другие ли причины - но, возвращается Алексей Яковлевич, домой, в Ржев, молодым еще человеком. И живет здесь почти четверть века. Здесь, в 1863 году он обвенчался с дочерью священника Покровской церкви - приходской для всего рода Волосковых, Раисой Полубенской. (Церковь стояла на том месте, где сейчас находится паспортный стол). Свободный художник и его жена поселились в доме матери - Василисы Семеновны Волосковой - на Волосковской улице (горке), что на правом берегу речки Холынки. Талантливый, известный в больших городах художник - академик живописи, в Ржеве вынужден был поступить на службу. Живопись в провинции прокормить не могла, он исполнял обязанности городского нотариуса и агента Московского страхового общества. Но главное всё равно продолжал писать пейзажи.
Волосков А. Вид на Ржев. |
На одной из его картин - панорама Князь-Федоровской (Советской) стороны Ржева. Она называется «Вид города Ржева», датируется 1856 годом. На ней изображена Тетеринская слобода, Успенский собор и далее берег Князь-Федоровской стороны. Некоторые полотна А.Я. Волоскова были приобретены крупными музеями, в т. ч. Государственным Русским музеем. Но не смотря на это имя академика живописи А.Я. Волоскова известно немногим, даже в профессиональной среде. Но мы, ржевитяне, по праву можем гордиться его талантом, настойчивостью и упорством в достижении своей цели. Картина с видом Ржева середины 19 века - для нас, потомков - бесценный дар земляка. Она хранится в Ржевском краеведческом музее. |
Писал, обычно, пейзажи и виды. Из его работ известны:
«Пейзаж с усадебным домом» - авторство под вопросом. 1840-е. Холст, масло. 29,3 х 43 см. Муниципальный Российский музей. Авторство под вопросом. В каталоге 1980 года - неведомый живописец, картина не датирована. По стилистическим особенностям пейзаж близок к картине Волоскова 1846 года, изображающей вид в усадьбе Быстрого Мариенгоф. Технологическое исследование также подтверждает авторство А. Я. Волоскова.
Изображен кабинет секретаря Общества поощрения художников Модеста Дмитриевича Резвого (1806-1853) в его квартире в Михайловском замке.
Резвой Модест Дмитриевич (1807-1853) - поэт, писатель, музыкальный критик, композитор, художник-портретист, почетный вольный общник Императорской Академии Художеств, член-корреспондент Императорской Академии Наук. Инженер по образованию. Генерал-майор.
«Вид имения Глубочайшее» - 1844 год. Холст, масло. 40 x 62 см. Хранится в Псковском художественном музей-заповеднике. На картине изображено имение князя М. А. Дондукова-Корсакова Глубочайшее Опочецкого уезда в губернии.
Имение Глубокое. 1844 г. Автор: Волосков Алексей Яковлевич. Источник: Псковский государственный объединённый историко - архитектурный и художественный музей - заповедник.
«Готический мостик в Сокиринском парке» - 1845 год. Хранится в Черниговском областном художественном музее.
В Сокиринцах Волосковым также были написаны «Усадьба Г. П. Галагана в Лебединцах», «Церковь в Сокиринцах».
1845 Холст, масло. 89,5 х 125,5
Поступила: в 1901 от М. М. Воробьева (Санкт-Петербург)
Павловский парк - один и самых живописных парков в окрестностях Петербурга. Его не раз изображали художники на своих полотнах. В картине А. Я. Волоскова, ученика М.Н. Воробьева, запечатлен вид на Большой дворец со стороны реки Славянки и парка Мариенталь. Справа на холме среди деревьев виден обелиск основанию Павловска (проект Ч. Камерона, 1782); на втором плане - Павильон трех граций (проект Ч. Камерона, 1801) с расположенной в центре него мраморной скульптурой "Три грации" Паоло Трискорни. Слева над деревьями виден купол Большого дворца (архитекторы Ч. Камерон, В. Ф. Бренна, А. Н. Воронихин; 1782-1804). Ранее картина приписывалась М. И. Лебедеву, но в 2007 авторство А. Я. Волоскова подтверждено на основании стилистического и технологического исследования, в ходе которых были обнаружены подпись и дата художника на холсте.
«Вид в усадьбе М. Д. Быстрого Мариенгоф близ Петербурга» - 1846 год. Холст, масло, 40 х 58 см. Хранится в Третьяковской галереи.
«Вид Выборга с моря ночной» - 1847 год.
