Самоанализ педагогической деятельности учителя математики и физики первой категории высшего уровня квалификации

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самоанализ педагогической деятельности учителя математики и физики .doc

Самоанализ педагогической деятельности  учителя математики и физики первой категории высшего уровня квалификации

Современный этап модернизации казахстанской системы образования предполагает доступность для каждого качественного школьного образования, возможность развить исследовательские и творческие компетенции.

Обновленное казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуаций , в межличностном общении и социальных отношениях.

Поэтому перед учителем стоит  задача   овладения такими формами обучения, которые обеспечивают учащимся углубленное изучение интересующих их тем, использование индивидуальных подходов и личностных предпочтений. Учитель должен направить свою деятельность на формирование компетенций учащегося,  связанных с опытом применения знаний в практической деятельности.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса, по моему мнению, являются инновационные технологии , технологии уровневой дифференциации, технология метода проектов. Эти технологии успешно помогают мне формировать у учащихся функциональную естественнонаучную и математическую грамотность.

 

Моя методическая тема «Формирование функциональной грамотности учащихся через использование практико- ориентированных заданий на уроках математики и физики и прикладных курсах».

 

Невозможно добиться усвоения учебного материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике и физике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса, порождение безответственности, нежелание учиться и др.)

 Знакомство учащихся с практическим применением изученного материала способствует воспитанию интереса к математике и физике. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету я  располагает следующими возможностями: работой на уроке, факультативе, прикладном курсе и внеклассной работой. Интерес к математике усиливается, если ребята видят её связь с другими предметами.

 Так очень интересными могут быть интегрированные уроки. Как учитель математики и физики  на таких уроках формирую и развиваю у учащихся навыки и умения:

·        построение и исследование математических моделей для описания и решения задач из смежных дисциплин и прикладных задач

·        выполнение и самостоятельное составление алгоритма решения задач на математическом материале

·        выполнение расчетов практического характера

·        использование математических формул и самостоятельное составление математических формул на основе обобщения частных случаев.

Таким примером  является урок алгебры в 10 классе по теме « Механический и физический смысл производной».На таком уроке можно решить много практических и прикладных задач, связанных с инженерными профессиями.

Например: количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг воды от 00С до t0C, определяется формулой:

Q = t + 2·10-5·t2 + 3a·10-7·t3

Теплоемкость воды при t = 1000C равна 1,013. Найдите значение параметра а.

 

Решение:

Теплоемкость с(t) = Q’(t) = 1 + 4·10-5t + 9a·10-7·t2 .

Т.к. при t=100 

с(t) =1.013, => 1+4*10-5*100+9a*10-7 *100 2 =1,013

Ответ: а=1.

Примером интегрированного урока является урок физики в 11 классе по теме «Биологическое действие радиоактивных лучей.Защита от радиации» , урок физики в 10 классе по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».При подготовке таких уроков консультируюсь с учителями биологии, географии. На этих уроках учащиеся проявляют максимальную активность и результативность уроков очень высокая.

В среднем звене часто практикую решение авторских задач, составленных  на историческом ,географическом ,экономическом материале, особенно местном.

Такие задачи вызывают наибольший интерес и позволяют ученику любого уровня максимально проявить себя в учебно-познавательном процессе.

Например: математика 6 класс , тема « Масштаб». Расстояние от села Киялы до областного центра г. Петропавловск составляет 100 км., до районного центра с. Смирново 40 км. Найдите эти расстояния на карте, масштаб которой 1:10000.

В своей работе, исходя из методической темы, я особое внимание уделяю прикладным и практическим задачам как на математике, так  и на физике. Под прикладной направленностью обучения математике  и физике понимается формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики  и физики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т.п., а в идеале – и в развитии стремления к таким применениям.

В школьном курсе математики  и физики особую ценность составляют задания, показывающие применение теоретических положений и выводов для практической жизни. Формирование способности и умений учащихся применять теоретические знания в конкретных ситуациях осуществляется в процессе целесообразного педагогического воздействия на протяжении длительного периода времени. Высокий уровень  подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики и физики с окружающим миром, в конкретных производственных процессах.

Очень эффективна в этом плане работа ученика над научным или исследовательским проектом. В этом учебном году моя ученица 7 класса Бутко Ангелина заняла первое место на районном этапе «Зерде»  с проектом «Любимое село Киялы в числах задачах».

