Самоконтроль на уроках английского языка
В настоящее время самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста – типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешного занимающихся школьников.
Стандарт среднего общего образования по иностранному языку определяет требования к метапредметным результатам обучения. Согласно этому документу «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке»
В процессе обучения иностранному языку учащимся постоянно приходится сталкиваться с таким понятием как самоконтроль и самооценка.
Выбор темы нашего исследования обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль.
Актуальность проблемы обучения самоконтролю состоит в слабой материальной базе, так как задания полностью направленные на усвоение сущности приемов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Петр Яковлевич Гальперин
Проблема исследования: определение оптимальных способов формирования навыков самоконтроля учащихся в организации учебного процесса.
Цель: проанализировать понятия контроля и самоконтроля и выявить условия для успешной их организации.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в среднем звене средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – контроль и самоконтроль знаний и умений учащихся в процессе обучения английскому языку на среднем этапе.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
1) определить содержание понятий контроль, самоконтроль, оценка, проверка, форма контроля в доступных педагогических трудах;
2) выявить способы формирование навыков самоконтроля у учащихся;
3) проанализировать работу по формированию навыков самоконтроля в учебно-методическом комплексе“Spotlight”.
Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методического комплекса “ Spotlight ”.
Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.
«Контроль» в широком смысле слова – это компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, навыков и умений обучаемого. В узком смысле слова «контроль» - это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе.
Контроль выполняет следующие функции: а) обучающую; б) диагностическую; в) корректировочную; г) управленческую; д) оценочную; е) стимулирующую; ж) собственно контролирующую (проверочную)
В обучении иностранным языкам используется следующие виды контроля:
а) текущий (на каждом уроке);
б) тематический (после темы);
в) периодический (после крупных разделов);
г) итоговый (накануне перевода в следующий класс).
Письменный и устный контроль.
Фронтальная форма – одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. (пис. и устн)
Индивидуальный контроль также должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности. Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив.
Индивидуальный контроль при чтении и аудировании также следует включать в коммуникативную деятельность, когда понимание текста является лишь отправным моментом для решения задач более широкого плана: использовать информацию, содержащуюся в тексте, в высказывании по теме, сделать иллюстрации к тексту, написать реферат, рецензию
парная работа полезна для диалогической речи
Самоконтроль – это способность человека регулировать производимое им действие.
Самоконтроль включает в себя такие действия, как самонаблюдение, самоанализ, сличение речевых действий с эталонами, самокоррекция, самооценка.
Наиболее важным условием организации процесса формирования самоконтроля и самооценки учебных действий школьников является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки.
следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, комбинированная.
При фронтальном самоконтроле и самооценке учащиеся выполняют упражнение, затем контролируют его выполнение сообща, всем классом
Группе учащихся. Выполненное упражнение им необходимо соотнести с требуемым результатом. Учащиеся исправляют ошибки сначала каждый у себя, а затем при совместном обсуждении.
Индивидуальная организация самоконтроля предполагает выполнение учащимися упражнений по одной программе, контроль и оценка каждым своего задания по единому плану и образцу.
Может быть сочетание форм
Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: «Верно ли я ответил?» и «Всё ли я ответил?». Мы считаем, что этих двух точек зрения мало для объективного оценивания своей работы. Оценивать ответ следует по пяти пунктам: а) правильность; б) полнота; в) последовательность; г) прочность; д) понятность
Виды контроля |
Возможные формы организации контроля |
Задачи контроля (с позиции ученика, учителя и администрации) |
Характер заданий |
Предварительный контроль |
· Устный · Письменный · Индивидуальный · Групповой |
· Определить: а) реальный уровень коммуникативных умений на родном и/или иностранном языке, мотивации по предмету; б) уровень способностей и общеучебных умений. · Познакомиться с новыми требованиями и условиями обучения |
· Заранее подготовленные творческие задания (на родном и/или иностранном языке) · Тесты и собеседования |
Продолжение таблицы
Виды контроля |
Возможные формы организации контроля |
Задачи контроля (с позиции ученика, учителя и администрации) |
Характер заданий |
Текущий контроль |
· Индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы работы на уроке (в устной или письменной форме) · Домашние задания · Проектные формы работы · Скрытый контроль с использованием игр · Самоконтроль · Взаимоконтроль |
· Реально оценивать свои результаты и намечать перспективы работы. · Создавать мотивацию успеха. · Корректировать формирование различных коммуникативных, информационных, учебных и социальных навыков и умений у учащихся. · Обеспечить ротацию и повторение ранее изученного материала в новых ситуациях. · Развивать навыки рефлексии и самооценки. · Мониторинг процесса обучения и воспитания. |
Различные задания на формирование и развитие языковых, речевых и социокультурных умений в устной и письменной речи в рамках изучаемых тем и ситуаций общения |
Промежуточный контроль |
· Фронтальные, индивидуальные, парные формы работы · Самоконтроль и взаимоконтроль |
Определить: · Динамику в развитии комплекса коммуникативных, учебных, социальных умений у всего класса и у отдельных учащихся; · Пробелы в усвоении ранее пройденного материала; · Уровень комплексных коммуникативных и обучающих умений; · Систему работы школы по формированию интегрированных умений (коммуникативных, информационных, социокультурных и т. д.) |
Тестовые задания и контрольные работы, собеседования, творческие виды контроля с использованием коммуникативных и общеучебных умений в устной и письменной речи |
Итоговый контроль |
Различные формы стандартизированных тестов (тира ЕГЭ или международных экзаменов), а также сочетание стандартизированных тестов и творческих форм работы (проекты, рефераты, доклады и т.д.) |
В практической части нашей работы мы будем опираться на опыт «Средней общеобразовательной школы №8» в городе Кириши (Лен. Область), где обучение иностранному языку проводится по современному учебно-методическому комплексу “Spotlight”.
Учебник соответствует всем стандартам и состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для портфолио, книги тестов.
Проанализируем упражнения, представленные в УМК “Spotlight ”.
Большая часть упражнений учебника направленна на развитие логического мышления.
При обучении чтению в качестве контроля правильности и точности понимания текстов используется задание на поиск английских эквивалентов русских словосочетаний или предложений.
При обучении письму в УМК широко используются письменные упражнения, как: подстановка пропущенных слов и словосочетаний, лексических и грамматических трансформаций, выделения и фиксирование ключевой информации, списывания
При обучении аудированию Учащимся предлагается прослушать аудиотекст, а затем выполнить задания на проверку его понимания
Лексические упражнения (рецептивные):
1. Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к деятельности в школе;
2. Подчеркните сочетания слов, которые совпадают с вашими желаниями, с вашими интересами;
3. Подчеркните слова, которые обозначают качество, одной чертой, а слова, обозначающие количество двумя чертами;
Грамматические упражнения (продуктивные):
1. Поставь глагол в исходной форме (инфинитив);
2. Скажите по-английски, кто и как играет в шахматы, плавает, рисует, помогает по дому и так далее;
3. Закончите предложения, поставив глагол в соответствующем времени.
Процесс самоконтроля нельзя рассматривать отдельно на каких-либо упражнениях, он идет параллельно с отработкой других умений.
наиболее эффективных средств контроля вообще, и са¬мо¬конт¬роля в частности по праву считается тест.
1. Учащимся дается задание составить задание для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задания ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задание, и в позиции ученика, который делает это задание. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно в себе содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.
2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Это заставляет ученика анализировать свои знания.
3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.
Выводы
Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение контроля заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.
2. Формирование самоконтроля - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и тому подобное),
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.