Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский профессионально педагогический колледж»
Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бабажановой Дианы Сенакулыевны
Специальности 44.02.04
Специальное дошкольное образование
Группа 21СДО
Руководитель:
Попцова Римма Викторовна
Пермь, 2020
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития математических способностей у детей дошкольного возраста 6
1.1.Особенности развития математических способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
Глава II. Аспекты использования оригами как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….11
2.1. Понятие оригами как искусство складывания бумаги …………………..11
2.2. Использование и влияние оригами на математические способности детей дошколього возраста…………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………18
Библиографический список…………………………………………………. …19
Введение
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. При подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие математические способности: иметь представления о множестве; знать порядковый счет в пределах 10; познакомиться со счетом в пределах 20; познакомиться с числами второго десятка; знать понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10); называть числа в прямом и обратном порядке; раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее; на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи; уметь измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры; уметь измерять объем жидких и сыпучих веществ; уметь сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях; знать геометрические фигуры, их элементы (вершины, углы, стороны) и некоторые их свойства; уметь ориентироваться в пространстве и во времени.[8;265]
Большинство математических способностей развиваются благодаря оригами. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике. При этом словарь ребёнка пополняется новыми математическими определениями и терминами. Более того дети приобретают специальные технические навыки - учатся читать и понимать схемы и чертежи.[20;60]
Складывание фигуры подразумевает выполнение последовательности точно определенных действий по следующим правилам, которые перекликаются с законами математики: точность выполнения инструкции, точки определяются пересечениями линий, линия определяется либо краем листа, либо линией сгиба бумаги, все линии прямые и делятся на два вида: параллельные и перпендикулярные. [13;37]
В процессе обучения дети осваивают различные приёмы работы с бумагой - сгибание, многократное складывание, разрезание, склеивание и т.д. Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: "Оригами - это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок.
Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов. При изготовлении даже самых простых фигур из бумаги у ребенка развивается фантазия, пространственное воображение, сообразительность. Поэтому изучение и применение техники оригами в детском саду, является актуальным.
Актуальность исследования обуславливается тем, что математические способности, развиваемые посредством оригами при правильной педагогической организации и активной деятельности воспитанников, а также систематической, целенаправленной работе воспитателя может оказывать положительное влияние на познавательное развитие ребенка дошкольного возраста
При изучении психолого педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью развития математических способностей у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей оригами в практике работы дошкольной образовательной организации. Проблема исследования заключается в поиске возможностей, при которых развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием оригами будет более эффективным.
Выявленные противоречие и проблема позволили определить тему исследования «Оригами как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
Объект исследования - математические способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - оригами как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей использования оригами как средства развития математических способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста;
2. Дать психолого - педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности использования оригами в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста.
В исследовании использовались теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава I. Теоретические основы изучения развития математических способностей у детей дошкольного возраста
Переходя к вопросу о развитие математических способностей у детей, мы понимаем, что воспитатель должен учитывать особенности психики детей. Знать психологические особенности и возможности своих ребят для воспитателя значит быть ближе к достижению успеха в их образовании. Учет возрастных особенностей помогает педагогу выстроить свою работу по развитию математических способностей у дошкольников. Возрастные особенности — специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида. Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания» высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. [6;61]
К 7 годам ребенок самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям. Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20). Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =). Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть. Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями. Умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа. Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших. Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей. Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
понять, в чем тут хитрость.
Таким образом, для того чтобы развить математические способности воспитателю необходимо знать психологические особенности и возможности своих ребят для воспитателя значит быть ближе к достижению успеха в их образовании.
1.2 Психолого педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность, взрослый, который находится в данный момент рядом с детьми может помочь дошкольникам расширить познания в данной области.
Преддошкольный возраст наиболее благоприятен для подготовки к усвоению начальных математических знаний. В этот период у ребенка появляется «новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, при помощи органов чувств, через совокупность ощущений, полученных от данного объекта, у дошкольника должен сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка к школе построены на адекватности восприятия не количественных характеристик, а форм ее распознавания и восприятия.
Для правильного восприятия количественных и пространственных характеристик у ребенка дошкольного возраста необходимо формировать навыки операции анализа, которые позволят проводить правильную оценку рассматриваемого явления и выделять его основные признаки.
