« С чего начать?»
Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах. (Рекомендации учителю)
№ п\п |
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
1. |
Начинание |
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. |
1. Уточняют информацию. 2. Обсуждают задание. |
1. Мотивирует учащихся. 2. Объясняет цели проекта. 3. Наблюдает. |
2. |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. |
1. Формируют задачи. 2. Уточняют информацию (источники). 3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). 2. Наблюдает. |
3. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение плана деятельности. |
1. Работают с информацией. 2. Проводят синтез и анализ идей. 3. Выполняют исследование. |
1. Наблюдает. 2.Консультирует. |
4. |
Выполнение |
Выполнение проекта. |
1.Выполняют исследование и работают над проектом. 2. Оформляют проект. |
1. Наблюдает. 2. Советует (по просьбе). |
5. |
Оценка |
Анализ достижения поставленной цели, выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. |
1. Наблюдает. 2.Направляет процесс анализа. |
6. |
Защита проекта |
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Оценка. |
1. Защищают проект. 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Рекомендации начинающему исследователю.
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Проектная работа выполняется под руководством учителя.
1. Ученик (родитель) и учитель выбирают тему. Она должна быть близка и/или интересна ребёнку. Тему можно взять из учебника (они там выделены, как проектная работа: 1-3классы).
2.Учитель и ученик обсуждают, где можно взять материал по интересующей теме (интернет, книги, альбомы).
3.Дома с родителями подбирается материал (статьи, фото), может быть, а даже лучше, что-то делается своими руками, например модель (самолета, солнечной системы, муравейника)в зависимости от выбранной темы, рисуются рисунки.
4.Подобранный материал ученик с учителем рассматривают, обсуждают, выбирают самое главное и интересное, составляют небольшой рассказ-сообщение. В рассказе должно обязательно прозвучать, почему ученик выбрал именно эту тему.
5.Дома собранный материал систематизируется, оформляется, готовится пересказ сообщения.
6.Готовый материал ученик приносит в класс, показывает учителю, рассказывает. Если нет никаких замечаний, учитель помогает ученику подготовить интересное, красочное, эмоциональное выступление. Назначается дата защиты проекта.
7.Ученик, следуя рекомендациям учителя, отрабатывает своё выступление дома. В назначенный день проходит защита проекта.
Рекомендации для родителей. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
• выбор темы проекта;
• выдвижение первоначальных идей;
• выбор лучшей идеи;
• планирование проектной деятельности;
• оценка и самооценка проекта.
• презентация проекта.
Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
• помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
• записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
• консультируют;
• отслеживают выполнение плана;
• решают оперативные вопросы;
• помогают в предварительной оценке проекта;
• участвуют в подготовке презентации;
• обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
ВИДЫ |
ОСОБЕННОСТИ |
ПРИМЕР (суть) |
1. Исследовательские проекты |
По структуре напоминают научное исследование |
Исследовательские рефераты: с выдвижением гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. |
2. Творческие проекты
|
Не имеют детально проработанной структуры, свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. |
Газета, видеофильм, спортивная игра, произведение изобразительного искусства, подготовка выставки. |
3. Ролевые (игровые) проекты |
Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
|
Сценарий праздника, кроссворды, фрагмент урока. |
Информационные проекты
|
Направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. |
Различные сообщения, доклады, публикация в СМИ, в Интернете.
|
5.Практико-ориентированные проекты |
Обязательно ориентирован на социальный интерес самих участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, чёткие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. |
Сам проект может быть использован в жизни класса – это справочный материал, наглядное пособие, программа действий. |
ВИДЫ |
ОСОБЕННОСТИ |
ПРИМЕР (суть) |
1.Моно - проекты
|
Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. |
Такие проекты могут быть: экологические, спортивные, литературно-творческие. Проводиться могут в рамках классно-урочной деятельности. |
2.Межпредметные проекты |
Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. |
|
1. Мини-проекты |
Могут укладываться в 1 урок или менее. |
Для решения небольшой проблемы. |
2.Краткосрочные проекты |
Требуют 4-6 уроков |
|
3. Недельные проекты |
Выполняются в группах в ходе проектной недели |
|
4. Годичные (долгосрочные) проекты |
Выполняются в группах или индивидуально. |
Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.