«Усадьба. Качановка» - 1849 год. Холст, масло, 54 x 71 см. Сумский художественный музей.
«За чайным столом» - 1851 год. На картине изображен Г. С. Тарновский и его близкие в одной из комнат в усадьбе Тарновского Качановка.
«В Качановском парке» - 1851 год. На картине изображены Г. С. Тарновский с племянницей Юлией (в белоснежном платьице), на лавке - Надежда Тарновская, слева В. В. Тарновский - старший с супругой. Себя Волосков изобразил сидячим справа.
«Вид на Царскосельское озеро» (1854)
«Вид Ржева» - 1856 год. Хранится в Ржевском краеведческом музее. На картине изображена панорама Князь-Федоровской (Русской) стороны Ржева, видны Тетеринская слобода, Успенский собор и дальше берега Князь - Федоровской стороны.
Часть вторая - детективная, а кто же автор картины?
В журнале ART / «Colloquium-journal»№6(30), 2019г. напечатана статья Мартыновой А. Г. (К вопросу атрибуции живописного полотна А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847)). Публикация сотрудника Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), г. Санкт-Петербурга Мартыновой А. Г. при чтении увлекает не хуже иного детектива. Но в этом лучше убедиться самим и посмотреть содержание упомянутой статьи лично.
Сомнения
насчет авторства картины А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847),
которая до 1927 года находилась в коллекции Румянцевского музея (Пашков дом,
ныне здание Российской государственной библиотеки, г. Москва, Россия) возникли
еще в 2012 году. Исходя из истории,
в 1867 году, на основании Высочайшего повеления от 25 мая, к Московскому
Публичному Музею была присоединена в полном своем составе галерея
художественных произведений русской школы живописи, собранная известным
петербургским любителем Федором Ивановичем Прянишниковым (умер в 1867 г.). Как
любитель искусства, Прянишников поощрял бедных талантливых художников. Галерея
Федора Ивановича Прянишникова в особенности была замечательна тем, что
посвящена исключительно Русской школе живописи. Составленная с большим вкусом и
выбором, она заключала в себе прекрасные образцы талантов отечественных
живописцев, была богата полнотою и разнообразием сюжетов и изобиловала
отличными произведениями кисти первостепенных художников, что делало галерею
вместе с московской Городской Галереей братьев Третьяковых и Собранием И. Е.
Цветкова, самым обширным хранилищем образцов Русской школы живописи. В отличие
от современных столичных галерей Картинная галерея Московского Румянцевского
музея создавалась сразу же в виде двух фондов - западноевропейская живопись и
русская живопись. Первым собранием русской живописи стала именно
«Прянишниковская галерея», оказавшаяся третьим по счету (после картины А. А.
Иванова и собрания картин из Императорского Эрмитажа) царским подарком музею.
После смерти Прянишникова Александр II купил собрание у его вдовы и подарил его
молодому московскому музею в 1867 г. Большая часть собрания (173 единицы
хранения из 183) - это произведения живописи русских художников. Небольшое
собрание Прянишникова было заметным явлением в истории коллекций русского
искусства и музеев России, 57 лет коллекция находилась в составе главного музея
Москвы. И собрание Прянишникова, и Румянцевский музей возникли в
Санкт-Петербурге, развивались примерно в одно время в 30-е - 50-е гг. XIX в. Просвещенная
Москва знала о собрании Прянишникова еще до того, как оно было перевезено в
Пашков дом. В конце 1862 г. в Москву были доставлены картины русских художников,
выставлявшиеся летом на выставке в Лондоне. Сам Федор Иванович Прянишников был
тогда еще жив. Состоявшаяся вскоре передача собрания в Румянцевский музей
соответствовала воле коллекционера. Он был выпускником Московского
университета, тайным советником, видным человеком, заседал в комитетах, состоял
в обществах, был награжден иностранными орденами, был в курсе культурной жизни Москвы.
В его жизни заметное место занимали русские художники, русская живопись. Авторы
публикаций о Прянишникове отмечают его дар видеть и
выбирать произведения живописи, доброту, отзывчивость, желание поддержать
человека искусства. Он первым находил и «открывал» истинные таланты и
большинство вещей покупал у еще неизвестных авторов. В публикациях
Румянцевского музея собрание Ф. И. Прянишникова ошибочно
называется первым собранием русской живописи. Однако, Прянишниковскому собранию
предшествовало, по крайней мере, еще одно столичное собрание, существовавшее в
20-х и начале 30-х гг XIX в. - собрание П. П. Свиньина, журналиста,
путешественника, художника, современника, и доброго знакомого А. С. Пушкина.
