САД ДУШИ МНОГООБРАЗИЕ ЭМОЦИЙ
Цель занятия: способствовать осознанию детьми многообразия эмоций, богатства внутреннего мира человека, его ценности и уникальности; содействовать пониманию и выражению детьми собственных эмоций.
Планируемые результаты: Ребёнок может называть базовые эмоции; умеет соотносить эмоции с различными объектами; понимает сходство и различия в переживании эмоций разными людьми.
Оборудование: Цветные карандаши для каждого ученика, заранее приготовленные родителями небольшие (3—5 см) фигуры из цветной бумаги разных цветов и формы (треугольники, круги, квадраты, ромбы, овалы), клей-карандаш, 5—10 кругов из картона (диаметр 10—15 см) для работы в группах или по количеству детей в классе для индивидуальной формы работы.
Экспресс-самодиагностика «Моё настроение»
Ребята, предлагаю вам сейчас прислушаться к своему состоянию и рассказать о нём необычным способом — используя термометр настроения. Настроение человека можно сравнить с погодой. Солнечная или пасмурная, ветреная или спокойная, тёплая или холодная — погода постоянно меняется. Также переменчиво и наше настроение. Давайте подумаем о своём настроении и узнаем, какая погода у нас в душе. Для этого мы воспользуемся специальным термометром эмоций.
Слайд 2
Подумайте, насколько энергичными и бодрыми вы себя чувствуете сейчас. Если вы устали, чувствуете себя вялыми, вам ничего не хочется делать, то ваш термометр показывает красное или оранжевое значения. Если вы чувствуете себя энергичными, бодрыми и полными сил, термометр показывает зелёные значения. Может быть, уровень вашей энергии средний, тогда термометр покажет жёлтое или тёмно-жёлтое значение. Какую энергию показывает ваш термометр настроения? Отметьте карандашом на слайде, какое у вас сейчас настроение.
Слайд 3
А сейчас я расскажу вам сказку.
Однажды Варе и Пете приснился удивительный сон. В этом сне они шли по широкому полю. Припекало солнце, мешалась под ногами сухая трава – очень сложно было идти. Варя устала и начала плакать: «Хочу домой!». Но Петя не знал, в какую сторону нужно идти. Солнце стало припекать ещё сильнее, и сон закончился. Дети проснулись и рассказали друг другу, что они видели. Удивились они, что им приснился одинаковый сон, пожали плечами и стали собираться в школу.
Так бы они и забыли об этом, вот только следующей ночью приснился детям другой сон, снова один на двоих. В этом сне они гуляли по прекрасному саду. Огромным яблоням с золотистой корой не было числа. Между стройными стволами виднелись светлые лужайки, проросшие мягкой зелёной травой и яркими цветами. Повсюду звучно журчали быстрые ручейки, а над головой порхали и щебетали птички. Дошли дети до главной поляны сада и увидели на поляне человека с длинной бородой и мудрыми глазами. Только Петя собрался спросить, кто этот человек и что он тут делает, как вдруг сон закончился! Брат и сестра проснулись.
Пришли они вечером домой после школы, сделали уроки и стали ложиться спать. «Пусть нам снова приснится этот прекрасный сад!» - загадали дети и заснули.
Сбылось их желание: приснился общий сон в третий раз. Вышли дети на поляну прекрасного сада. Там их уже поджидал мудрец с седой бородой. Сели они на землю рядом с мудрецом, и он их спросил:
- Знаете ли вы, что это за место?
- Нет! – хором ответили Варя и Петя.
- Этот сад называется Сад души. Когда-то давно его вырастили прекрасные люди и звали их…
- Не может быть! Воскликнули брат и сестра. – Это же наши родители!
- Да, - улыбнулся мудрец. – Они растили этот сад сначала каждый сам по себе, а потом встретились и продолжили дело вместе. Поэтому я и решил вам показать, что получилось. Помните, вы видели поле под жарким солнцем? Так выглядело это место до того, как здесь появился сад.
Мудрец помолчал. Над его головой пролетала птичка и пропела прекрасную песенку. Дети заулыбались, и тут же над садом ярче засветило доброе солнышко. Мудрец продолжил:
- Вы, наверное, уже догадались: это не простой сад, а волшебный. В нём растут разные эмоции. Чтобы сад стал таким большим и прекрасным, как вы видели, нужно найти в нём место всем-всем эмоциям, которые есть в вашей душе.
- А что, такой сад может быть только у родителей? – спросил Петя.
- Я тоже хочу свой Сад души! – сказала Варя.
- Конечно, вы можете его вырастить! – ответил мудрец. – Я дарю вам эту поляну: начните с неё. Всё остальное вы вырастите сами и точно будете знать, где какая эмоция находится.
Мудрец помахал рукой и исчез, а Варя и Петя остались на поляне. Там было хорошо, росли деревья и пели птицы. Дети огляделись и увидели, что вокруг поляны раскинулось широкое поле. Оно выглядело красивым и солнечным: там и тут пробивались молодые деревца, журчали ручейки, порхали бабочки. Солнце уже не пекло, а весело подмигивало. Дети поняли, что они смогут вырастить свой Сад души. Варя и Петя засмеялись и проснулись.
У всех людей есть свой Сад души. Он важен и ценен для каждого, в нём живут эмоции. Мы с вами будем выращивать Сады души, где найдётся место каждой эмоции.
Слайд 4
А сейчас я вам предлагаю рассказать друг другу о своих цветах эмоций.
Наверное, вы заметили, что к одному и тому же цветку вы подбирали разные эмоции, и наоборот, одна и та же эмоция относилась к разным цветам. Каждый из нас переживает эмоции по-своему, поэтому Сад души у каждого человека свой, уникальный, не похожий на другие. Очень важно об этом помнить и бережно относиться к чувствам и эмоциям друг друга, чтобы случайно не повредить чей-то прекрасный сад.
Игра «Круг эмоций»
А сейчас дети возьмите круги из картона и небольшие фигуры из цветной бумаги. Ваша задача – изобразить эмоцию на круге, используя различные цвета, штриховки, формы и др.
Эмоциональная гимнастика
Ребята, сейчас я буду называть эмоции, а вы попробуйте их изобразить. Радость, грусть, злость, страх.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.