Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение
Пермский профессионально – педагогический колледж
Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Пушковой Ксении Дмитриевны
Специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Курс 3, группа 240
Форма обучения: очная
Руководитель:
Попцова Римма Викторовна
Пермь, 2023
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития связной монологической речи у детей шестого года жизни средствами мнемотехники
……………………………………………………………………………………. 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни … 6
1.2. Понятие и особенности развития связной монологической речи у детей
шестого года жизни ……………………………………………………………. 11
1.3. Мнемотехника как средство развития связной монологической речи у
детей шестого года жизни ……………………………………………………. 13
1.4. Влияние и возможности использования мнемотехники для развития связной монологической речи у детей шестого года жизни……………….. 20
Заключение ……………………………………………………………………. 24
Библиографический список …………………………………………………. 26
Введение
Речь является неотъемлемой частью жизни. Речь – это нужное условие для общественного совершенствования в целом. Трудно в нынешнем мире вообразить существование человека без речи, ведь она характеризуется как одна из знаковых психических функций человека. Основным фактором становления сущности индивида является родной язык. Это немаловажная деталь взаимоотношения людей и понимания действительности окружающей среды. Дошкольное время – этап в котором ребенок усиленно осваивает все аспекты и правила родного языка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) в пункте 2.6 говорится, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Многие педагоги занимались вопросами развития речи дошкольников. В трудах таких ученых- исследователей как: Л.С Выготского, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурия, О. И. Соловьёва и других, раскрывается вопрос о важном значении развития связной речи уже в дошкольном возрасте, что в дальнейшем даст возможность детям успешно обучаться в школе.
После освоения родного языка дети овладевают коммуникативными навыками, повышают речевое значение, создают комфортные требования к чтению, письму. Проблемы развития речи детей является комплексной и основывается на данных психологии, педагогики,
общего языкознания. Процесс развития речи отражает особенности не только речевого, но и общего психического развития ребёнка, так как она является важным показателем основных психических процессов. Поэтому усвоение связной монологической речи способствует общему развитию речи и является важным условием обучения ребёнка в школе. Содержание образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО предполагает овладение детьми дошкольного возраста различными средствами взаимодействия с окружающими людьми и необходимость создания педагогических условий развития связной монологической речи детей через различные виды деятельности, присущие дошкольникам.
Одним из эффективных средств развития связной монологической речи является мнемотехника.
В работах доктора педагогических наук Полянской Т. Б. мнемотехника
определяется как система приёмов, благодаря которым ребёнка учат запоминать новую информацию и расширяют память. Как подчёркивает автор, посредством мнемотехники совершается передача информации (слуховые, зрительные, графические) и ассоциации, обеспечивается развитие памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования обуславливается тем, что развитие связной монологической речи, посредством мнемотехники, при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может оказывать положительное влияние на речевое развитие дошкольников.
Проблема исследования заключается в поиске возможностей использования мнемотехники для развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни и недостаточным использованием возможностей мнемотехники в решении данной проблемы.
Выявленные противоречия и проблема позволили определить тему исследования: «Мнемотехника как средство развития связной монологической речи у детей шестого года жизни».
Объект исследования: развитие связной монологической речи.
Предмет исследования: мнемотехника.
Цель исследования: теоретическое обоснование особенностей использования мнемотехники для развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей шестого года жизни;
3. Рассмотреть особенности развития связной монологической речи у детей шестого года жизни;
4. Выявить влияние и возможности использования мнемотехники для развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании положительного влияния мнемотехники на развитие связной монологической речи детей шестого года жизни.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и библиографического списка.
монологической речи детей шестого года жизни средствами мнемотехники
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот промежуток времени у детей шестого года жизни формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности ( потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности) ; возникает новый тип мотивации – основа произвольного поведения ; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей ; моральных норм и правил поведения в обществе» [1]
Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего возраста внесли работы таких исследователей как Н.Н. Поддъяков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и других. В данных исследованиях усиленное внимание направляется на понимание особенностей развития умственной, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников; на формирование их самосознания, особенности общения и способы социального взаимодействия; специфику игровой , изобразительной и других видов деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, а также готовности к началу школьного обучения.
