Самоанализ педагогической деятельности.
Сознательная жизнь каждого человека начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Модернизация образования предполагает новые цели начального образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
В нашей школе обучаются дети с разным уровнем развития, и так как школа не в состоянии предложить каждому ученику индивидуальную учебную программу, то я как учитель ищу модель обучения, которая позволила бы обеспечить развитие личности с учётом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Уровень готовности учащихся к обучению в школе снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности, у других едва достигает допустимого предела.
Класс, в котором я работаю, скомплектован из детей разного уровня развития. Часть детей до поступления в школу посещала дошкольное учреждение, часть не посещала. Результаты стартовой диагностики учащихся 1 класса в начале сентября показали, что имеют высокий уровень подготовки - 3 человека, средний – 12 человек, низкий – 9 человек. Среди обучающихся моего класса есть ребенок-инвалид и один ребенок, которому по решению медико-педагогической комиссии установлен статус ОВЗ: ЗПР.
Проанализировав все факты, я поставила перед собой проблему: « Как обучить детей с разным уровнем восприятия и подготовленности стандартам, используя принцип «минимакса»?». Для этого я изучила опыт работы педагогов по данной теме, опыт учёных по устранению препятствий, мешающих развитию восприятия стандартов и пришла к выводу, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Изучив новые образовательные стандарты, следуя методической теме нашей школы: «Самореализация и социализация личности школьника и педагога в условиях новой образовательной среды», в межаттестационный период работала над темой «Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС» и поставила перед собой цель: создание педагогических условий для интеллектуального, психического и физического развития обучающихся, повышения уровня мотивации школьников и метапредметных компетенций в новых образовательных условиях.
Достижение данной цели осуществляется мною через последовательное решение следующих задач:
- формирование умения приобретать знания, т.е. учить учиться;
-предоставление возможности каждому ученику, в том числе учащимся с ЗПР и инвалидам, продвигаться своим темпом, в соответствии со своими индивидуальными возможностями и способностями;
-создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки, создание психологической комфортности, вера в каждого ребенка;
- формирование у школьников волевых качеств личности и положительного отношения к здоровому образу жизни;
-формирование умения общаться в группе, в коллективе.
Направленность
процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника,
появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном
развитии.
Основные мероприятия.
1. Изучение индивидуальных особенностей детей.
2. Выделение различных групп учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала.
3. Составление и подбор дифференцированных заданий, включающих различные приемы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием или заданий, связанных с увеличением объема и сложности задания.
4. Уровневая оценка результатов обучения.
Задача школы –
подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний,
умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной
жизни. Увы, пассивная подчиненная роль ученика в обучении не может решить
такую задачу. Для ее решения требуются новые педагогические технологии,
эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы
обучения. Для своей работы я выбрала УМК «Школа России», где ведущая роль
отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы
учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций,
выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование
доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует
формированию ключевых компетенций, освоив которые, ребенок впоследствии может
легко адаптироваться в мировом сообществе.
Для
моей успешной работы в школе созданы благоприятные условия: имеется кабинет,
который оборудован современной мебелью; соблюдается световой и тепловой режим.
В последнее время приобретено много новых таблиц, раздаточного и наглядного
материала. В кабинете имеется компьютер, принтер, сканер, ксерокс, проектор,
экран, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат. Для учебной деятельности
ежегодно приобретаются полные комплекты учебников и рабочих тетрадей. В моем
кабинете много методической литературы, дидактического материала, опорных
таблиц, карточек для индивидуальной работы, перфокарт (часть которых я
изготавливаю сама). Выписываю журналы «Начальная школа», «Завуч начальной
школы», приложение к газете «Первое сентября».
В своей педагогической работе применяю различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные с помощью которых, стараюсь добиваться включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность, умело сочетая индивидуальную, парную, групповую работу. На своих уроках внедряю элементы педагогических технологий: дифференцированное обучение, игровые технологии, проектную деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Подготовке каждого урока уделяю большое внимание. В своей работе оптимальным педагогическим общением стараюсь создавать наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечиваю сотруднические отношения между учителем и детьми, что способствует созданию положительного психологического климата в детском коллективе. Каждый урок я начинаю с положительного эмоционального настроя на работу. (Приложение №2). Планируя свои уроки, понимаю, что урок – это кропотливый труд. Но считаю, что лучше, если этот труд становится радостью, праздником для ребенка. Строя свою работу с детьми, я, прежде всего, стараюсь поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребенок почувствовал и увидел результаты своего труда. В процессе обучения стремлюсь изменить позицию ученика, чтобы из объекта обучающих воздействий учителя он стал субъектом учения. В работе должен участвовать каждый ученик, я же стараюсь направить ее в нужное русло, при необходимости активизирую ее ход разнообразными приемами: награждением, мимикой, жестом, подбадриванием и поддержкой отстающих.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение, в связи со спецификой математического материала, придаю учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Уроки математики играют важную роль в формировании целостной картины мира. Ребёнок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Учу ребят адекватно ориентироваться в пространстве и времени, так как это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. ( Приложение №3)
Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. (Приложение №4)
Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности. Считаю, что уроки математики можно и нужно связывать с другими предметами. Многие работы, выполненные ребенком на уроках технологии, могут оказывать значительную помощь в изучении математики. Например, при изучении темы «Меры времени», ребята своими руками изготовили циферблат часов и с удовольствием тренировались в показе времени, работая и в группах, и в парах, и индивидуально. Такая работа не только вносит разнообразие в урок, повышает познавательную активность, но и способствует формированию коммуникативных навыков. ( Приложение №5)
Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений.
