Конспект урока по теме «Число и цифра 2»
Оценка 4.6

Конспект урока по теме «Число и цифра 2»

Оценка 4.6
doc
28.02.2020
Конспект урока по теме «Число и цифра 2»
Сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и целым.
«Число и цифра 2».doc

Тема: «Число и цифра 2»

Основные цели:

1) сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и целым;

2) повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение и аналогия.

 

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

-        Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Цифирии. А поможет нам в этом один сказочный человечек. Угадайте, как его зовут:

«Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом проведет, там заметку кладет». (Карандаш.)

Учитель вывешивает на доске рисунок Карандаша

-        Веселый Карандаш предлагает нам отправиться в Цифирию на ракете.

Учитель вывешивает картинку с изображением ракеты.

-        А ракета непростая:

 

 

 

 

 


-        А что мы будем делать в путешествии? (Узнавать что-то новое, повторять наши знания.)

-        Как мы должны стараться узнавать новое? (Мы должны сами понять, чего мы не знаем, и самим открыть новое знание.)

-        Что вам может помочь? (Уже имеющиеся знания, смекалка, ум, помощь учителя, …)

-        Давайте вспомним, какие слова с прошлого урока встретились в стихотворении? (Один, единица).

-        Какое свойство предметов они обозначают? (Количество).

-        В стране Цифири мы продолжим изучение количественных свойств предметов.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Повторение соотношений между частью и целым.

Учитель организует работу учащихся в парах.

-        Веселый Карандаш просит нас помочь ему построить ракету из деталей.

Учитель предлагает детям рассмотреть детали и назвать их.

 

 


Далее работа организуется в парах. Одна пара работает у доски, остальные на местах.

-        Отберите себе из геометрического лото такие же фигуры.

Учащиеся составляют такой же ряд фигур из геометрического лото.

-        Чем похожи все фигуры? (Размером.)

-        Чем отличаются? (Цветом и формой.)

-        На какие группы можно разбить все фигуры? (На красные и желтые, треугольники и круги.)

Учитель вывешивает пять листов с изображение мешков, учащиеся раскладывают такие же у себя на столах.

-        Почему два мешочка маленькие, а один большой? (Маленькие – части, большой – целое.)

-        На какие группы мы можем разбить все фигуры? (По цвету, по форме.)

-        Разбейте фигуры по цвету. Какие группы получатся? (Желтые фигуры и красные.)

-        Положите в первый мешочек желтые фигуры.

-   Положите во второй мешочек красные фигуры.

- Чтобы из этих фигур получить ракету, какое действие надо выполнить? (Сложение, соединение частей.)

-        Обведите фигуры в маленьких мешках, затем переложите фигуры в большой мешок.

Учащиеся обводят геометрические фигуры и перекладывают их в большой мешок.

-        Составьте из этих деталей ракету в большом мешке.

-    Составьте действие, которое выполняли.

-        Проверьте с помощью эталона сложения, не потерялись ли детали. Назовите еще раз части и целое.

-        Перед полетом давайте проверим, хорошо ли собрана наша ракета. Положите перед собой мешочек-целое. Удалим из целого круг. Какое действие выполнили? (Вычитание.)

-        Составим это действия, используя математические знаки и геометрические фигуры. Возьмите не использованный лист с изображением мешка – части. Переложите в него круг.

-        Что надо сделать, чтобы не забыть, что мы взяли круг из целого? (Нужно сначала его обвести в мешке – целом, а затем переложить в часть.)

-        Выполните задание сами.

-  Что получилось в результате в третьем мешочке? (Три треугольника.)

-        Проверьте по эталону, не потерялись ли детали.

-        Назовите целое и части на этом рисунке.

2) Актуализация представлений о количестве как о свойстве предметов и способе сравнения групп предметов.

-        Положите перед собой фигуры, которые остались в результате вычитания.

-        На какие группы можно их разбить? (По цвету – красные и желтые.)

-        Сколько желтых фигур? (Одна.)

-        Как можно обозначить это количество? (С помощью одной точки и цифрой 1.)

Итак, что мы с вами повторили при подготовке к полету? (Запись числа один, разбиение фигур на группы, действия сложения и вычитание.)

-        Как вы думаете, почему именно это мы повторили при подготовке к полету? (Нам это понадобиться, когда мы будем открывать что-то новое.)

-        Хотите узнать, что вы будете изучать?

3) Пробное действие.

-        Сколько красных треугольников у вас на столах? (Два.)

-        опробуйте обозначить это количество графически и цифрой.

-        Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет вариантов?

-        У кого есть предложения? (Учащиеся показывают свои варианты.)

-        Что вы видите? (Мы по-разному обозначаем число два. По-разному пишем цифру.)

-        А кто же из вас прав? (Мы не знаем.)

-        Значит, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)

3. Выявление места и причины затруднения.

