Самоконтроль на уроках английского языка
Оценка 4.6

Самоконтроль на уроках английского языка

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
английский язык
5 кл—11 кл
26.11.2020
Самоконтроль на уроках английского языка
В данной работе мы рассматриваем роль самоконтроля на уроке английского языка, его виды и значение.
защита.docx

Самоконтроль на уроках английского языка

     В настоящее время самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста – типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешного занимающихся школьников.

     Стандарт среднего общего образования по иностранному языку определяет требования к метапредметным результатам обучения. Согласно этому документу «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в  процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке»

    В процессе обучения иностранному языку учащимся постоянно приходится сталкиваться с таким понятием как самоконтроль и самооценка.

Выбор темы нашего исследования обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю состоит в слабой материальной базе, так как задания полностью направленные на усвоение сущности приемов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому.

Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Петр Яковлевич Гальперин

Проблема исследования: определение оптимальных способов формирования навыков самоконтроля учащихся в организации учебного процесса.

Цель: проанализировать понятия контроля и самоконтроля и выявить условия для успешной их организации.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в среднем звене средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – контроль и самоконтроль знаний и умений учащихся в процессе обучения английскому языку на среднем этапе.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

1)         определить содержание понятий контроль, самоконтроль, оценка, проверка, форма контроля в доступных педагогических трудах;

2)         выявить способы формирование навыков самоконтроля у учащихся;

3)         проанализировать работу по формированию навыков самоконтроля в учебно-методическом комплексе“Spotlight”.

      Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методического комплекса                “ Spotlight ”.

      Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.

     Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

    «Контроль» в широком смысле слова – это компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, навыков и умений обучаемого. В узком смысле слова «контроль» - это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе.

     Контроль выполняет следующие функции: а) обучающую; б) диагностическую; в) корректировочную; г) управленческую; д) оценочную; е) стимулирующую; ж) собственно контролирующую (проверочную)

В обучении иностранным языкам используется следующие виды контроля:

 а) текущий (на каждом уроке);

 б) тематический (после темы);

 в) периодический (после крупных разделов);

 г) итоговый (накануне перевода в следующий класс).

Письменный и устный контроль.

Фронтальная форма – одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. (пис. и устн)

Индивидуальный  контроль также должен быть направлен на выявление умения решать  коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности. Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в  напряжении весь коллектив.

     Индивидуальный контроль при чтении и аудировании также следует включать в коммуникативную деятельность, когда понимание текста является лишь отправным моментом для решения задач более широкого плана: использовать информацию, содержащуюся в тексте, в высказывании по теме, сделать иллюстрации  к  тексту, написать реферат, рецензию

парная работа полезна для диалогической речи

Самоконтроль – это способность человека регулировать производимое им действие.

Самоконтроль включает в себя такие действия, как самонаблюдение, самоанализ, сличение речевых действий с эталонами, самокоррекция, самооценка.

Наиболее важным условием организации процесса формирования самоконтроля и самооценки учебных действий школьников является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки.

следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, комбинированная.

При фронтальном самоконтроле и самооценке учащиеся выполняют упражнение, затем контролируют его выполнение сообща, всем классом

Группе учащихся. Выполненное упражнение им необходимо соотнести с требуемым результатом. Учащиеся исправляют ошибки сначала каждый у себя, а затем при совместном обсуждении.

Индивидуальная организация самоконтроля предполагает выполнение учащимися упражнений по одной программе, контроль и оценка каждым своего задания по единому плану и образцу.

Может быть сочетание форм

Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: «Верно ли я ответил?» и «Всё ли я ответил?». Мы считаем, что этих двух точек зрения мало для объективного оценивания своей работы. Оценивать ответ следует по пяти пунктам: а) правильность; б) полнота; в) последовательность; г) прочность; д) понятность

Виды контроля

Возможные формы организации контроля

Задачи контроля (с позиции ученика, учителя и администрации)

Характер заданий

Предварительный контроль

·  Устный

·  Письменный

·  Индивидуальный

·  Групповой

·  Определить:

а) реальный уровень коммуникативных умений на родном и/или иностранном языке, мотивации по предмету;

б) уровень способностей и общеучебных умений.

