Данная статья посвящена рассмотрению понятия социокультурной компетенции, способах ее формирования при обучении английскому языку в условиях реализации требований ФГОС, что будет способствовать подготовке учащихся к успешной самореализации в поликультурном мире, используя английский язык как средство. В статье приводятся примеры из собственного педагогического опыта учителя.Данная статья посвящена рассмотрению понятия социокультурной компетенции, способах ее формирования при обучении английскому языку в условиях реализации требований ФГОС.
Савинова О.А.,
учитель английского языка МБОУ Печерская СШ,
Смоленский район, Смоленская область
Российская Федерация
Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами
английского языка
Современный человек живёт в многополярном мире и поликультурном
пространстве. Диалог культур стал особенно актуальным в ХХI веке,
особенно в свете последних событий в мире. Сформированность
социокультурной компетенции как способности понять и принять другую
культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в
современном мире. Изменение статуса иностранного языка в системе
школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе
учителей, переосмысление методики преподавания на современном этапе
развития общества. При современном подходе к обучению иностранный язык
рассматривается в качестве средства, стимулирующего процесс познания и
развития личности обучающегося, а не только как инструмент коммуникации.
В соответствии с ФГОС, задача учителя иностранного языка сегодня
заключается в обеспечении условий для подготовки учащихся к
эффективному участию в диалоге культур, который предполагает не только
приобщение к иной культуре, но и осознание особенностей культурных
традиций своей страны и умение достойно представлять её при общении с
представителями других стран. Обучение иностранному языку опирается на
принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры,
что является одним из важных приоритетов в компетентностно
деятельностном подходе современного обучения.
Основной проблемой стоящей перед учителем является тот факт, что
учащиеся попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к
сожалению, является искусственной. В таких условиях непросто подготовить
учеников к эффективному участию в диалоге культур. Налицо следующие
объективные трудности:
а) отсутствие языковой среды;
б) рамки урока;
в) недостаток страноведческого материала в УМК;
г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.
Для успешного формирования социокультурной компетенции учащихся в
английском языке, необходимо снятие этих трудностей. В условиях
школьного обучения иностранному языку добиться этого, на мой взгляд,
возможно только через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.В процессе обучения языку постоянно ведётся поиск эффективных
путей и способов развития социокультурной компетенции вне естественной
языковой среды. Основными компонентами образовательной среды являются
аутентичные УМК, журналы, газеты, письма, фото, предметы быта,
аудиовизуальные материалы, ИКТ. Погружение в виртуальное пространство –
очень эффективное средство развития социокультурной компетенции
учащихся. Такой интерактивной языковой средой выступает Интернет. Он
является безграничным банком информации. Существует множество
Интернетресурсов, в которых можно найти адреса сайтов, посвящённых
обучению иностранным языкам.
Обучая языку очень важно знакомить учащихся с англоязычной
литературой, творчеством известных писателей. С удовольствием ребята
читают произведения и в переводе, и в подлиннике, делают собственные
переводы. Среди наших проектов есть театральные постановки «Алиса в
стране чудес», «Красная шапочка», короткометражный фильм
по
произведению Бернарда Шоу «Пигмалион».
Наши ученики становятся призёрами и победителями различных
конкурсов. Одним из таких конкурсов является конкурс издательства
Macmillan “My Summer Reads”. Для участия в нём необходимо прочитать не
менее трёх книг на английском языке, написать отзыв и снять видеоотзыв на
одну из них. Мы стали победителями в конкурсе среди преподавателей
английского языка «I Teach English with Macmillan» и наша фотография была
помещена на обложку каталога издательства.