В вычислительном плане особое внимание уделяю развитию правильности, осознанности, рациональности, автоматизма и прочности выполнения действий, поскольку вычислительные навыки необходимы как в учении, так и в практической жизни. (Приложение №6)
Для формирования умения решать задачи создаю условия для того, чтобы учащиеся в первую очередь учились работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей, тщательно анализировать текст задачи, устанавливать связь между данными и искомым, планировать и обосновывать свои действия, а так же анализировать полученный результат. (Приложение №7) На своих уроках большое внимание уделяю использованию в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения: учу детей самостоятельной постановке целей, планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности. ( Приложение №8)
В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Зачем нам это требуется?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации. ( Приложение № 9) Выстраиваю работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по данной конкретной теме. В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, прогнозирование по названию, таблицу З-Х-У. Широко использую приёмы внешней и внутренней дифференциации, приёмы графического моделирования, выбор способов решения задач, метод проектов. Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика. (Приложение №10) Всегда при выполнении заданий я внимательно выслушиваю различные ответы учеников, порой даже спорные. Такой способ общения позволяет мне понимать и принимать личность ученика, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции (я согласна с твоим мнением…, я понимаю ход твоих рассуждений, но не могу согласиться с выводами…).
На этапе закрепления и применения знаний и умений более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся. Организуя дифференцированную работу на этом этапе, я всегда ясно представляю:
- закреплению каких навыков и приёмов учебной деятельности служит предложенное ученику задание;
-какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;
-какие ученики нуждаются в помощи, и в какой форме предложить эту помощь;
-какие ученики, в каком объёме могут выполнять задания творческого характера.
Закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объёме, так как одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение материала, а другим необходимо более продолжительное время, больший объём упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых заданиях, а вторых нельзя торопить, переводить к более сложному.
( Приложение 11)
При доброжелательном отношении к личности каждого ученика обучаю детей дифференцированной деловой самооценке, причем самооценка ученика обязательно предшествует моей. В течение первых двух-трех месяцев самооценка большинства детей редко совпадала с моей. Наблюдалось и завышение, и занижение собственной оценки. Начиная с первого класса, провожу само и взаимопроверку работ, что позволяет моим ученикам учиться общению, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарищей; дети чаще приходят на помощь друг другу.
Важным этапом урока является - рефлексия. В конце урока обсуждаем не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому. Предлагаю дополнить предложения: «На уроке я узнал…», «Мне понравилось…», «Сегодня я сумел…, я научился…», « Было трудно…», « После урока мне захотелось…», «На этом уроке я похвалил бы себя за…» или заполнить таблицу.
(Приложение №12) Использую диалоговый прием оценивания, который развивает у ребенка такие умения, как умение сомневаться, способность идти на разумный риск; готовность защищать свою точку зрения; пытливость, любознательность; самоконтроль, способность оценить свою работу; стремление находить и исправлять свои ошибки. Оцениваю учащихся по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.
Урок, одновременно должен быть и серьезным, и занимательным, и трудным, и радостным. Поэтому уроки математики я часто провожу в нетрадиционной форме (уроки-сказки, путешествия, экскурсии, практикумы). ( Приложение №13) На уроках часто использую игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм помогает мне на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно использование на моих уроках различных элементов соревнования, создание ситуации успеха. Через игровую деятельность у ребёнка формирую стремление к общественно-значимой и учебной деятельности. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. (Приложение №14)
Самостоятельное выполнение заданий – самый надежный показатель качества знаний и навыков. Организация самостоятельной работы способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание самостоятельно выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.
Организуя самостоятельную работу учащихся, я учитываю содержание материала и дидактические цели урока. Использую разные виды самостоятельной работы: работу с книгой, учебной и справочной литературой, решение задач и различных упражнений, работу с раздаточным материалом, индивидуальную и разноуровневую работу по карточкам. При составлении карточек, учитываю подготовленность и индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. В некоторых случаях, я увеличиваю объем работы, в других, предлагаю задания творческого характера, повышенной трудности и т.д. (Приложение №15) Все больше убеждаюсь, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.
Для проверки усвоения материала провожу рейтинговые проверочные работы, составленные по принципу «от простого к сложному». Каждый ребенок знает, сколько номеров он должен выполнить для того, чтобы получить «3», «4», «5» и может самостоятельно оценить свои возможности. (Приложение №16)
Многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.