·  Познакомиться с новыми требованиями и условиями обучения

·  Заранее подготовленные творческие задания (на родном и/или иностранном языке)

·  Тесты и собеседования


 

Продолжение таблицы

Виды контроля

Возможные формы организации контроля

Задачи контроля (с позиции ученика, учителя и администрации)

Характер заданий

Текущий контроль

·  Индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы работы на уроке (в устной или письменной форме)

·  Домашние задания

·  Проектные формы работы

·  Скрытый контроль с использованием игр

·  Самоконтроль

·  Взаимоконтроль

·  Реально оценивать свои результаты и намечать перспективы работы.

·  Создавать мотивацию успеха.

·  Корректировать формирование различных коммуникативных, информационных, учебных и социальных навыков и умений у учащихся.

·  Обеспечить ротацию и повторение ранее изученного материала в новых ситуациях.

·  Развивать навыки рефлексии и самооценки.

·  Мониторинг процесса обучения и воспитания.

Различные задания на формирование и развитие языковых, речевых и социокультурных умений в устной и письменной речи в рамках изучаемых тем и ситуаций общения

Промежуточный контроль

·  Фронтальные,

индивидуальные, парные формы работы

·  Самоконтроль и взаимоконтроль

Определить:

·  Динамику в развитии комплекса коммуникативных, учебных, социальных умений у всего класса и у отдельных учащихся;

·  Пробелы в усвоении ранее пройденного материала;

·  Уровень комплексных коммуникативных и обучающих умений;

·  Систему работы школы по формированию интегрированных умений (коммуникативных, информационных, социокультурных и т. д.)

Тестовые задания и контрольные работы, собеседования, творческие виды контроля с использованием коммуникативных и общеучебных умений в устной и письменной речи

Итоговый контроль

Различные формы стандартизированных тестов (тира ЕГЭ или международных экзаменов), а также сочетание стандартизированных тестов и творческих форм работы (проекты, рефераты, доклады и т.д.)

 

     В практической части нашей работы мы будем опираться на опыт «Средней общеобразовательной школы №8» в городе Кириши (Лен. Область), где обучение иностранному языку проводится по современному учебно-методическому комплексу “Spotlight”.

Учебник соответствует всем стандартам и состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для портфолио, книги тестов.

Проанализируем упражнения, представленные в УМК “Spotlight ”.

Большая часть упражнений учебника направленна на развитие логического мышления.

     При обучении чтению в качестве контроля правильности и точности понимания текстов используется задание на поиск английских эквивалентов русских словосочетаний или предложений.

     При обучении письму в УМК широко используются письменные упражнения, как: подстановка пропущенных слов и словосочетаний, лексических и грамматических трансформаций, выделения и фиксирование ключевой информации, списывания

     При обучении аудированию Учащимся предлагается прослушать аудиотекст, а затем выполнить задания на проверку его понимания

Лексические упражнения (рецептивные):

1.         Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к деятельности в школе;

2.         Подчеркните сочетания слов, которые совпадают с вашими желаниями, с вашими интересами;

3.         Подчеркните слова, которые обозначают качество, одной чертой, а слова, обозначающие количество двумя чертами;

Грамматические упражнения (продуктивные):

1.         Поставь глагол в исходной форме (инфинитив);

2.         Скажите по-английски, кто и как играет в шахматы, плавает, рисует, помогает по дому и так далее;

3.         Закончите предложения, поставив глагол в соответствующем времени.

     Процесс самоконтроля нельзя рассматривать отдельно на каких-либо упражнениях, он идет параллельно с отработкой других умений.

наиболее эффективных средств контроля вообще, и  са¬мо¬конт¬роля в частности по праву считается тест.

1.  Учащимся дается задание составить задание  для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задания ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задание, и в позиции ученика, который  делает это задание. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно в себе содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.

 

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Это заставляет ученика анализировать свои знания.

 

3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.

 

Выводы

     Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение контроля заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.

2.         Формирование самоконтроля - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и тому подобное),

     Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.  Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить.  У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений.

 

 


 

Самоконтроль на уроках английского языка

Самоконтроль на уроках английского языка

Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методического комплекса…

Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методического комплекса…

Самоконтроль – это способность человека регулировать производимое им действие

Самоконтроль – это способность человека регулировать производимое им действие

Продолжение таблицы Виды контроля

Продолжение таблицы Виды контроля

Spotlight ”. Учебник соответствует всем стандартам и состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для портфолио, книги тестов

Spotlight ”. Учебник соответствует всем стандартам и состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для портфолио, книги тестов

Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение

Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020