Собрание картин Свиньина было распродано в 1834 г. В провинциальные музеи
картины из Румянцевского, в том числе и прянишниковские, передавались из
Центрального хранилища государственного музейного фонда (ЦХ ГМФ) (например,
картина Волоскова А. К. Вид Выборга с моря, 1847 г.). Отметим, что в вестибюле
второго этажа Румянцевского музея располагались картины Русской школы, не
имеющие высокого художественного достоинства, чтобы этой мерой дать подобающее
место в залах бельэтажа лучшим произведениям отечественной живописи. Картины
были размещены по мастерам в хронологическом порядке и все произведения одного
и того же художника сгруппированы вместе. Полотно А. Волоскова (из собрания
Прянишникова), о котором идёт речь, располагалось в зале бельэтажа, что только подчеркивает
его художественную ценность.
Илл. 1-2 Граф Николай Петрович Румянцев – основатель Румянцевского музея, русский государственный деятель, меценат, коллекционер, покровитель первого русского кругосветного плавания
Ил. 3. Румянцевский музей (Пашков дом). Нач. XX в.
Ил. 4. Зал Русской живописи в Румянцевском музее
Ил.
5. Личный состав Румянцевского музея в феврале 1892 г.
Сидят, слева направо: Павлов Р.М., Георгиевский Г.П., Бушера И.П., Миллер В.Ф.,
Филимонов Ю.Д., Цветаев И.В., Калишевский А.И., Михельсон А.Д. и Боборыкин Н.Н.
Стоят, слева направо: Янчук Н.А., Долгов С.О., Федулеев А.О., Келлат А.С. и Квасков Я.Г.
Портрет - директор Дашков В.А.
Курительная комната в канцелярии. Тюки и пакеты - ежедневная почта.
Алексей
Яковлевич Волосков (13 марта 1822 г., Ржев, Тверская губерния - 19 сентября
1882 г., Ржев, Тверская губерния), которого считают автором полотна «Вид Выборга
с моря ночью» (1847) был уникальным художником, он родился в семье купца Якова
Волоскова и Василисы Семёновны Волосковой. Внучатый дядя Алексея Яковлевича
Терентий Волосков был изобретателем астрономических часов и красок. Весь клан
Волосковых - торговые и промышленные люди. Сам Алексей Волосков с детства из-за
болезни передвигался с помощью костылей. С 1837 года, с 15 лет он
являлся вольноприходящим учеником Императорской Академии Художеств, где учился
в пейзажном классе у М. Н. Воробьева. Опершись на костыли,
Волосков делал копии в картинных залах Эрмитажа, учился мастерству у великих
художников прошлого. В 1843 году был награждён второй серебряной медалью, а в
1845 году получил звание свободного художника. В 1851 году назначен в
академики. Пользовался покровительством Общества
поощрения художников. Впоследствии жил и работал на Украине, выполнял заказы Г.
П. Галагана и Г. С. Тарновского. Вернувшись из-за болезни в
Ржев, в 1863 году обвенчался с дочерью священника Покровской церкви Раисой
Полубенской (церковь стояла на месте, где ныне паспортный стол). Жил с женой в
доме матери Василисы Семеновны Волосковой на Волосковской улице, на правом
берегу Холынки. Талантливый, известный в больших
городах художник в Ржеве вынужден был поступить на службу, поскольку живопись
прокормить не могла. Известно, что он исполнял обязанности
городского нотариуса и агента Московского страхового общества. Но главное
продолжал писать пейзажи. Некоторые полотна А. Я. Волоскова впоследствии были
приобретены крупными музеями, в том числе Государственным Русским музеем. Алексей
Яковлевич Волосков был похоронен на местном старинном некрополе - Всехсвятском кладбище
(г. Ржев) Варваринской двухпрестольной
церкви, которая, в свою очередь, была приписана к Покровскому храму. На могиле,
взятой в ограду, вдова установила мраморный памятник с лаконичной надписью:
«Свободный художник Алексей Яковлевич Волосков. Род. 5 марта 1821 г. Умер 19 сент.