Ребенок - дошкольник отличается динамичным развитием. Так, например, память ребенка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребенок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации» [9]. Аналогичные показания определяют и развитие внимания. «Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно его произвольность, способность ребенка ко всё более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать свое внимание на решении самых различных задач» [3] Ребенку 5-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких – либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. Совершенствуется восприятие формы, цвета и величины; систематизируются представления детей полученные раннее, старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществиться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребенок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции.
В этот период продолжает развиваться образное мышление. На шестом году жизни ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребенок может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности, особенно сюжетно – ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. Групповой характер сюжетно – ролевой игры развивает способность ребенка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, богатый лексикон, развивается связная речь.
В этом возрасте изменяется содержание общения ребенка как со взрослым, так и со сверстником. Общение со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим в общении становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. Ребенок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются изобразительностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Формирование всё более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных качеств не только сверстников, но и самого себя, сопоставление результатов своей деятельности с результатами других детей, подводит ребенка к его развитию я – образа. Это происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.
Наряду с «осознанием» себя, ребенок старшего дошкольного возраста начинает претерпевать процесс «самооценивания» - оценки собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей (что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого). В самооценки дошкольника находят отражение развивающихся у него чувства гордости стыда.
Итак, старший дошкольный возраст –последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия, и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.
1.2 Понятие и особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознание себя в предметном и социальном мире, развитие познавательных способностей [6].
Под системой обучения связной речи российский педагог К. Д. Ушинский понимал определённую последовательность методических приёмов, обеспечивающих развитие самостоятельности, то есть переход от диалога к монологической речи при выполнении речевых упражнений. В основе современной концепции развития связной монологической речи дошкольников лежит следующие положения:
- ведущим принципом системы работы по развитию связной монологической речи является взаимосвязь с развитием фонетической, лексической, грамматической сторон речи;
- процесс создания связного высказывания на элементарное осознание речевых умений при построении текста, формирование у дошкольников представлений о структуре разных текстов, языковых обобщений.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, увеличивается запас слов, сходных или противоположных по смыслу, многозначных слов.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Со временем у детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Особо выдающийся характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). Вовремя освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
Совместно с тем можно заметить, что есть и такие проблемы в речи старших дошкольников, как: некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не могут регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Также у детей вызывают затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неверному соединению слов в предложении и связи между собой при составлении связного высказывания.
В старшем дошкольном возрасте дети способны участвовать в беседе, точно и грамотно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других и формулировать вопросы. При этом совершенствуется и монологическая речь : дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В то же время у значительной части детей эти умения неустойчивы. Детям сложно отбирать факты для своих историй, в логически последовательном их расположении, в их языковом оформлении.
Главным в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Значительное внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе. Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приёмов обучения (включая игровое), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребёнка.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с
общими дидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учёт возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
У детей 5 - 6 лет обучение связной монологической речи, следует учить
точно ответу на вопросы, объединять в распространённом ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо. Закреплять навыки участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его и не отвлекаться. Следует уделять внимание умениям формулировать и задавать правильные и точные вопросы по теме беседы.
Задачами и содержанием развития монологической речи определяются
особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. Каждое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные признаки:
- целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
- структурное оформление (начало, середина, конец);
- связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
- объем высказывания;
- плавность (отсутствие длительных пауз в процессе высказывания).
Для достижения высокого уровня развития связности речи необходим ряд умений, а именно: умения понимать и осмысливать тему, отбирать необходимую информацию для беседы, строить речь обдуманно и произвольно.
