Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"
Оценка 4.8

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
английский язык
5 кл—11 кл
31.03.2017
Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"
Данная статья посвящена рассмотрению понятия социокультурной компетенции, способах ее формирования при обучении английскому языку в условиях реализации требований ФГОС, что будет способствовать подготовке учащихся к успешной самореализации в поликультурном мире, используя английский язык как средство. В статье приводятся примеры из собственного педагогического опыта учителя.Данная статья посвящена рассмотрению понятия социокультурной компетенции, способах ее формирования при обучении английскому языку в условиях реализации требований ФГОС.
Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка.docx
Савинова О.А.,  учитель английского языка МБОУ Печерская СШ,  Смоленский район, Смоленская область  Российская Федерация Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка Современный человек живёт в многополярном мире и поликультурном пространстве.   Диалог   культур   стал   особенно   актуальным   в   ХХI   веке, особенно   в   свете   последних   событий   в   мире.   Сформированность социокультурной   компетенции   как   способности   понять   и   принять   другую культуру   становится   необходимым   условием   успешной   коммуникации   в современном   мире.   Изменение   статуса   иностранного   языка   в   системе школьного   образования   повлияло   на   перестановку   приоритетов   в   работе учителей,   переосмысление   методики   преподавания   на   современном   этапе развития общества. При современном подходе к  обучению иностранный язык рассматривается в качестве средства, стимулирующего процесс познания и развития личности обучающегося, а не только как инструмент коммуникации. В   соответствии   с   ФГОС,   задача   учителя   иностранного   языка   сегодня заключается   в   обеспечении   условий   для   подготовки   учащихся   к эффективному участию в диалоге культур,  который предполагает не только приобщение   к   иной   культуре,   но   и   осознание   особенностей   культурных традиций своей страны и умение достойно представлять её   при общении с представителями других стран.  Обучение иностранному языку опирается на принцип социокультурной  направленности, соизучения языка  и культуры,    что   является   одним   из   важных   приоритетов   в  компетентностно­ деятельностном подходе современного обучения. Основной проблемой  стоящей перед учителем является тот факт, что учащиеся попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. В таких условиях непросто подготовить учеников к эффективному участию  в диалоге  культур. Налицо следующие объективные трудности: а) отсутствие языковой среды; б) рамки урока; в) недостаток страноведческого материала в УМК; г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой. Для успешного формирования социокультурной компетенции учащихся в английском   языке,   необходимо   снятие   этих   трудностей.   В   условиях школьного   обучения   иностранному   языку   добиться   этого,   на   мой   взгляд, возможно только через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. В   процессе   обучения   языку   постоянно     ведётся   поиск   эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне естественной языковой среды. Основными компонентами образовательной среды являются аутентичные   УМК,   журналы,   газеты,   письма,   фото,   предметы   быта, аудиовизуальные материалы, ИКТ. Погружение в виртуальное пространство – очень   эффективное   средство   развития   социокультурной   компетенции учащихся.   Такой   интерактивной   языковой   средой   выступает   Интернет.  Он является   безграничным   банком   информации.   Существует   множество Интернет­ресурсов,   в   которых   можно   найти   адреса   сайтов,   посвящённых обучению иностранным языкам.  Обучая   языку   очень   важно   знакомить   учащихся   с   англоязычной литературой,     творчеством   известных   писателей.   С   удовольствием   ребята читают   произведения   и   в   переводе,   и   в   подлиннике,   делают   собственные переводы.   Среди   наших   проектов   есть   театральные   постановки   «Алиса   в стране   чудес»,   «Красная   шапочка»,   короткометражный   фильм     по произведению Бернарда Шоу «Пигмалион».  Наши   ученики   становятся   призёрами   и   победителями   различных конкурсов.     Одним   из   таких   конкурсов   является   конкурс   издательства Macmillan “My Summer Reads”. Для участия в нём необходимо прочитать не менее трёх книг на английском языке, написать отзыв и снять видео­отзыв на одну   из   них.     Мы   стали   победителями   в   конкурсе   среди   преподавателей английского языка «I Teach English with Macmillan» и наша фотография была помещена на обложку каталога издательства. Большое   значение   при   обучении   иностранному   языку   отводится разучиванию песен. Данную работу мы часто проводим в начале урока, что позволяет учащимся погрузиться в языковую среду, провести фонетическую, речевую   зарядку.   Подобран   ряд   песен,   помогающих   усвоить   английскую грамматику.     