     Большую роль в  достижении главной цели  общего среднего образования:  «Формирование и развитие образованной, творческой,    компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить   в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации   как в своих собственных интересах, так и в интересах общества» играют прикладные курсы.

Мною разработаны программы прикладных курсов по математике  " Дифференциальное и интегральное исчисление при решении прикладных задач ", «Решение нестандартных уравнений и неравенств».

При подготовке учащихся по данным курсам  приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса математики  с логикой, теоретической физикой, математическим обеспечением различных производственных технологических процессов. Изучение данных курсов позволит применять математические методы и математический аппарат для описания и моделирования процессов в различных областях народного хозяйства. Задачи, предлагаемые для решения,  позволяют повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к математике. Вместе с тем, содержание курсов позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные. Данные курсы способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и математического мышления; повышению интереса к математике.

 

       Я разработала и проводила прикладные курсы по физике « Решение нестандартных задач по механике», «Решение экспериментальных задач по электродинамике», «Решение олимпиадных задач по физике».

Данные курсы  направлены на:

1.     Создание и поддержку мотивации обучения физике.

2.     Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

3.     Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование физического мышления, направленного на решение экспериментальных задач.

4.     Совершенствование практических навыков работы решения экспериментальных  задач.

5.     Повышение интереса к физике,

     Прикладные курсы рассчитаны на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию.  Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся, способствует развитию познавательной активности учащихся, творческого  мышления, повышению интереса к физике и математике.

Характерной особенностью прикладных курсов является удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся в зависимости от их интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Работая много лет учителем, я пришла к выводу о том, что одним из условий достижения высоких результатов учащихся ,является использование метапредметного подхода в обучении. Актуальность определяется установленными стандартом новыми требованиями к результатам обучающихся, которые вызывают  необходимость в изменении содержания обучения естественнонаучным дисциплинам на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, объединить учащемуся знания из разных предметных областей в единое целое. Осуществление метапредметного подхода даёт возможность учащемуся осознать, где нужны будут эти знания

 Мною совместно с учителем химии и биологии нашей школы Гаузер Любовь Алексеевной  разработана авторская  программа интегрированного прикладного курса «Метапредметный подход к формированию естественнонаучной грамотности математическими методами» 11 класс, в котором представлена система заданий по естественнонаучным дисциплинам с применением алгебраических методов и методов математического анализа.

Задачи, предлагаемые на данном курсе, позволяют развивать функциональную грамотность учащихся в нестандартной ситуации. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Направленность данного  курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение желаний учащихся получить дополнительные знания по научно-техническому, эколого-биологическому направлению.

Данный курс направлен на:

1.     Реализацию субъективной позиции учащегося в учении и создание собственной траектории  обучения.

2.     Развитие функциональной грамотности учащихся; творческого и критического  мышления; повышению интереса к предметам ЕМЦ.

3.     Формирование компетенций, связанных с опытом применения математических  знаний в практической деятельности.

 

Цель курса является формирование функциональной естественнонаучной грамотности учащихся при решении задач по химии, биологии,  физике математическими методами.

Предложенная  система работы даёт хорошие результаты. Мои ученики стабильно участвуют в республиканских и международных интеллектуальных марафонах и олимпиадах. Каждый год по 5-6 учеников становятся призерами.

Я неоднократно делилась своим опытом на педсоветах школы, на заседаниях районного методического объединения учителей, участвую в областных семинарах, в районных и областных конкурсах, в конкурсах на интернет-сайтах. Имею публикации в республиканских печатных изданиях, также размещаю свои статьи, уроки, разработки на интернет-сайтах.

Качество  знаний по предметам

 

2013-2014 уч.год – 8,10,11 класс

2014-2015 уч.год – 5,9,11 класс

2015-2016 уч.год – 5,6,10 класс

.Важным результатом работы и для учителя и для ученика является итоговая аттестация. В нашей школе каждый год почти 100% выпускников сдают ЕНТ. Физику профилирующим предметом выбирают также почти каждый год.

        Я предложила  вниманию коллег те средства, которые применяю на своих уроках и считаю эти средства наиболее эффективными при реализации обновленной программы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru