Один из детей — садовник. Он выходит на середину круга. Остальные получают карточки с рисунками разных цветов, фруктов и овощей. Дети по очереди рассказывают о своем цветке, фрукте или овоще, не называя его. Садовник должен угадать, о чем идет речь. Если цветок, фрукт или овощ угадан, он переходит в корзинку к садовнику — ребенок отдает ему свою карточку. Задача садовника — набрать в свою корзину как можно больше даров сада.
САДОВНИК
Игра «Что растет в саду»
Один из детей — садовник. Он выходит на середину круга. Остальные
получают карточки с рисунками разных цветов, фруктов и овощей.
Дети по очереди рассказывают о своем цветке, фрукте или овоще, не
называя его. Садовник должен угадать, о чем идет речь. Если цветок,
фрукт или овощ угадан, он переходит в корзинку к садовнику —
ребенок отдает ему свою карточку. Задача садовника — набрать в свою
корзину как можно больше даров сада.
Игра может проигрываться несколько раз с разными садовниками.
Самый удачливый тот садовник, который наберет самую полную
корзину.
БЕСЕДА
Вопросы и задания для беседы:
Есть ли у вас свой сад или огород? Кто за ним ухаживает?
Отличаются ли по вкусу овощи и фрукты, выращенные своими
Что должен знать, по-вашему мнению, каждый хороший
Каким человеком должен быть хороший садовник? Расскажите о
Хотели бы вы изучать в школе науку о том, как возделывать сад и
руками от овощей и фруктов, купленных в магазине?
садовник?
каком-либо своем знакомом садовнике.
огород? Если бы вы были директором школы, как бы вы
организовали обучение детей этой науке?
Прочитайте сказку:
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О CАДОВНИКЕ
Н.Абрамцева
Много-премного лет назад жил маленький-премаленький удивительный
городок. В нем вокруг каждого дома рос сад: яблоневый, или
черешневый, или грушевый, или персиковый, или еще какой-нибудь.
Жители городка очень любили навещать и приглашать друг друга к
себе. По делам и просто так. Каждый день они писали письма:
«Уважаемый сосед (в маленьком городке все соседи)! Вы давно не
заходили в черешневый дом!» Или «Дорогой друг (в городке все были
друзьями)! Вас ждут хозяева в яблоневом саду».
А почтальону говорили:— Будьте добры, пожалуйста, отнесите письмо тому- то или тому-то.
Почтальон ничего не путал, ведь городок совсем маленький. Но
однажды случилась неприятность. Почтальон нес три очень важные
записки с просьбой зайти: пекарю — к хозяйке яблоневого сада,
гончару — в дом вишневый, аптекарю — в персиковый.
И вдруг налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти
разбойничье настроение.
Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес.
Полетели письма, а потом ветер осторожно опустил их в сад...
садовника. Так уж захотел ветер. Садовник уже очень давно
выращивал цветы. Разные. Красивые.
Некрасивых цветов не бывает. Цвели в саду садовника желтые и
белые нарциссы, красные розы, белые и розовые маргаритки...
Когда у кого-нибудь из горожан был день рождения, или другое
торжество, или просто хорошее настроение — каждый мог прийти к
садовнику и для каждого он подбирал цветы.
А калитка сада, увитая крупными голубыми вьюнами, с удовольствием
пропускала всех-всех. Сам садовник никогда цветов не разносил. Даже
в гости ни к кому не ходил. Потому что каждому самому было приятно
зайти в его чудесный сад, единственный в городе цветочный сад.
Оттого и удивился садовник, когда к нему прилетели просьбы-
приглашения зайти к хозяевам яблоневого, вишневого и персикового
садов. Откуда было знать садовнику, что не его ждали, а пекаря,
гончара и аптекаря. Ведь письма начинались словами: «Уважаемый
сосед...»
Садовник приготовил несколько разных букетов, потому что не знал,
какие цветы нужны, и осторожно уложил букеты в корзину. Сначала он
решил зайти в яблоневый дом. Радостно, но удивленно встретила
хозяйка садовника.
— Ах, какая приятная неожиданность! Сейчас должен прийти наш
уважаемый пекарь. Я собиралась заказать ему шесть булок с маком,
потому что я жду в гости дорогих тетушек.
Теперь удивился садовник и показал случайно попавшую к нему
записку, предназначенную пекарю.
— Ах, — всплеснула руками хозяйка, — я, конечно, очень рада вам,
досточтимый садовник. Но как же быть с булочками для тетушек?
— Да, — сказал садовник, — кажется, произошла большая неловкость.
Я, право, сожалею, но я, право, не виноват. А булочки... Может быть, это
в какой-то степени заменит вашим тетушкам булочки?И садовник вынул из своей корзины большущий букет золотых шаров.
Их золотые шапочки немного походили на золотистые булочки.
Сейчас самое время сказать, что «цветы были волшебные, а потому
незамедлительно превратились в булочки», но я рассказываю не
сказку, а правдивую историю, и потому цветы остались просто цветами.
