Самоконтроль и взаимоконтроль на уроке.
учитель начальных классов
КГУ ОШ №117 г. Алматы Укуманова Д.Е.
Каждый учитель ставит вопрос: Как научить детей учиться? Как научить детей самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью? Хочется научить детей умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.
Психолог П.Я. Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль, а чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого критерии и приемы, общий путь и последовательность».
Многие школьники считают проверку знаний работой учителя или родителя. Дети не имеют привычки проверять себя. Для этого ученикам даются понятия самоконтроль и взаимоконтроль. Самоконтроль – умение оценивать свою работу. Все ли я сделал? Верно ли я ответил?
Взаимоконтроль может быть двух направлений - контроль по продукту и контроль по процессу. Контроль по продукту – это контроль за качеством знаний, умений и навыков ученика. Контроль по процессу – это создание алгоритма действия ученика, прием работы при выполнении задания. Этот контроль дает возможность выяснить причины трудностей в обучении у учеников. Чтобы помочь ученику в выполнении работы нужно с детьми создавать памятки с планом ответов, ходом рассуждения, где можно цифрами обозначить все этапы ответа ученика. Во время ответа ребенка у доски все внимательно слушают и отмечают правильность ответа по каждому этапу. После ответа совместно с детьми ответ ученика исправляется и уточняется, что дает возможность сконцентрировать внимание учащихся на ответе одноклассника, вместе с ним рассуждать и следить за правильностью ответа и одновременно закреплять свои умения и навыки по данной теме. Поэлементный анализ носит обучающий характер, а учет результатов такого анализа дает возможность наглядно представить уровень знаний, умений и навыков, а также оперативно вмешаться в ход усвоения материала.
Этот процесс я организую на уроках. Например, группам детей даются упражнения, в которых надо вставить пропущенные падежные окончания имен существительных. Выбранный ученик группы называет слово с пропущенной орфограммой и работая с памяткой вполголоса объясняет, какое следует написать окончание и почему. Затем ведущую роль передают следующему ученику. Эта работа позволяет выработать у детей взаимопроверку выполнения работ и закрепить детьми учебный материал. Проверку работ также можно осуществить путем передачи своих работ ученикам другой группы.
Например: Карточка по русскому языку. Правописание падежных окончаний у имен существительных.
Задание: вставь пропущенное окончание. За молок…., по дорог…, у дорог…, от елк…, к елк…, с сирень…, о мам…, до рек…, в тарелк… Алгоритм выполнения задания: 1.Определи часть речи 2.Поставь слово в начальную форму (в И.п.) 3.Определи склонение 4.Определи падеж 5. Проверь окончание по таблице падежных окончаний 6. Вставь нужное окончание |
На этапе формирования навыка используются карточки с показом алгоритма действия, на этапе закрепления навыка карточка уже без алгоритма.
Коллективно обсуждается и характер практического материала, на котором можно проверить умения. Можно добавить задания творческого характера: теперь с данными словами в нужном падеже составьте предложения. Сущность этого этапа заключается в сопоставлении учебной цели с результатом.
- Что в этой теме главное? Что следовало понять? Чему научиться? Что я понял? Что умею? Чего не умею? Почему?
Например : карточка по математике:
Выполни письменное деление 689:13 |
Алгоритм выполнения: 1.Выдели неполное делимое 2.Установи высший разряд частного и определи количество цифр в нем. 3. Округли делитель и замени его произведением двух множителей, один из которых единица с нулями 4. Найди первую цифру высшего разряда частного, для чего узнай, сколько единиц этого разряда разделили, а затем узнай, сколько единиц этого разряда не разделили. Проверь пробную цифру частного. 5. Выдели второе неполное делимое и продолжай деление в таком же порядке до конца. 6. Назови пример и частное. |
Работа в группах реализует и принцип воспитания в процессе обучения. Работая в команде происходит взаимное общение . Оно и вырабатывает у детей внимательное отношение друг к другу, готовность оказать помощь тому, кто нуждается. Например: даю на группу решить пример на время:
356Х679 + 896764:1958=
После выполнения этой работы ставлю задачу перед детьми : Как можно сократить время решения? Дети смогли распределить свои действия между собой, осуществили взаимоконтроль и помогли отстающим товарищам.
Совместная работа на уроке усиливает взаимоконтроль и самоконтроль, осуществляет рефлексивный контроль и предварительную оценку себя, усвоения материала. Эта работа дает возможность самому учащемуся провести коррекцию собственной учебной деятельности , получить ответы на возникающие вопросы и поставить перед собой конкретные задачи по устранению пробелов в знаниях. При этом систематизируется и обобщается учебный материал.
Результаты такого обучения дают очень хороший результат, который надо применять на уроках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.