Для меня важно соблюдение нескольких простых правил: сообщаю о домашнем задании до звонка с урока, инструктирую своих учеников по выполнению домашней работы, часто даю дифференцированные и индивидуальные задания, учитывая склонности и желания учащихся, проверяю не только наличие работы, но и качество её выполнения. Вместе с учащимися анализируем ошибки и удачные решения. Проверка домашнего задания в форме самоконтроля, взаимоконтроля, письменной работы или игры, создание системы поощрения за самостоятельно выполненные задания помогают мне сделать урок значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. В своей практике использую дифференцированные, индивидуальные, парные, групповые, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях) домашние задания. Их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
Исходя из требований новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, постоянно совершенствую формы, приемы и методы проведения занятий. Индивидуальную работу сочетаю с коллективной, групповой, работой в парах. Учу детей распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д. Организация работы в парах, в группах позволяет учащимся приобрести опыт общения с одноклассниками, формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, рефлексировать и оценивать свою деятельность.
На своих уроках и во внеурочной работе большое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья моих учеников. Обращаю внимание на следующие важные моменты: гигиенические условия в классе (соответствие СанПиН); среднюю продолжительность ( 7-10 мин) и частоту чередования различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок); использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; активные методы ( ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); позы учащихся и их чередование в зависимости от выполняемой работы; физминутки и физпаузы, которые являются обязательной составляющей частью урока; благоприятный психологический климат урока.
Портфель достижений – новая форма контроля и оценки достижений учащегося (накопительная система оценивания), как средство мотивации личностного развития. Одна из целей работы с портфелем достижений – это создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. Особое внимание я уделяю разделу «Моя учеба». В этот раздел вместе с учениками помещаем написанные стартовые, входные, стандартизированные работы, работы выполненные на высоком уровне, таблицы и графики, листы индивидуальных образовательных достижений, лист самооценки « Спидометр успеха» ( взяла из пособия для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений «Мой портфолио», авт. А.В.Иванов, проводим самооценку в конце недели, четверти, года )- и т.п. В раздел «Мои достижения» размещаем грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а так же листок достижений, который заполняю раз в полугодие, в раздел «Мое творчество» - помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, фотографии изделий, фото выступлений и т.д. (Приложение №17 )
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю методу проектов, который по моему мнению помогает развитию у детей универсальных учебных действий, создает оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижений, инициативы, самостоятельности учащегося. Совместно с детьми мы работали над проектами по программам изучаемых предметов, внеурочного модуля и внеурочной деятельности. (Приложение №18)
Большую роль отвожу работе с родителями, так как именно они – главные помощники в обучении и воспитании подрастающей личности. В 2010-2011 учебном году я со своими учениками и их родителями принимала участие в социально – значимом проекте «Под папиным крылом», результаты которого принесли нам сплоченность детей, учителей, родителей (и что самое важное отцов).Традиционными для детей стали праздники «День здоровья», которые проводятся в нашей школе ежегодно с участием родителей. (Приложение 19).
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Вот и я нахожусь в постоянном развитии. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Изучая опыт учителей школы, района, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. В качестве обмена опытом участвую в работе школьного педагогического совета, методического совета школы, МО учителей начальных классов, принимаю активное участие в проведении круглых столов, обсуждении проблем обучения и воспитания. Опыт своей педагогической деятельности представила на заседании методического объединения начальных классов, на педагогическом совете школы, а так же на районном уровне. ( Приложение 20)
Ежегодно провожу открытые уроки. Проведённые уроки получили положительные отзывы со стороны коллег, администрации. (Приложение 21)
С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет. Зарегистрировалась и пользуюсь опытом коллег на сайтах: ПроШколу.ру, педсовет, edu 54.ru, сеть творческих учителей, www.4stupeni.ru, www.metod-kopilka.ru и др., имею свидетельство о публикации на сайте Мультиурок. Адрес сайта: http://multiurok.ru/olga malzeva/
(Приложение № 22)
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и делюсь собственный опытом.
Профессия учителя - творческая профессия. И так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению, современный учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. С 2010 по 2016 год являлась руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи, делюсь своим положительным опытом, учусь у других. (Приложение № 33)
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что мои ученики независимо от своих возможностей успешно развиваются, я сохраняю и поддерживаю индивидуальность каждого ребенка, забочусь о его физическом и психическом здоровье, формирую умение учиться. Учащиеся способны работать с информацией разного типа, умеют ставить и обсуждать предположения, проводить небольшие исследования. Каждый умеет проявлять самостоятельность, инициативу, преодолевать трудности, планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. Школьники способны осуществлять контроль и оценку своей деятельности, находить и устранять причины возникающих трудностей, решать учебные задачи творчески, добиваться оригинальности и новизны решения. Все ученики имеют разные уровни обученности, но каждый из них умеет ставить перед собой цель и в школе, на уроках и в реальной жизни. У них сформирована ведущая деятельность – учебная, познавательная и творческая. Они умеют ставить перед собой задачи и планировать их решение, осуществлять самоконтроль, самооценку, саморегуляцию.
Таким образом, моя система работы, формы и методы создали все условия для воспитания гражданина, его нравственных ценностей, развития, познания, творчества.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.