«Самобытность русского вальса»
Оценка 4.6

«Самобытность русского вальса»

Оценка 4.6
doc
06.12.2019
«Самобытность русского вальса»
Русский вальс (1).doc

Чевачина Галина Александровна, преподаватель МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

 «Самобытность русского вальса»

         С начала 19 века вальс становится самым популярным и любимым бытовым танцем в России. Особенно яркое художественное воплощение он получил в произведениях русских композиторов. Русские вальсы отличаются национальной самобытностью, народной распевной мелодикой. В творчестве русских композиторов мелодия вальсов рисует пленительный образ юной девы. Портретная характеристика встречается в творчестве А. Алябьева в вокальной обработке вальса Галленберга, на музыку которого композитор положил стихотворение А.С. Пушкина «Увы, зачем она блистает». Изящный лирический вальс тонко подчёркивает хрупкий образ девушки, блистающей «минутной красотой».

         С вальсообразным гитарным аккомпанементом написаны популярные романсы в стиле русских песен А.Л.Гурилёва. Это: «Грусть девушки», «Домик-крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик».

         Большую популярность приобрели два вальса, написанные не композитором, а поэтом, драматургом, дипломатом А.С.Грибоедовым. Его вальсы поражают своей простотой и искренностью. Вальсы Грибоедова считаются первыми  инструментальными вальсами, дошедшими до наших дней. 

         Родоначальником русского романтического вальса считают М.И.Глинку. Необычна история создания «Вальса-фантазии» М.И.Глинки. Этот вальс  Глинка сочинил вдохновенный образом  Екатерины Ермолаевны Керн, дочери Анны Керн. Он негласно посвятил ей своё сочинение, боясь её скомпрометировать. Вальс приобрёл огромную популярность. Вальс был трижды оркестрован и самой удачной является последняя оркестровка, сделанная самим Глинкой. Музыка вальса лёгкая, прозрачная, поэтичная, словно воплощает мечты, волнения и любовь самого композитора. Ритмы вальса композитор  с успехом использовал и в романсовой лирике. Романсы-серенады «В крови горит огонь желанья» и «Я здесь, Инезилья».

Вторая половина 20 века считается золотым веком русской классической музыки. На основе вальсовой ритмики П.И. Чайковский создаёт настоящие шедевры русской музыки. Вальс у него звучит в симфониях, в опере  «Евгений Онегин», в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро»  и «Щелкунчик». В фортепианном цикле «Времена года» в ритме вальса написаны «Подснежник» и «Святки». Вальсовый размер Чайковский использует в своём знаменитом романсе «Средь шумного бала». Это романс-вальс, где композитор рисует женский портрет с помощью мягкого меланхолического вальса. Это скорее не вальс, а воспоминание о нём.

 Достаточно много вальсов композитором написаны для фортепиано. Это «Сентиментальный вальс»,  «Вальс-скерцо», «Вальс-безделушка», «Вальс-шутка». Его вальсы буквально поют, так как в них преобладает вокальное и песенное начало. С ритмом вальса связаны многие пьесы из «Детского альбома»: «Сладкая грёза», «Итальянская песенка», «Новая кукла», «Шарманщик поёт». Вальсовая интонация и вальсовый ритм стали для Чайковского любимыми.

         До совершенства форму русского концертного вальса довёл А.К. Глазунов. Его вальсы из балетов «Раймонда», «Времена года», «Барышня-служанка» полны жизнерадостности и оптимизма.

         Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Уметь танцевать вальс и играть его на музыкальном  инструменте, было признаком хорошего воспитания. Русские композиторы сделали всё возможное для распространения вальса.

 

«Самобытность русского вальса»

«Самобытность русского вальса»

«Самобытность русского вальса»

«Самобытность русского вальса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019