ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«С чего начинается Родина»
Программа рассчитана для обучающихся 1-2 классов
Срок реализации программы: 1 год
2014-2015 г.
В начальной школе в связи с принятием Стандартов нового поколения происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.
Дополнительная образовательная программа “ С чего начинается Родина ” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, школьный музей Воинской славы, Мамаев Курган, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности
Программа обучения рассчитана на школьников 1-2 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Курс программы рассчитан на год обучения.
Занятия проходят 1 раз в неделю, за год 34 ч
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Волгоградской области, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Основные принципы, положенные в основу программы:
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Содержание изучаемого курса
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района,
границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких
сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении
учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования
из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (2 ч)
Урок-экскурсия по улицам города Волгограда. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по городу, по микрорайону.
2. Знакомство с историческим Царицыным, архитектурные объекты старого Царицына,
памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и
животный мир Волгоградской области. Видовой состав растительного покрова
и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с
коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края
(много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и
правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно
добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные
в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей
березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит
деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его
предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Знакомство с книгой «Славные люди земли Волгоградской»
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (3 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории
края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать,
кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками
трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины
ордена и медали”.
Тема 12: “Герб района” (2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.
Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
В течение года будет продолжена работа над проектом «С алфавитом по родному краю от А до Я» в рамках программы дополнительного образования. В алфавитном порядке, в доступной форме, с использованием иллюстраций, загадок, стихов, лабиринтов даются сведения по природе и истории волгоградского края. Каждая буква алфавита раскрывает перед юным волгоградцем чудеса родного края, его красоту, щедрость природы настоящего, неповторимость прошлого. Буквы алфавита являются настоящими путеводителями по родным просторам волгоградской области. В целом азбука - это мини-энциклопедия для маленького волгоградца, начинающего познавать родной край.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Тема |
Количество часов |
всего часов |
|||
теория |
практика |
экскурсии |
массовые мероприятия |
||
1. Введение |
1 |
- |
- |
- |
1 |
2. Мой край на карте Родины |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
3 .Я и моя семья |
1 |
2 |
|
- |
3 |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить |
1 |
1 |
|
|
2 |
5. Моя улица |
|
1 |
2 |
- |
3 |
6. Наша школа |
|
1 |
1 |
|
2 |
7. Моя малая Родина |
- |
1 |
1 |
|
2 |
8. Природа нашего края |
3 |
3 |
|
- |
6 |
9. Что дает наш край стране |
|
1 |
1 |
- |
2 |
10. Наш край богат талантами |
|
1 |
1 |
|
2 |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны |
2 |
|
1 |
1 |
3 |
12. Герб района |
1 |
1 |
|
|
2 |
13. Красная книга родного края. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Всего часов: |
12 |
15 |
6 |
1 |
34 |
Методическое обеспечение:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
2. Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей М.: Планета, 2011(серия «Наш Волго-Донской край»)
3. Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. М.: Планета, 2011.(серия "Наш Волго-Донской край").
4. Волгоград: хроника истории 1589-1989гг. Волгоград: Ниж.-Волжское кн. Изд.2004г.
5. С.А. Аргасцева, Л.В. Гуренко,«Свод историко-архитектурного наследия Царицына-Сталинграда-Волгограда»(1589-2004гг.) Волгоград. Изд. Панорама 2004г.
6. «Памятники и памятные места Волгограда» Сост.Чемякин. Волгоград. «Универсал»1998г.
7. Великая Отечественная война,1941-1945. События. Люди. Документы.: Краткий ист. Справочник/ Под общ.ред. О.А. Ржешевского 1995г.
8. «Летопись Великой Отечественной.1941-1945: Краткая иллюстрированная история для юношества.» В.А.Таборко М.:Мол.Гвардия,1985г.
9. «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Г.Ф.Кривошеев. М. «Просвещение»1995г.
10. «Города-герои Великой Отечественной войны» Атлас. М.1999г.
11. «Путеводитель по Волгограду» Н.Т.Морозова Волгоград 2000г.
12. «Мамаев курган: Альбом. - Волгоград-2000г.
13. «Битва за Сталинград» Волгоград-2003г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.