1881 г.». Сегодня от Варваринской церкви
остались только руины. Всехсвятское кладбище в советское время было тоже
уничтожено, земля первоначально использовалась под огороды. Позднее
место старинного некрополя заасфальтировали. На дорожках лежали обломки
надгробных памятников черного и белого мрамора. На многих можно было прочесть
имена известных ржевских купцов, чиновников, дворян. В настоящее время на этом
месте, на кладбище, в Ржеве вознесся супермаркет
«Светофор» (ул. Садовая, 60), и за ним еще можно увидеть руины церкви
великомученицы Варвары, построенной в 1875 году. Первоначально здесь на
старинном месте стоял деревянный храм.
Ил. 6. Художник Алексей Волосков
Источник фото: «Ржевский Вестник»
Обращаясь
к картине А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847) отметим, что на
пейзаже изображен не Выборг, а замки Ивангорода и
Нарвы, расположенные по обе стороны реки Наровы. Исходя из этого, можно
предположить, что на каком-то этапе музейными сотрудниками или
составителями каталогов была допущена ошибка в атрибуции данного пейзажа. Также
можно выдвинуть многочисленные гипотезы в отношении картины А. Волоскова «Вид
Выборга с моря ночью» (1847):
1. Картина принадлежит кисти Алексея Кондратьевича Волоскова (не Алексея Яковлевича, как считалось более чем полвека);
2. Подпись на картине поддельная и картина принадлежит кисти другого художника, имитирующего подпись А. Я. Волоскова;
Ил. 7. Волосков А. Я. «Вид Выборга с моря ночью», 1847 г. Холст, масло. 89х124,5. Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Ил. 8-9. Нарва и Ивангород. Фотография А. Г. Мартыновой. Июль 2018 г.
3.
На картине изображен не Выборг, а Ивангород и Нарва. Следовательно, название
картины может звучать как «Вид Ивангорода и Нарвы с реки
Наровы». Но тогда возникает логичный вопрос, почему внизу подпись «А.
Волосковъ, 1847» и где в таком случае находится полотно с изображением
Выборга?! В данной ситуации ошибка при атрибуции была допущена при передаче
картины в Омский областной музей изобразительных искусств
им. Врубеля. Следовательно, может существовать еще одна работа с изображением
Выборга;
4.
Автором картины является Алексей Яковлевич Волосков. Отчество Кондратьевич было
записано ошибочно при составлении одного из каталогов конца XIX века или
относится только к картине «Вид Выборга с моря ночью»,
местонахождение которой неизвестно. Тем более, что в ранних каталогах отчество
художника не указано вовсе;
5.
Автором картины является неизвестный европейский художник. На полотне изображен
не Выборг, не Нарва, и не Ивангород, а европейская
местность. Подпись «А. Волосковъ, 1847» поддельная;
6. На картине изображен Выборг с элементами большой фантазии художника. Автор картины А. Я. Волосков или А. К. Волосков.
Чтобы
исключить некоторые гипотезы, необходимо найти воспроизведение полотна А.
Волоскова в ранних каталогах (конец XIX - нач. XX
века), поиски которого не увенчались успехом, поскольку в большинстве каталогов
имеются только атрибутивные данные о картине. Любопытно, что
наблюдается странная ситуация с названием и другого полотна (1849) известного
мастера Л. Ф. Лагорио из коллекции все того же Ф. И. Прянишникова (Румянцевский
музей). Варианты названия, которые упоминаются: «Возка льда», «Зимний пейзаж»,
«Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге
на Черной
речке», «Зимний пейзаж. Выборг». Очевидно для нас только одно, что на картине
изображен не Выборг.
В отношении картины Волоскова «Вид Выборга с моря ночью», первоначально, автор статьи обратилась в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, где сегодня хранится работа, а также в Российскую государственную библиотеку (РГБ) им. Ленина в Москве (бывший Румянцевский музей) и по рекомендации сотрудников РГБ в Российскую государственную библиотеку искусств (г. Москва). Было установлено, что в каталоге «Русская живопись XVIII - ачала XX века (до 1917 года)» (2012) научным сотрудником Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, И. Г. Девятьяровой была описана картина Волоскова А. Я. «Вид Выборга с моря ночью» (1847). В атрибуции указан ряд старых каталогов Румянцевского музея, а также «реставрация В. А. Бекишевой, 1976, 1980-1982». В личной переписке с нами, Ирина Григорьевна пояснила, что в фондах Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (где хранится картина) этих каталогов нет, а в каталоге «Русская живопись XVIII - начала XX века (до 1917 года)» (2012) ею были указаны данные из научной карточки, которые являются наработками ее предшественников, выезжавших в 1970-е годы в Москву и Ленинград, и работавших в библиотеках. На обороте картины, по ее словам, надписей также нет. С этим названием картина была передана по акту 616 в марте 1927 года из Центрального хранилища Государственного музейного фонда в Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и так ее записали в инвентарную книгу.
