Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»
Самообобщение педагогического опыта
Холковской Л. В.,
педагога дополнительного
образования 1 категории
г. Гай 2020г.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению детей шитью, он будет интересен педагогам художественной направленности в дополнительном образовании, учителям технологии общеобразовательных школ, воспитателям.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.
Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных ценностей, научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия. Я представляю вашему вниманию образовательную программу художественной направленности «Рукодельница».
Данная программа разработана мною с учетом содержания типовых программ, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов.
Цель моей программы: Обучение основам швейного мастерства и декоративно-прикладного творчества младших подростков посредством самостоятельной практической деятельности.
Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что она дает возможность знакомства с профессией швеи. Она позволяет адаптировать детей в современной жизни с помощью приобретения практических умений и навыков, формировать у обучающихся эстетическое восприятие и художественный вкус. А также получать навыки совместной работы, активно общаясь друг с другом и педагогом.
Для достижения цели программы, я решаю следующий комплекс задач:
Обучающие:
1. Расширять знания и совершенствовать навыки обучающихся в области конструирования и моделирования одежды.
2. Изучать инструменты и оборудование швейного производства.
Развивающие:
1. Развивать аккуратность и самостоятельность обучающихся при выполнении работ.
2. Развивать творческие способности детей в практической деятельности.
Воспитывающие.
1. Формировать ценностное отношение обучающихся к культуре народов, населяющих Оренбургскую область.
2. Прививать интерес детей к швейному мастерству и декоративно прикладному творчеству.
Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю. Продолжительность одного занятия 3 часа (120 минут). Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
Год обучения |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность занятий |
Недельная нагрузка |
Итого |
1 год |
2 |
3 часа (120 минут) |
6час |
216 часов |
2 год |
2 |
3 часа (120 минут) |
6 час |
216 часов |
3 год |
2 |
3 часа (120 минут) |
6 час |
216 часов |
Итого |
648 часов |
Программа содержит увлекательный материал по изучению техники шитья. Первые шаги по ней настолько просты, что не требуют от детей больших усилий. Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с тканью.
Новизна программы в предоставлении возможности детям обучиться не только лоскутному шитью, но и другим способам работы с тканью.
Методика работы с детьми по программе «Рукодельница» предполагает использование различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности.
В основу образовательного процесса заложены такие принципы как;
- принцип наглядности;
- принцип «от простого к сложному»;
- принцип последовательности действий;
- принципу доступности;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип социализации.
При обучении детей огромная роль отводится принципу наглядности.
В объединении «Рукодельница» это, в первую очередь, оформление кабинета лоскутными картинами, сшитыми мною и моими обучающимися.
Для соблюдения техники безопасности, правильной организации рабочего места, в кабинете у каждого обучающего имеются свои инструменты и приспособления необходимые для работы. Так же имеются схемы выполнения ручных стежков, комплект образцов различных видов ткани и многое другое.
Опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся более доступными и понятными для детей. Разработанный учебно-методический комплекс содержит множество наглядных пособий: это иллюстративные пособия - картины, рисунки, фотографии, различные информационно-технические пособия - учебные презентации и буклеты, сменяемые выставки готовых изделий, а также графические пособия схемы, таблицы, лекала.
Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как ИКТ.
Мультимедийные презентации, разработанные по темам программы, наиболее полно и интересно знакомят детей с изучаемым материалом.
Методика организации работы детей основывается по принципу «от простого - к сложному». При этом большое значение приобретает принцип последовательности действий.
Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение. Каждая тема программы основана на материале предыдущей темы и даётся с усложнением: от несложных приемов аппликации - до изготовления сложных лоскутных изделий (лоскутные одеяла, кухонные комплекты, объёмные мягкие игрушки, лоскутные сумки и др.).
Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных учебных действий, предусмотренных программой, соответствует принципу доступности.
Использование данного принципа предполагает вначале включать в процесс то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа.
Для начала предлагаются обучающимся легкие задачи, а потом более сложные (но обязательно доступные для выполнения). Например: с целью развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц, швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.
Программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
С учетом разной подготовки и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно-развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.
На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении темы «Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.
При изучении темы «Лоскутная мозаика» дети учатся рисовать картины, составлять схемы картин. Потом учатся подбирать и изготавливать их из различных лоскутков тканей.
Реализуя принцип социализации обучающихся, активно включаю их в общественно-полезную деятельность в Центре детского творчества «Радуга» и за его пределами.
Дети участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям сиротам, делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и, конечно же, для своих друзей и близких. Например: при изучении темы «Мягкая игрушка» - дети сшили игрушки «Кошечек», и подарили их детям с ограниченными возможностями здоровья. Участие в подобных акциях является хорошей мотивацией при изготовлении игрушек и кукол и других работ детей.
В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
В процессе занятия используется групповая и индивидуальная работа.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных обучающимися.
Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения.
Форма взаимного обучения необходима на наших занятиях, так как при помощи её обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств, а так же позволяет рационально использовать время на занятии.
Подведение итогов - очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов на занятиях лоскутным шитьём строится на доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его товарищи.
Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков - организованный просмотр выполненных работ в виде выставки.
В результате освоения программы «Рукодельница» обучающие получают целый комплекс знаний и умений.
Результатом для меня, как педагога, является то, что дети становятся постоянными участниками всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.
Объединение «Рукодельница» - это дружный коллектив единомышленников в составе педагога, детей и их родителей. Можно с уверенностью сказать, что обучающие объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с рукотворной красотой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.