В настоящее время методики по развитию связной монологической речи существенно уточнена и дополнена. В ней рассматриваются такие умения развития, как умение подбирать содержание для своих рассказов, распределять его в определённой последовательности. Воспитатель должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, соответствующие для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) по игрушкам и предметам,
2) по картине,
3) из опыта,
4) творческие рассказы.
В пересказывании сказок или рассказов дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ. В рассказывании об игрушках детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного
опыта. У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить детей понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Для более эффективного развития связной речи старших дошкольников существует множество технологий, одна из которых является мнемотехника, которая позволяет научить ребёнка умению понимать и осмысливать тему, отбирать необходимую информацию, располагать информацию в нужной последовательности, пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. И как следствие, к концу дошкольного возраста ребёнок овладевает основными формами речи, присущими взрослым.
1.3. Мнемотехника как средство развития связной монологической речи
Овладение связной монологической речи является идеалом достижения речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонематической. В связной речи отражается логика мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [9].
В речи детей старшего дошкольного возраста существует множество проблем: односложная, бедная речь; употребление нелитературных слов и выражений: неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов и навыков культуры речи; плохая дикция. Так как в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо построить процесс обучения через занимательные развивающие задания и формы работы. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: В.К. Воробьев – сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем [1], Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Данная технология имеет, теоретическую основную она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворения текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа.
Самые известные в наше время системы – это «речевая мнемотехника» Самвэла Гарибяна, основанная на речевом мышлении, использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания «Джордано» В.А. Козаренко, основанная на чистом визуальном мышлении и потом обладающая высокой эффективностью. Мнемотехника формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивать образное мышление, творческие способности детей; зрительную память.
Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonika» - искусство запоминания. Овладение приемами работы с мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов – памяти,− внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, то есть преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Важно научить детей к последовательности работы с мнетаблицами:
1) Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3) После перекодирования осуществляется рассказ по заданной теме, пересказ сказки или чтение стихотворения с опорой на символы.
Результатом работы с мнемотаблицами является умение детей выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа, фиксировать полученный результат в доступной схематической форме, легко воспроизводить текстовую информацию, описывать предложенный сюжет, использовать в речи выразительные средства и конструкции, логично выстраивать предложения.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом для создания рассказа, помогают детям выстраивать:
-строение рассказа,
−последовательность рассказа,
−лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план – схема, а затем дети сами создают свою схему.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
- для ознакомления детей с окружающим миром;
- при заучивании стихов;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составу числа;
-при воспитании культурно-гигиенических навыков;
- при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности−жизнедеятельности. Таким образом, использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
1.4. Влияние и возможности использования мнемотехники для развития связной монологической речи у детей шестого года жизни
Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы. Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связи, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти. Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запомнить материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движения, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности и т.д.
Первоначально таблицы составляет воспитатель, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, так как дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Благодаря зарисовкам дети быстрее запоминают стихи, по зарисовкам можно предложить отгадать какое-либо стихотворение уже знакомое детям. Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где делают для себя наброски, изображая услышанное слово. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова.
Педагоги дошкольных учреждений широко используют мнемотехнику, организуя и другие виды деятельности дошкольников: для обогащения словарного запаса дошкольников, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при работе со сказками, при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикла.
Мнемотехника дает возможность свободного выбора способов усвоения
новой информации. Учитывая особенности восприятия, обработки и воспроизведения информации, предлагаются различные методы и приемы мнемотехники, которые дают возможность индивидуального подхода к развитию мнемических процессов.
Внедрение технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс возможно при наличии программы обучения по методике мнемотехники или программы кружка. Так-же, возможно использование методов и приемов мнемотехники педагогами во время проведения обучения, в процессе которого встречаются трудности при усвоении нужной информации. Это может быть сложный для восприятия фрагмент текста или определения, географическое название или физическая величина и т. д. Использование соответствующих приемов экономит время усвоения информации, помогает в интересной форме сформировать ассоциативные связи, сконцентрировать внимание класса или группы учащихся, лучше усвоить необходимую информацию.