Ил. 10. Русская живопись XVIII - начала XX века (до 1917 года): каталог / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. Искусств им. М.А. Врубеля ; [авт. ст. и сост. кат.: И.Г. Девятьярова]. - Омск: Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, 2012. - С. 60
После
общения с И. Г. Девятьяровой решили обратиться к реставратору данного полотна
(в 1976, 1980 - 1982 гг.), В. А. Бекишевой. Однако,
выяснилось, что она ушла из жизни три года назад, но в фондах Омского
областного музея изобразительных искусств им. Врубеля сохранился
реставрационный паспорт №310, в котором указано, что в 1976 году был укреплён
красочный слой, устранена деформация, картина перетянута на прежний
экспозиционный подрамник, подведена заплата в верхней правой четверти, а также
подведён реставрационный грунт.
В 1980 году укреплён красочный слой и устранена деформация, а также подведена заплата в верхней правой четверти картины, подведены реставрационные кромки, картина натянута на прежний экспозиционный подрамник, подведён реставрационный грунт и выровнен лак.
В 1981 - 1982 годах удалена заплата реставрационной кромки, заделан прорыв основы, уложен грунтовый кракелюр, картина дублирована, натянута на прежний экспозиционный подрамник, утоньшена лаковая плёнка, живопись покрыта лаком, произведено живописное восполнение и картина монтирована в обкладные рейки. Также, в период с 2012 года, автор данной статьи, изучив целый ряд каталогов (около 40) (Прянишников 1870, МРМ 1898, МРМ 1901, МРМ 1910, МРМ 1912, 1941, 1955, 1986, Девятьярова 1984, каталоги, альбомы Омского музея изобразительных искусств, а также статьи о музее, издания Ивановского и Прянишникова и др.) выяснилось, что репродукция картины в ранних каталогах отсутствует. Данные о том, что автором «Вид Выборга с моря ночью» является не известный художник Алексей Яковлевич Волосков, а его однофамилец - Алексей Кондратьевич Волосков прослеживаются от раннего каталога картинной галереи Московского публичного и Румянцевского музея 1889 года до более позднего 1912 года. Первое упоминание о картине встречается в каталоге Ивановского А. Д. «Федор Иванович Прянишников и его картинная русская галерея» (1870). На странице 84 каталога под № 35 указана картина Волоскова А. «Вид Выборга с моря, ночью, при лунном свете». Начиная с каталога 1889 года указывается отчество художника - Кондратьевич.
Ил. 11. Ивановский А. Д. (1823 - 1873) Федор Иванович Прянишников и его картинная русская галлерея. - Санкт-Петербург: тип. Ф.С. Сущинского, 1870. - 193 с., 1 л. фронт. (портр.) (С. 84 каталога, фрагмент)
Ил. 12. Путеводитель по картинной галерее Московского публичного и Румянцевского музеев. - М.: Типография М. Н. Лаврова и К. - 1876. - С. 16 (фрагмент)
Ил.
13. Московский публичный и Румянцевский музей. Картинная галерея.
Путеводитель по картинной галерее [Текст] / Московский Публичный и Румянцевский
Музеи. - Москва : Тип. Е. Г. Потапова, 1889. - С. 33 (фрагмент)
Ил. 14. Московский публичный и Румянцевский музеи: Путеводитель по картинной галерее. - Москва: Печатня А.И. Снегиревой, 1899. - С.9 (фрагмент)
Ил. 15-16. Московский Публичный и Румянцевский Музеи. Каталог картинной галереи. М.: Типография Меньшова . - 1906. - С. 22 (картина значится под номером 189 (3-й зал. В Бельэтаже) (пейзаж атрибутирован как авторства Алексея Кондратьевича Волоскова)
Ил. 17. Московский публичный и Румянцевский музей. Каталог картинной галереи. - М.: Левенсон, 1912. - С.66 (фрагмент) (пейзаж атрибутирован как авторства Алексея Кондратьевича Волоскова)
Ил. 18. Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. В 6 т. Т. 2. (Бойченко-Геонджиан) редкол.: О. Э. Вольценбург [и др.]. - Москва: Изд-во «Искусство», 1972. - 439 с. (Волосков, Алексей Яковлевич - с. 330).