Использование   песенного   материала   на   уроках   английского языка   может   применяться   не   только   для   развития   умений   аудирования   и говорения,   пополнения   словарного   запаса,   совершенствования   речевых навыков, но и для ознакомления с элементами культуры страны изучаемого языка. Песня должна быть аутентичной, соответствовать возрасту, интересам и уровню подготовки учащихся. Традиционно в нашей школе проводятся Дни науки, предметные недели, творческие мероприятия, в ходе которых ученики с удовольствием исполняют песни на иностранном языке. Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является   использование   видеоматериалов. Видеофильмы –   это   своего   рода культурные   портреты   страны.  Аутентичность   предъявляемого   материала позволяет учащимся окунуться в языковую среду, получить представление о культуре   стран   изучаемого   языка,   особенностях   речевого   и   неречевого поведения,   увидеть   сходства   и   различия   социокультурных   аспектов   своей страны   и   стран   изучаемого   языка,   тем   самым   совершенствовать социокультурную компетенцию.  У   нас   собрана   видеотека,   состоящая   из   художественных,   учебных   и документальных   фильмов,   рассчитанных   на   разные   возрастные   категории учащихся. К ряду фильмов создано методическое обеспечение, опирающееся на алгоритм работы над видеофрагментом, представленный Е.Н. Солововой. Данный   алгоритм   работы   состоит   из   преддемонстрационного, демонстрационного   и   последемонстрационного   этапов.   Так,   например, просматривая эпизоды фильма «Маугли», ученики выполняют упражнения, творческие задания (озвучивают эпизоды, создают иллюстрации). Завершаем работу созданием проекта, в котором ребята делятся реальными историями о детях, выросших среди животных. Региональный   компонент   имеет   большое   значение   как   средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту   учащихся.   На   основе   этого   материала   можно   моделировать   вполне реальные   коммуникативные   ситуации:   беседа   о   родной   стране,   о   родном городе с гостем из­за рубежа, проведение экскурсии для гостей на английском языке,   создание   рекламного   ролика   или   проспекта.   В   нашей   копилке  ряд проектных   работ   страноведческого   характера,   среди   которых   рекламные ролики о школе, о Смоленске, о Печерске, телекоммуникационные проекты. Несколько   проектов   выложены   на   Интернет   сайтах.   Ребята   с   энтузиазмом проводят экскурсии, выступая в качестве гидов.  Однако   самым   эффективным   средством   развития   социокультурной компетенции является общение с носителями языка и пребывание в стране изучаемого   языка,   погружение   в   саму   атмосферу   культуры,   традиций, обычаев и социальных норм страны. Ежегодно  мои  ученики  принимают   участие  в Зимней  лингвистической школе   на   базе   СГУ,   которая   организуется   в   сотрудничестве   с   Офисом английского языка американского посольства в Москве.   Занятия проводят преподаватели СГУ и американских университетов. В   2014   году   нам   удалось   получить   приглашение   международной некоммерческой   организации  SOL  посетить   Великобританию   и   пройти обучение в школе SOL в Англии. За 12 дней, проведённых в Великобритании, ребята побывали в Лондоне, увидели своими глазами достопримечательности Англии,   прошли   курс   обучения   английскому   языку   у   британских преподавателей.   Наши ученики вместе с группой школьников из Словакии посещали   занятия   и   ежедневные   экскурсии,   вели   дневники.   По   окончании курса обучения проводился  конкурс дневников и проектов среди участников из двух стран. Победителями во всех конкурсах стали ученики нашей школы. Сформированность   у   школьника   социокультурной   компетенции обеспечивает   ему   успешность   и   конкурентоспособность   в   постоянно развивающемся   социуме.  Она   формируется   на   поливариантной   основе,  где один   канал,   по   которому   поступает   информация,   дополняется   другим.   И поэтому   интеграция   урочной   и   разнообразной   внеклассной   деятельности является   одним   из   главных   способов   успешного   формирования социокультурной компетенции.  Рассмотренные выше направления и приемы способствуют   повышению   эффективности   формирования   у   обучающихся социокультурной   компетенции   средствами   иностранного   языка,   позволяют выполнить требования ФГОС к результатам обучения иностранному языку в области социокультурной компетенции.  Список литературы: 1 Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс  лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М., Просвещение,  2002. – 239с. 2 Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении  английскому языку // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 725­727 3 Комарова Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового  поликультурного образования средствами иностранного языка //  Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]  URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423  4 Кузьминых В.М. "Формирование социокультурной компетенции учащихся  на уроках английского языка" ­  (http://lib.znate.ru)

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017