Важным моментом внедрения технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс является создание педагогами различных мнемотехнических продуктов: учебных программ с использованием методик мнемотехники, различных тренажеров для улучшения усвоения новой информации, разработка новых приемов и способов улучшения усвоения информации и т. п
При обучении детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники стоят такие задачи:
1. Расширять и обогащать словарный запас детей.
2. Формировать умение преобразовывать символы в образы (перекодировка информации).
3. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
4. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
5. Способствовать развитию умения работать по образу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Для формирования у детей навыков любой информации используются следующие, наиболее эффективные методы:
1. Метод ассоциаций – установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим.
2. Метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) (рисуночное письмо).
3. Метод, использующий образное мышление (эйдетизм).
Мнемотаблица «Времена года». Каждый месяц разного времени года зашифрован первой буквой слова. Детям становится наиболее проще запомнить название месяцев, относящихся к определенному времени года. Мнемоколлаж «Дни недели» дает понять детям что семь суток – составляет неделя, и каждый день имеет свое название. Даёт представление о времени: его текучести, периодичности, название. Закрепляет умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Мнемотаблица – цепочка «Графический диктант». Формирует глазомер ребенка, укрепляет зрительную памяти; способствует развитию мелкой моторики; развитию устойчивого, сосредоточенного внимания, развитию зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; развитию зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитию умений ориентироваться на листе бумаги.
В своей работе ставили цель: теоретически обосновать возможности использования мнемотехники в развитии связной монологической речи у
детей шестого года жизни.
В связи с этим изучили понятие и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста, дали психолого-педагогическую характеристику детей шестого года жизни, рассмотрели использование мнемотехники в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи,
в ходе которых проанализированы особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, выявилось, что связная речь является центральной задачей речевого развития дошкольников. Были рассмотрены такие понятия как «связная монологическая речь», под которой понимается развернутое, состоящие из нескольких или многих предложений высказываний, позволяющие ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли; заложенные в дошкольном возрасте успехи детей в развитии связной речи способствуют эффективной коммуникативной деятельности, обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного технология развития памяти,−характера. И понятие «мнемотехника» совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание у увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Были рассмотренным педагогические условия по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Мнемотехника может использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запомнить материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков,
формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию
представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движения, физических упражнений, активности в
самостоятельной двигательной деятельности и т. п
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены полностью.
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. ISBN 5-−
Санкт Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 96 с. −2-е изд. 89814284-3.
2. Варич, Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Варич. - M., 2018.
3. Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Международной научной конференции
ISBN−(г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 1820. 5-9657-3487-4.
4. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / под ред. Л. А. Парамонова и др. — Москва: ТЦ Сфера. – ISBN 978-5-9949-1042-9.−2019. – 161 с.
5. Кислинская Т.А. Память и мнемотехники. Веселая нейробика для детей. Издательство: Феникс-2022.
6. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания 350 c. – ISBN 768-5-9849-102-9.−«Джордано». Москва: Самиздат – 2020.
7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - 2019 / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — Москва: Издательство 368
с.−«Мозаика-синтез». – 2014.
8. Понафилова М.Я. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей –М: «Издательство ГНОМ и Д».
9. Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2018. — № 11. — С. 654–657.
10. Ткаченко Т. А. Обучение детей сюжетному рассказыванию по ISBN 978-5-−картинам. – Москва: Издательство «Владос», 2019. – 227 с.
11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. Москва: ISBN 5-89939033-−Издательство Института Психотерапии. 2019. – 256 с. 6.
12. Чепцова Н.А. Психологические характеристики старших дошкольников/приходная психология.
13. Яшина В. И, Алексеева М. М. Теория и методика развития ISBN 978-5-
4468-7254-− 2019. – 448 с. −речи детей — Москва: Академия. 1.
14. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/mnemotehnika
15. https://urok.1sept.ru/articles/517462
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.