Однако ошибочно было бы думать, что ребенок приобретает математические понятия только непосредственно при обучении. Накопление знаний и навыков так же происходит самостоятельно, независимо и спонтанно. Если взрослые преждевременно будут доводить до ребенка математические понятия, это будет только их заучивание, а не понимание смыслового значения. Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений.
Психолого-педагогические исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, показывают, что только правильная организация детской деятельности и непосредственно образовательная деятельность позволяет обеспечить своевременное развитие элементарных математических представлений у дошкольника. Одной из важнейших задач при этом является развитие мышления и речи дошкольника (овладение математическими терминами). Большое внимание следует уделять развитию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Основу научного и математического мышления составляют общие методы познания.
Организация различных видов деятельности дошкольников должна находиться в центре внимания воспитателя, при этом не нужно забывать о сочетании возрастных и индивидуальных особенностях детей в их непосредственно-образовательной деятельности, что позволит обеспечить их эмоциональное благополучие и психическое развитие.
Основными принципами работы воспитателя:
Принцип индивидуального подхода - позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность на основе индивидуальных способностей ребенка и помочь в создании условий для активной познавательной деятельности детей, как в группе, так и для каждого ребенка.
Принцип наглядности и доступности, который позволяет у детей дошкольного возраста формировать элементарные математические представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени.
Принцип доступности заключается в том, что некоторые слова и выражения сложны для восприятия, поэтому нет необходимости вводить их в словарь дошкольника, нужно вводить понятные слова детям в этом возрасте.
Образовательная деятельность будет успешна при наличии у детей знаний и умений, определенного содержания. Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения элементарных математических представлений от общего к конкретному – такое усвоение знаний более доступно ребенку дошкольного возраста.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит логический порядок изучения материала. Знания, полученные на этом этапе должны опираться на ранее изученные материалы. Это важный принцип при изучении элементарных математических представлений, где каждое новое знание вытекает их старого, известного.
Принцип новизны позволяет опираться на произвольное внимание, при помощи постановки последовательной системы задач, проявить интерес к деятельности. Этот принцип позволяет заинтересовать дошкольников и активизировать произвольную сферу.
Принцип развивающего обучения в процессе непосредственно образовательной деятельности не только помогает приобрести знания, но и формировать умения, при этом происходит развитие познавательных психических процессов и развитие личности ребенка в целом.
Развитие элементарных математических представлений занимает особое место в интеллектуальном развитии ребенка, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения математических представлений и понятий: счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Формирование у детей основных представлений и понятий направлено вооружить их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Только соблюдая все принципы в своей работе, воспитатель может добиться высоких результатов формирования математических представлений.
Оригами - «сложенная бумага» — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Истоки оригами стоит искать в Индии и Южном Китае, но раскрылся этот прекрасный и удивительный цветок именно в Японии. И надо быть японцем, чтобы понять пластику восточного мышления и сознания, превратившего элемент храмового обряда в светское развлечение. Первые схемы оригами вполне можно отнести к тому самому храмовому периоду существования оригами. Но классические схемы оригами родились в конце 16 века, уже в светский период. Даже в наше время схемы оригами можно поделить на классические и авторские. А ведь классические схемы оригами дошли до нас, пережив несколько столетий, и это несмотря на то, что до поры до времени этапы складывания никуда и никак не записывались, все навыки передавались из поколения в поколение устно. И только из-за этого до нашего времени дошли самые простые схемы оригами. Чуть позже появилась азбука оригами, были систематизированы базовые формы. И только в начале 20-го века первые схемы оригами сумели перелететь, переплыть и перепрыгнуть океаны и завоевать Европу.
Первооткрывателем оригами считается скромный рабочий одного из японских оборонных заводов, который изобрел универсальный способ записи складывания. Звали японца Акира Ёсидзава. И способ, им придуманный, стал таким же универсальным языком, как и нотная грамота. А чем оригами не музыка, исполняемая пальцами посредством листа бумаги?