-        Вернемся к нашему заданию. Что нужно было сделать? (Обозначить число 2 точками и цифрой).

-        В чем у нас затруднение? (Мы по-разному обозначили это число)

-        Почему возникло это затруднение? (Мы раньше не записывали число два, у нас нет эталона, не знаем как правильно.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-        Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Научиться обозначать число два точками и цифрой.)

-        Тема нашего урока «Число и цифра 2».

-        Приходилось ли нам раньше обозначать числа таким образом? (Да, мы обозначали таким способом число один).

-        Как мы это делали? (Договорились о том, какой следует выбрать графический знак и как писать цифру 1.)

-        Куда мы можем обраться, чтобы посмотреть, как же принято обозначать число два? (мы можем воспользоваться учебником.)

-        Что мы должны будем сделать с нашим «открытием»? (Оформить на эталоне.)

5. Реализация построенного проекта.

-        Итак, давайте откроем учебник на стр. 29 и посмотрим, как же люди договорились записывать число два?

-        Рассмотрите, как обозначено число два с помощью точек на кубике вверху страницы. (Число два обозначается двумя точками.)

-        Как расположены точки? (Одна точка в верхнем левом углу клеточки, другая в нижнем правом углу.)

-        Рассмотрите образец записи цифры два в прописи.

-        У всех получилась цифра два, похожая на образец?

-        Чему мы должны научиться? (Писать цифру два как в образце.)

-        Откуда начнем писать цифру два? (Чуть выше середины клеточки).

-        Продолжим работу на файлах. Поставим точку чуть выше середины клеточки.

-        Как должны двигаться дальше? (Вверх).

-        Правильно. Ведем руку вверх до верхней линии клеточки и делаем закругление в верхнем правом углу клеточки.

-        Опускаем линию на середину нижней границы клеточки и вправо проводим волнистую линию.

-        Заканчиваем написание цифры чуть выше нижнего правого угла клеточки.

-        Молодцы! Вы хорошо написали цифру два.

-        Что обозначает эта цифра? (Число два).

-        На что похожа цифра два? (На лебедя, змею, …)

-        Давайте вспомним, с чего мы начинали написание цифры. (Ставили рабочую точку чуть выше середины клеточки.)

-        Начало наших действий я отмечу звездочкой.

-        Что делали дальше?

Дети проговаривают алгоритм написания цифры, а учитель указывает движение стрелочками на листе бумаги на доске, где написана цифра два.

-  Как мы договорились обозначать число два? (Точками и цифрой два).

-        Какой подарок мы можем доставить жителям страны Цифирии? (Эталон числа два.)

-        Теперь, когда детали ракеты проверены и сосчитаны, мы можем отправиться в страну Цифирию.

Физкультминутка.

-        Жители Цифири тоже хотят сделать нам подарок: познакомить с тем, из каких частей состоит число два.

-        Возьмите рабочие тетради и откройте их по закладке. Найдите первую рабочую строку. Рассмотрите рисунок. Какие фигуры лежат в первом мешке? (Один желтый треугольник.)

-        Какие фигуры лежат во втором мешке? (Один зеленый круг.)

-        Какое действие нужно выполнить? (Сложение).

-        Что поможет выполнить действие сложения? (Эталон сложения).

-        Нарисуйте нужное количество фигур в целом.

-        Сколько фигур нарисовали в 3 мешочке? (Две фигуры – желтый треугольник и зеленый круг.)

-        Проверьте себя. (Соединяют фигуры ниточками).

-        Каким способом можно обозначить количество предметов в каждом мешочке? (Точками, цифрами).

-        Обозначим сначала точками и запишем пример в тетради, отступив от рисунка вниз одну клеточку.

-        Проверьте себя. Соединим точки с предметами.

-        Прочитаем получившуюся запись. К одному предмету прибавить еще 1 предмет, получится два предмета.

-        Запишем этот пример цифрами, отступим от предыдущей записи вниз одну клеточку.

-        Назовите и подчеркните в последней записи целое и части.

-        Как же получить число два? (К одному прибавить один).

- Как иначе называют два предмета? (Пара). Приведите примеры предметов окружающей обстановки, о которых можно сказать, что их пара. (Пара глаз, пара ушей, пара рук, ног и т. д.)

-        Найдите вторую рабочую точку. Рассмотрите рисунок на этой строчке. Какое действие необходимо выполнить? (Вычитание.)

-        Из чего состоит целое? (Из синего прямоугольника и красного квадрата.)

-        Какую часть мы вычтем? (Мы должны вычесть красный квадрат.)

-        Найдите другую часть.

-        Итак, удалось ли нам преодолеть затруднение? (Да.)

-        Что вы только что узнали? (Обозначение числа два, состав числа два.)

-        Посмотрите, сколько всего вы узнали, а вы уверены, что все это запомнили? Что необходимо сделать? (Нужно потренироваться.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Работа в прописи.

