Тема выступления:
«Взаимодействие педагога с родителями учащихся»
Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает общение с педагогом, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».
Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.
Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.
Для
мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая
сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может
тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно
много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. С этими
эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так,
одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают
ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя.
Например,
учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться», а
родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети».
Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога о наличии у ребенка тех или иных трудностей.
Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта. Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?
Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут быть не услышаны, если они звучат осуждающе или оценивающе.
Есть пять замечательных советов преподавателю о том, как правильно выстраивать отношения с родителями:
Совет 1: «Если критика, то мягкая и конструктивная. Если замечание, то только в диалоге наедине»
Совет 2: «Налаживайте контакт и относитесь ко всем одинаково».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.