Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Полноценное и своевременное формирование речи - это одно из основных условий дальнейшей успешной жизни маленького человека. Одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте является массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук. С давних времён массаж и самомассаж использовался как лечебный метод. Например, в китайской медицине считается, что упражнения для рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. На всей поверхности рук находится огромное количество биологически активных точек, при воздействии на которые активизируются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, приходит в норму мышечный тонус, стимулируются тактильные ощущения.
Массаж позволяет повысить активность и скоординировать деятельность как левого, так и правого полушарий мозга. И.П. Павлов считал, что тактильные ощущения играют большую роль в развитии речи, так как несут в двигательную часть речевого центра мозга дополнительную энергию, которая и способствует формированию речи. Исследованием взаимосвязи манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и речевого развития занимались многие учёные, такие как В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, М.М. Кольцова. Ими было доказано, что есть прямая зависимость между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речь формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.
Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми - не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день дома, на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3-4 раза для правой и левой руки. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или лёгкие потряхивания кистей и пальцев рук.
При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
Комары и мошки, тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке («шагают» пальцами по столу)
Ручками хлоп-хлоп (2 раза) (хлопают в ладоши)
Близко ночь - улетели прочь (машут ладонями как крыльями)
Идут леском гусак за гусаком.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание боковых поверхнос-
тей ладоней и кончиков пальцев)
Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно-сильно растираем!
(из песенки Е. и С.Железновых)
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом! (Надавливаем пальцами на ладонь и тыльную
сторону кистей рук)
Сильно руки мы сожмём,
Наши пальцы напряжём.
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда! (Крепко и ритмично сгибать и разгибать
Пальцы рук)
Можно использовать
следующие упражнения:
Шарик наш не отдыхает,
По ладошке он гуляет, (катание шарика по ладошке в
Вперёд - назад его качу, разном направлении)
Вправо- влево я верчу.
Этот
мячик не простой,
Он колючий и цветной,
Меж ладошками кладём (катание шарика между ладошками
Им ладошки разотрём. вверх и вниз)
Вверх и вниз его катаем,
Наши ручки развиваем!
Шариком мы круг скатаем, (катаем шарик между ладоней)
По руке его гоняем.
Им погладим мы ладошку. (смена рук)
Будто бы сметаем крошку…
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем, (дети вытягивают руки вперёд, сжимают
пальцы, как можно сильнее)
Раз,два,
три, четыре, пять- ( затем расслабляют пальцы и разжимают)
Начинаем разжимать….
Используя стихотворные формы при самомассаже и массаже рук, можно достичь наибольшего обучающего эффекта.
Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя:
-Самомассаж тыльной стороны кистей рук – проводится от кончиков пальцев по направлению к запястью руки.
-Самомассаж ладоней.
-Самомассаж пальцев рук.
Комплекс по самомассажу и массажу ладоней рук
-Растирание ладони «Погреем ручки» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Как же холодно зимой!
Стынут ручки: ой, ой, ой!
Нужно ручки нам согреть,
Друг об дружку потереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы почувствовалось тепло.
Добывали мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Зайка-пекарь» - изображаем скатывание колобков, по 5 раз влево и вправо.
Месит, месит зайчик тесто
Есть в печи горячей место!
Испечёт он колобок,
Колобок – румяный бок.
Вместе будем тесто мять,
Будем зайке помогать.
-Разминание пальцев
«Мышки»
Замесили тесто мышки, кисти рук лежат на столе, поочередно отрывая ладони от стола, сжимать и разжимать пальцы (месим тесто) 5 раз сжать в кулак и резко разжать
В печь поставили коврижки. Руки лежат на столе ладонями вниз, одновременно переворачивать ладони вверх-вниз (печём коврижки)
Пригласили всех друзей: кистями рук делать пригашающие движения
«Приходите к нам скорей!»
«Дети любят всех зверей»
Дети любят всех зверей: разминаем большой палец.
Львов, и кроликов, и змей, разминаем указательный палец.
Пеликанов, лебедей, разминаем средний палец.
Бегемотов, соболей, разминаем безымянный палец.
Голубей и снегирей. разминаем мизинец.
(Повторить для обеих рук)
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), каждый палец растираем 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик 2 раза.
Точим-точим карандаш,
Крутим-вертим карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Карандашик наточили.
«Ножеточка» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз, повторять 5 раз.
Ножик острый нужен нам,
Точить его умею сам.
Раз, два, три, четыре,
Быстро ножик наточили!
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки, повторять по 5 раз каждой рукой
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
КАРАНДАШИ
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.