-        Ребята, Веселый Карандаш тоже хочет потренироваться в написании цифры два. Напомните ему, как вы ее записывали. Начнем работу с первой строки. Что нам поможет вспомнить порядок записи цифры два? (Эталон обозначения числа два.)

-        С чего начнем писать цифру два? (Поставим точку чуть выше середины клеточки).

-        Давайте выберем среди ваших цифр Королеву Красоты. Сравним свою работу с образцом и поставим зеленой ручкой черту над той цифрой, которая больше всего похожа на образец. Поднимите руку, кто нашел у себя Королеву Красоты?

-        А теперь попробуйте решить веселые задачки:

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

-        Что находили в задаче – целое или часть? (Целое.) С помощью какого действия? (Сложения.) Подчеркните в решении целое и части.

Утка морковку в корзине несла,

Этой покупкой довольна была.

Если морковку еще ей купить,

Сколько их будет? Ты можешь сложить?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-        Молодцы! Вы хорошо потренировались. А теперь пришло время попробовать свои силы в самостоятельной работе. Как вы думаете, зачем? (Чтобы проверить себя, как мы научились.)

1) № 1.

-        Рассмотрите рисунок. Какое задание надо выполнить? (Записать цифру, которая обозначает данное количество предметов под каждой картинкой).

-        Сравните свою запись с образцом.

-        Если вы неверно записали число под рисунком, зачеркните его зеленым карандашом, а рядом напишите число, которое записано в образце. Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на полях рядом с заданием «?». Не огорчайтесь, у вас еще все получится.

-        Кто выполнил задание верно? Поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (У нас хорошо получается писать цифру два.)

2) № 2.

-        Рассмотрите рисунки этого номера. Какое задание надо выполнить? (Зарисовать в мешочках нужные фигуры, а в пустых клеточках записать число, которое получится в результате действий сложения и вычитания.)

-        Сравните свою запись с образцом.

-        Если вы допустили ошибку в решении или записи, зачеркните ее зеленым карандашом, а рядом напишите верный результат, как в образце. Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руку.) Поставьте на полях рядом с заданием «?». Мы еще потренируемся, и у вас все получится.

-        Кто выполнил задание верно? Поставьте «+».

-        Молодцы! Вы поняли состав числа два.

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа с учебником, 3.

-        Рассмотрите задание.

-        Выполним действие сложения с числами. Что поможет нам выполнить это задание? (Эталон состава числа два).

-        Какое число запишем в окошко? (Один) Почему? (Потому что два – это один и еще один).

-        Запишите число. Назовите и подчеркните в записи целое и части.

-        Проверьте себя. Заполните мешочки геометрическими фигурами.

-        Сколько предметов нарисовали в 1-ой части? (Один.) Во 2-ой части? (Один.)

-        Сколько предметов нарисовали в целом? (Два.)

-        Выполним действие вычитание. Какое число запишем в окошко? (Один.)

-        Почему? (Два – это один и еще один. Если из двух вычесть один, получится один.)

-        Проверьте себя. Заполните мешочки геометрическими фигурами.

-        Сколько предметов нарисовали в целом? (Два.)

-        Сколько предметов нарисовали во 2 мешочке? (Один.) В 3 мешочке? (Один.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-        Что нового узнали сегодня в стране Цифирии? (Как обозначать число два с помощью точек и цифрой.)

-        Покажите на эталоне.

-        Как иначе называют два предмета? (Пара.)

-        Кто научился писать цифру два? (Дети поднимают руки.)

-        Что подтверждает ваши слова? (Верно выполненное первое задание в самостоятельной работе.)

-        Что еще узнали о числе два? ( Как составить число два.)

-        Расскажите. (К одному прибавить еще один.)

-        Кому из вас в нашем путешествии удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.

-        Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:

красная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;

желтая точка – работал с классом, допустил 1-2ошибки;

зеленая точка - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;

синяя точка – не включался в работу класса.


Тема: «Число и цифра 2» Основные цели: 1) сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и…

Тема: «Число и цифра 2» Основные цели: 1) сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и…

Учитель вывешивает пять листов с изображение мешков, учащиеся раскладывают такие же у себя на столах

Учитель вывешивает пять листов с изображение мешков, учащиеся раскладывают такие же у себя на столах

Вернемся к нашему заданию. Что нужно было сделать? (Обозначить число 2 точками и цифрой)

Вернемся к нашему заданию. Что нужно было сделать? (Обозначить число 2 точками и цифрой)

Жители Цифири тоже хотят сделать нам подарок: познакомить с тем, из каких частей состоит число два

Жители Цифири тоже хотят сделать нам подарок: познакомить с тем, из каких частей состоит число два

Утка морковку в корзине несла,

Утка морковку в корзине несла,

Покажите на эталоне. -

Покажите на эталоне. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020