Акира Ёсидзава ездил по всему миру, преподавая основы оригами, выступая послом японской культуры. На основе традиционных схем и приемов складывания появлялись сотни и тысячи новых изображений.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. А история этого знакомства была такова. В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашён ко двору в Петербург для преподавания английского языка юным принцессам. В 1914 году к урокам присоединился совсем молодой царевич. Для того чтобы завоевать доверие ребёнка, Гиббс прибегнул к хорошо испытанному приёму: начал складывать из бумаги на глазах мальчика разные фигурки. Через совсем короткое время, несмотря на разницу в возрасте, ученик и учитель стали настоящими друзьями, и уроки английского из нудных занятий превратились в веселое времяпрепровождение! Примерно в это же время оригами пришло и во Францию. Сюда его завезли странствующие фокусники. Они развлекали жителей страны тем, что прямо на глазах у них выполняли замысловатые фигурки животных, птиц или человека из бумаги. Причем эти фигурки оживали во время представления. А по окончании номера циркачи разбирали фигурку, снова превращая ее в ровный лист бумаги.
Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого.
А вот европеец Роберт Харбин был фокусником и накопил в области оригами большой опыт. Этим он и решил воспользоваться, чтобы заработать себе на жизнь. Однажды он осознал, что оригами может быть весьма прибыльным делом, ничуть не хуже кино или цирка. Он совместил эти виды искусства и организовал собственный театр оригами. В середине XX века он предложил телевидению собственную передачу, которую назвал «Мистер Левая и Правая Рука». Накопив богатый опыт по оригами, уже через десяток лет он выпустил и первую книгу.
В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению.
Техники и виды оригами:
Традиционным, классическим способом складывания оригами по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. В настоящее время существует четыре вида оригами:
1. Модульное оригами - это один из популярных видов оригами, в котором целая фигура собирается из многих частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. В этой технике обычно делаются плоские и объемные звезды. А также одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама.
2. Простое оригами – это стиль оригами, придуманный британцем Джоном Смитом, и который ограничен использование только складок горой и долиной. Этот вид обычно используют неопытные оригамисты для облегчения работы и повышения навыков.
3. Складывание по развёртке – это один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели, и далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.
4. Мокрое складывание – это техника, использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности и жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
2.2. Использование и влияние оригами на математические способности детей дошкольного возраста
Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулируют развитие памяти. Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Детям хочется запомнить как можно больше фигурок на память. При определенном опыте складывания дети держат схемы в голове, что требует значительных усилий.
Огромна роль оригами в формировании произвольности психических процессов. Ребенок в процессе складывания фигуры ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для ее достижения. Развивается целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Волевое усилие вознаграждается получением реального результата своего труда - созданной своими руками игрушки. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность. Формируется эмоционально- волевая сфера. Занятие этим видом творчества занимательный и интересный, но и очень полезный процесс для растущего детского организма. Техника оригами не только развивает воображение, мышление, конструктивные способности, но и способствует развитию математических способностей. Овладевая, техникой оригами у дошкольников развивается умение различать формы; определять пространственное расположение умение находить часть от целого.
В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить и называть центр, угол, сторона, диагональ, вертикаль, горизонталь. Одновременно дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения, у них обогащается словарь специальными терминами, развивается глазомер, точность движения рук, способствует активности, как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. Складывание фигурок развивают память ребенка, так как необходимо запомнить последовательность сборки моделей, приемы и способы складывания, но и активизируют мыслительные процессы. В процессе моделирования у ребенка возникает необходимость соотнесения символов (показ приемов складывания) со словесными обозначениями (объяснениями приемов складывания) и перевода их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Нужно начинать моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Демонстрировать складывание с помощью большого квадрата, с одной стороны белого, с другой – цветного.
На первых занятиях складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный). Постепенно приучать детей к условным знакам, схемам. Правильно нужно используйть математические термины, используемые при моделировании (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, равные углы, равные фигуры, подобные треугольники, прямой угол, острый угол, тупой угол, биссектриса угла, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ и др.) Знакомство с условными знаками, схемами обязательно пригодится детям и в дальнейшем. Работая со схемами, дети познают элементы геометрии, черчении. Занятия должны быть посильными, привлекательными и полезными. Подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания фигурок производятся по стандартной схеме получения одной из базовых форм, далее комбинирование вариантов приводит к появлению бесконечных моделей оригами. Это очень роднит с математикой. Японское искусство оригами очень широко вошло в нашу российскую жизнь и стало неотъемлемой частью для интеллектуального и познавательного развития.
Многие педагоги, систематически используя технику оригами, пришли к выводам, что оригами действительно способствует развитию моторики рук, мышления и воображения, а также развитию математических способностей. Дети получают хорошие навыки работы с бумагой, знакомятся с такими понятиями как угол, центр, середина и т. д., называют действия: отогнуть, согнуть, вложить. Повышается познавательный уровень детей.
