МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАВОИЙСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА ЗАРАФШАНА
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 ГОРОДА ЗАРАФШАНА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
С. ЕСЕНИН
«ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ…»
В 9 «В» КЛАССЕ.
ПОДГОТОВИЛ: УЧИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЯРКУЛОВА КАМОЛА АБДУРАШИДОВНА
Зарафшан 2019
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН «ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ…»
Дата: 21.11..2019 г.
Класс: 9 «В»
Цели урока:
Образовательная: ознакомить с музеем С. Есенина в Ташкенте и сборником «Персидские мотивы», научить выразительному чтению и анализировать стихотворения по жанрам;
Воспитательная: привить интерес к предмету, воспитывать в духе патриотизма, привить любовь к природе и творчеству поэта;
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, устную речь, эмоции и интеллект.
Тип урока: комбинированный, опросно-ответный;
Метод урока: метод творческого чтения;
Оборудование: мультимедийное средство, книги, портрет поэта, раздаточные материалы по теме;
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций:
Коммуникативная компетенция: А 2- умеет выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания в пределах пройденных тем объёмом в 4-5 фраз понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученного, понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики, сообщения разговорно- обиходного характера, умеет вести диалог, состоящий из вопросов и ответов по содержанию прочитанного текста;
Информационная компетенция: А 2
- обладает хорошими навыками ознакомительного чтения про себя и извлечения нужной информации в пределах изученного, понимает телепередачи, мультфильмы, кинофильмы детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученного,- умеет писать поздравительные открытки.
Компетенция самосовершенствования: А 2
Стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения, может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке, - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений в русской литературы в жизненных ситуациях.
Компетенция социально-гражданской активности: А2.
-умеет рассказать о своей стране, её достижениях и истории на русском языке в пределах изученного, хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков, может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажиров, пешехода, туриста в пределах изученного на русском языке.
Национально - и общекультурная компетенция: А2
-понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурную специфику русского языка, умеет беречь историческое,духовное и культурное наследие на русском языке, может следовать морально- нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого.
Математическая грамотность, осведомлённость о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими А2
-хорошо понимает и воспроизводит информацию о возрасте человека, о времени по часам, о стоимости товаров и услуг, может получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного
План урока:
1. Закрепление пройденного материала (игра «Где логика?»)
2. Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая»
3. Работа по таблице «Да, нет»
4. Осмотр видеоролика (Музей С. Есенина в Ташкенте)
5. Изложение нового материала
6. Аудиозапись стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
7. Закрепление. Выразительное чтение. Игра «Продолжение следует»
8. Итог урока.
Ход урока:
1. Орг. момент
А) приветствие;
Б) рапорт дежурного;
В) сообщение целей и задач урока
(Под восточной мелодией в класс входят восточные красавицы)
Слова учителя:
Свет вечерний шафранного края,
тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.
Лунным светом Шираз осиянен,
Кружит звезд мотыльковый рой.
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.
Лунным светом Шираз осиянен.
Иль они от тепла застыли,
Закрывая телесную медь?
Или, чтобы их больше любили,
Не желают лицом загореть,
Закрывая телесную медь?
Дорогая, с чадрой не дружись,
Заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться.
Заучи эту заповедь вкратце.
Даже все не красивое в роке
Осеняет своя благодать.
Потому и прекрасные щеки
Перед миром грешно закрывать,
Коль дала их природа-мать.
Тихо розы бегут по полям.
Сердцу снится страна другая.
Я спою тебе сам, дорогая,
То, что сроду не пел Хаям…
Тихо розы бегут по полям
1924 г.
2. Закрепление пройденного материала
Игра «Где логика?»
( на экране отображаются картинки, связанные с жизнью творчеством С. Есенина, задача учеников, сопоставляя эти картинки, учащиеся должны дать один ответ)
1.
Ответ
2.
ответ
3.
Ответ
4.
Ответ
5.
Ответ
6.
Ответ
Первая книга стихов
Радуница - это религиозный обычай у православных.
У Есенина же «радуница» - ещё и радость, и радушие, и радуга
7.
ответ
8.
Ответ
9.
Ответ
10.
ответ
11.
Ответ
12.
Ответ
13.
Ответ
14.
Ответ
3. Выразительное чтение стихотворения.
да |
Примерные комментарии и мнения |
нет |
|
В стихотворении изображена зима |
нет |
да |
«Роща золотая» - является словосочетанием |
|
|
Строка – березовым, веселым языком – является олицетворением
|
нет |
да |
Строка – как дерево роняет тихо листья – является сравнением
|
|
да |
Поэт с каждым днем увядал и поэтому себя сравнил «золотой рощей»
|
|
да |
В этом стихотворении символом матери-природы предстает дерево
|
|
|
В стихотворении изображены аисты и лебеди
|
нет |
4. Осмотр видеоролика
5. Новая тема: «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в 1924 году. Шаганэ Нерсесовна Тальян (Тертерян) была учительницей. Пять строк первой строфы становятся по очереди начальными и конечными в следующих строфах.
Имя красивой девушки повторяется в стихотворении неоднократно, как молитва. Видимо, оно очаровало поэта. Но в стихотворении появляется девушка с севера, на нее похожая. Именно ей остается верным герой стихотворения.
(Воспоминания Шаганэ Тетерян):- Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы. В тот же день вечером Иоффе ворвалась к нам в комнату со словами: «Катра, Катра, известный русский поэт хочет познакомиться с нашей Шаганэ».
Уже на третий день знакомства поэт подарил мне стихотворение. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано.
6. Аудиозапись стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
7. Выразительное чтение стихотворения учениками.
8. Закрепление (игра «Продолжение следует…»; учитель раздает ученикам карточки, которые приготовленные заранее, строки разделены в разброс. Задача учеников продолжить правильно и оживить стих выразительно. Такая методика работы помогает ученикам быть ловким, смелым т.к. учит правильно и быстро произносить следующие строки)
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что
ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
1924
9. Итог урока: рефлексия, опросно-ответная беседа, подсчет золотых жетонов и определение активных учеников
10. Д/З. Успевающим ученикам выучить стихотворение наизусть, слабым – приготовить иллюстрации к стихотворению.
Завуч шк: ___________Ахмедова Д. К.
Фрагменты из открытого урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.