А садовник поднял свою корзину с цветами и отправился в вишневый
сад. Но там, как ты знаешь, ждали гончара. Потому что у главного
кувшина в доме, у кувшина для молока, отбилась ручка. Потому хоть и
рады были садовнику, но...
Красные обыкновенные тюльпаны, которые подарил садовник хозяйке
сада, не превратились в новый, такой нужный кувшин. Просто цветы не
умели превращаться в полезные вещи.
А вот и персиковый сад. Его хозяева с нетерпением ждали аптекаря,
потому что у их дочери очень болела голова. Не было у садовника
целебной настойки, а потому лучшее, что он мог подарить девочке, был
букет светло-лиловых фиалок. ...И вот вечер. Грустит садовник в своем
чудесном саду. Кажется, что подвел он хозяев и яблоневого сада, и
вишневого, и особенно персикового...
Вдруг скрипнула калитка, задрожали граммофончики вьюна. И в сад
вошла хозяйка сада яблоневого. Женщина держала в руках огромное
расписное блюдо, полное чудесных красных и желтых яблок.
— Милый садовник, — сказала она, — большое-пребольшое спасибо, а
эти яблоки шлют вам мои тетушки. Им так понравились ваши золотые
шары, что они решили поселиться в нашем городе насовсем. Садовник
очень обрадовался и очень удивился. И вновь задрожали голубые
вьюнки на калитке. Пришла хозяйка вишневого сада. Она принесла
красивый пирог с вишнями.
— Милый садовник, — сказала она, — кувшин для молока — вещь,
конечно, незаменимая и необходимая, но, когда мы поставили в кувшин
с отбитой ручкой ваши красные тюльпаны, нам стало ясно, совершенно
ясно, что для молока нужен просто другой кувшин. Доволен садовник,
что и говорить. .
И снова задрожали голубые вьюны на калитке. Прибежала девочка из
персикового сада. Прибежала, высыпала в траву из своего передника
розовые персики.
Ах, садовник! Уважаемый садовник! Голова у меня не болит! Совсем!
Эти фиалки! Ваши фиалки! Разрешите мне завтра, и послезавтра, и
потом, и каждый день приходить к вам за фиалками.
И убежала. Один остался садовник. Задумался. Не понимал он, как
сумел заменить и уважаемого пекаря, и умелого гончара, и почтенного
аптекаря. Ведь он просто садовник, просто цветы выращивает.Одной простой вещи не знал садовник: не бывает цветов просто. Все
цветы чудесные. Все цветы волшебные.
Не веришь? А ты поверь. Я не сказку рассказываю, а правдивую
историю.
Вопросы и задания к сказке:
Какими качествами и навыками должен обладать садовник,
Если во дворе вашего дома будет разведен фруктовый сад, что
Если бы вы были садовником, какие цветы вы вырастили бы в
Были ли в вашей жизни случаи, когда цветы улучшали ваше
Представьте, что вместе с садовником из сказки вы работаете в
чтобы все цветы и деревья в его саду были счастливы?
изменится в жизни его жителей?
своем саду?
настроение или помогали вам выздороветь?
его чудесном саду. Расскажите, как и чем вы ему будете
помогать.
придумайте ему имя.
Расскажите о волшебном цветке, приносившем людям счастье, и
Письменная работа «Идеальный садовник»
Дети делятся на группы. Одна группа представляет овощи, другая —
фрукты, третья — цветы, четвертая — садовые ягоды. Каждая группа
должна описать портрет садовника своей мечты. Затем дети пишут
сочинение на тему «Идеальный садовник».
Игра «Садовник-лекарь»
Один из детей — садовник, остальные получают карточки с рисунками
разных фруктов, овощей или цветов. Каждый от лица того или иного
обитателя сада рассказывает садовнику о своей проблеме. Садовник
должен ответить, как он будет лечить разных обитателей сада.
Например: ягоды малины несладкие; моркови тесно на грядке и т.д.
Если моркови тесно на грядке, ее надо прополоть; если ягоды малины
несладкие, ее кусты надо пересадить на более светлое место и т.д.
Если садовник не знает, как помочь разным овощам, фруктам и цветам,
он получает штрафное очко. Самый лучший тот садовник, который
наберет меньше всего штрафных очков. После игры педагог вместе с
детьми более детально обсуждают, как помочь разным обитателям
сада.Примечание: педагог заранее готовит информацию о том, как
правильно ухаживать за садовыми и огородными культурами.
Творческое задание «Мы садовники»
Разделите детей на несколько групп. Одна группа рисует букет цветов
из сада; другая — придумывает рецепт праздничного фруктового торта
из фруктов, выращенных в саду: третья — придумывает рецепт
витаминного салата из овощей, выращенных на огороде, четвертая —
придумывает название для нового сорта дынь или арбузов и
рассказывает, чем этот сорт отличается от остальных и т.д.
Задание на дом
Прочитайте в энциклопедии информацию о цветах и растениях, которые садовник
вырастил в своем саду, нарисуйте их и подготовьте о них небольшой рассказ.