В изучение математических способностей большой вклад внесли такие исследователи в области педагогики, психологии как: С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Бинэ, Э. Трондайк, Г. Ревеш, А. Пуанкаре и Ж. Адамар и др.
В процессе выполнения курсовой работы ставили цель: теоретически обосновать возможности использования оригами как средства развития математических способностей у детей дошкольного возраста. В процессе изучения научно методической литературы по теме исследования была установлена связь между искусством оригами и математикой. Было доказано, что оригами способствует развитию мелкой моторики, пространственного воображения, креативного мышления, логического мышления, абстрактного представления готового изделия, познавательной активности и творческих способностей. Многие люди воспринимают оригами как способ изготовления украшений интерьера или подарка для друзей и близких, но мало кто задумывается, что это древнее искусство складывания фигур из бумаги тесно связано с математикой. В сложенном виде оригами есть не что иное, как многогранник - фигура с множеством плоских поверхностей. А сам процесс изготовления из бумаги даже самой простой формы - это решение простейших геометрических задач на построение. Ведь складывая фигуры из бумаги, дошкольники знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом и т.п., учатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника. Ребенку гораздо в большей степени приходится смотреть на окружающий мир «математическим взглядом», нежели взрослому человеку. Причина заключается в том, что за короткий период детскому мозгу необходимо разобраться с формами и размерами, геометрическими фигурами и пространственной ориентацией, уяснить их характеристики и отношения. Оригами и математика, словно две сестры, которые не терпят неточности и поспешности. Само оригами дает полет фантазии, а математика эту фантазию облачает в платье науки. Таким образом цель исследования достигнута.
2. Белых В.А. Математика для дошкольников. Подготовительная группа. ФГОС / под ред. Фоминичев Антон - Москва : Феникс-Премьер , 2017 г- 16 с. SBN: 978-5-222-24254-4
3. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - Москва. : Мартин , 2015. - 177 c. SBN 978-5-8475-0746-2
4. В. Н. Дегтева Оригами с детьми 3-7 лет / г Озерск: Мозаика-Синтез, 2017- с. 125 SBN: 978-5-4315-0119-7
5. Выгонов В.В. Оригами для малышей : 5+ ФГОС ДО / под ред. Козлова М. А. - Москва. : «Экзамен» , 2016. - 12с.SBN:978-5-377-09308-4
6. Дени Гийом ОРИГАМИ. Большая иллюстрированная энциклопедия / по ред. Николаенко А. Москва : ЭКСМО 2019-256с. SBN: 978-5-04-100443-9
7. Зайцева А. «Техники работы с бумагой : большая энциклопедия» / Издательство : Эксмо 2016 SBN: 978-5-699-39743-3
8. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное) , испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2019. — c. 336 SBN 978–5-4315-1576-7
9. Ирина Попова Все , что нужно знать малышам от 4-7 лет / Москва : АСТ , 2015 г-160с. SBN: 978-5-17-088374-5
10. Истомина, Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. / под ред. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c. SBN: 978-5-418-00053-8
11. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учеб. - метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / под ред. Пронин Д.А. - Москва. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 c. SBN: 9785994905098
12. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - Москва. : Сфера, 2016. - 112 c. SBN 978-5-9949-1058-0
13. Копнина, П. С. Оригами и математика / под ред. Ахметов Ильдар Геннадьевич — Казань : «Издательство Молодой ученый» 2018. С. 37 -39.
14. Музалевская Ю.В. Чудеса оригами / под ред. Новицкас Любовь –Москва : Лабиринт , 2016 г. - 96с. SBN: 978-5-9287-2695-9
15. Мурченко Н.А. Познавательное развитие. Формирование математических представлений у детей. Подготовительная группа / Волгоград : Учитель 2019 – 24с. SBN: 4640018258282
16. Психология : Слов. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва. , 2017
17. Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами / под ред. Темофеева Т.В. –Москва : Айрис-пресс, 2016. - 237 c. SBN: 5-7836-0481
18. Соколова С.В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Москва : Детство-Пресс 2017. - 368 с. SBN: 5-89814-155-3
19. Соколова C.В. : Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ФГОС / под ред. Кожина Н. С. - Москва : Детство - Пресс , 2015 г. - 48с. SBN: 5-89814-238
20. Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. // Педагогика : традиции и инновации — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 59 - 63. SBN 978-5-906873-63-7
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.