Большое значение при обучении иностранному языку отводится
разучиванию песен. Данную работу мы часто проводим в начале урока, что
позволяет учащимся погрузиться в языковую среду, провести фонетическую,
речевую зарядку. Подобран ряд песен, помогающих усвоить английскую
грамматику. Использование песенного материала на уроках английского
языка может применяться не только для развития умений аудирования и
говорения, пополнения словарного запаса, совершенствования речевых
навыков, но и для ознакомления с элементами культуры страны изучаемого
языка. Песня должна быть аутентичной, соответствовать возрасту, интересам
и уровню подготовки учащихся. Традиционно в нашей школе проводятся Дни
науки, предметные недели, творческие мероприятия, в ходе которых ученики
с удовольствием исполняют песни на иностранном языке.
Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся
является использование видеоматериалов. Видеофильмы – это своего рода
культурные портреты страны. Аутентичность предъявляемого материала
позволяет учащимся окунуться в языковую среду, получить представление о
культуре стран изучаемого языка, особенностях речевого и неречевогоповедения, увидеть сходства и различия социокультурных аспектов своей
страны и стран изучаемого языка, тем самым совершенствовать
социокультурную компетенцию.
У нас собрана видеотека, состоящая из художественных, учебных и
документальных фильмов, рассчитанных на разные возрастные категории
учащихся. К ряду фильмов создано методическое обеспечение, опирающееся
на алгоритм работы над видеофрагментом, представленный Е.Н. Солововой.
Данный алгоритм работы состоит из преддемонстрационного,
демонстрационного и последемонстрационного этапов. Так, например,
просматривая эпизоды фильма «Маугли», ученики выполняют упражнения,
творческие задания (озвучивают эпизоды, создают иллюстрации). Завершаем
работу созданием проекта, в котором ребята делятся реальными историями о
детях, выросших среди животных.
Региональный компонент имеет большое значение как средство
формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному
опыту учащихся. На основе этого материала можно моделировать вполне
реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о родном
городе с гостем изза рубежа, проведение экскурсии для гостей на английском
языке, создание рекламного ролика или проспекта. В нашей копилке ряд
проектных работ страноведческого характера, среди которых рекламные
ролики о школе, о Смоленске, о Печерске, телекоммуникационные проекты.
Несколько проектов выложены на Интернет сайтах. Ребята с энтузиазмом
проводят экскурсии, выступая в качестве гидов.
Однако самым эффективным средством развития социокультурной
компетенции является общение с носителями языка и пребывание в стране
изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций,
обычаев и социальных норм страны.
Ежегодно мои ученики принимают участие в Зимней лингвистической
школе на базе СГУ, которая организуется в сотрудничестве с Офисом
английского языка американского посольства в Москве. Занятия проводят
преподаватели СГУ и американских университетов.
В 2014 году нам удалось получить приглашение международной
некоммерческой организации SOL посетить Великобританию и пройти
обучение в школе SOL в Англии. За 12 дней, проведённых в Великобритании,
ребята побывали в Лондоне, увидели своими глазами достопримечательности
Англии, прошли курс обучения английскому языку у британских
преподавателей. Наши ученики вместе с группой школьников из Словакии
посещали занятия и ежедневные экскурсии, вели дневники. По окончаниикурса обучения проводился конкурс дневников и проектов среди участников
из двух стран. Победителями во всех конкурсах стали ученики нашей школы.
Сформированность у школьника социокультурной компетенции
обеспечивает ему успешность и конкурентоспособность в постоянно
развивающемся социуме. Она формируется на поливариантной основе, где
один канал, по которому поступает информация, дополняется другим. И
поэтому интеграция урочной и разнообразной внеклассной деятельности
является одним из главных способов успешного формирования
социокультурной компетенции. Рассмотренные выше направления и приемы
способствуют повышению эффективности формирования у обучающихся
социокультурной компетенции средствами иностранного языка, позволяют
выполнить требования ФГОС к результатам обучения иностранному языку в
области социокультурной компетенции.
Список литературы:
1 Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс
лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М., Просвещение,
2002. – 239с.
2 Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении
английскому языку // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 725727
3 Комарова Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового
поликультурного образования средствами иностранного языка //
Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]
URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423
4 Кузьминых В.М. "Формирование социокультурной компетенции учащихся
на уроках английского языка" (http://lib.znate.ru)