Ил. 19. Русское дореволюционное искусство: Живопись. Графика. Театр.-декорац. искусство. Скульптура: Каталог / [Омский обл. музей изобраз. искусств; Сост. А. Н. Гонтаренко]. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. – С.34. (фрагмент)
Ил. 20. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля: [альбом / авт. Текста А. Гуменюк и др.; сост. кат. Л. Богомолова; под общ. ред. А. Гуменюк]. - М.: Белый город, 2004. - С. 18 (фрагмент)
Ил. 21. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля : альбом / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М.А. Врубеля; [авт. ст.: Л.К. Богомолова и др.; пер. на англ. А.Г. Новгородцев]. - Омск : Омскбланкиздат, 2011. - С. 59 (фрагмент)
Ил. 22-23. Шедевры Сибири: русское классическое искусство XIX века из собраний Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова: [альбом-каталог выставки, 1 октября - 1 декабря 2016 г., Красноярск / авт.-сост.: А.В. Кистова и др.]. - Красноярск: ПИК ОФСЕТ, 2016. - С.10, С. 74. фрагменты)
Ил. 24. Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств: судьбы картин из Императорского Московского Румянцевского музея и исторически связанных с ним собраний / Рос. гос. б-ка; [авт.- сост. Т.Н. Игнатович]. - Москва: Пашков дом, 2009. - С. 147. (фрагмент)
Информация
об Алексее Яковлевиче Волоскове была размещена и в солидном
биобиблиографическом словаре «Художники народов СССР» (в 6 томах, том 2) (1972)
на странице 330. Причем, авторы солидного словаря указывают в списке
пристатейной библиографии о Волоскове два каталога конца XIX века, в которых
отчество Алексея Волоскова указано как Кондратьевич. При этом в словаре не
дается никаких пояснений к этой информации. В
различных источниках (в первую очередь каталогах) с этого времени автором
картины «Вид Выборга с моря ночью» значится Алексей Яковлевич
Волосков. Эти данные повторяются и в диссертациях ученых (например,
Криводенченков С. В. «Русский пейзаж середины XIX века: Проблема
формирования и пути развития» (2000), диссертация на соискание ученой степени
кандидата наук, С.323) где пишут о пейзаже «Вид Выборга с моря
ночью» авторства Алексея Яковлевича Волоскова. Кроме того, говоря о размерах
полотна, исследователь С. В. Криводенченков указывает данные
88х120, когда по данным Омского музея изобразительных искусств размеры картины
составляют 89х124,5. Эти же размеры (88х120) указаны и в издании «Картины
Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств:
судьбы картин из Императорского Московского Румянцевского музея и исторически
связанных с ним собраний» (2009), автором-составителем которого является Т. Н.
Игнатович. Интересно, что
исследователь Т. Н. Игнатович в своей более ранней статье 2003 года «Картины
русских художников из собрания Ф. И. Прянишникова в истории Румянцевского
музея, Третьяковской галереи и других музеев России» указывает картину «Вид Выборга
с моря ночью» как относящуюся к авторству Алексея Кондратьевича Волоскова.
Таким образом, на настоящий момент автор данной статьи склоняется к выводу о том, что на пейзаже с элементами вымысла изображены замки Ивангорода и Нарвы, вид с реки Наровы и название пейзажа может звучать как «Вид Ивангорода и Нарвы с реки Наровы»/ «Вид Ивангорода и Нарвы с реки Наровы ночью при лунном свете». Причем, автором пейзажа может быть как известный художник Алексей Яковлевич Волосков, так и Алексей Кондратьевич Волосков. Пейзаж нуждается в экспертизе, а также в продолжении его изучения. В данном случае важно и воспроизведение этого полотна в ранних каталогах (конец XIX - начало XX века), однако, в просмотренных ранних каталогах, в которых упоминается данная картина, имеются только атрибутивные данные о полотне.
Литература:
1. Ржев. Словарь-справочник. (Автор-составитель Кондратьев О.А.) - Ржев, 2006
2. Материалы ржевских газет
3. История Ржева. Очерки по истории ржевской земли./Сост. Е.И. Ожогин; Фото Е.Дмитриев, В. Рыбкин. - Ржев, 2000. - 280с. с ил.
4. Город над Волгой. Вып. IV - Тверь ,2010. - 247с. с ил.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.