Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 города Шимановска»
Самообразование «Использование нестандартного оборудования при проведении физкультурно- оздоровительной работы в самостоятельной деятельности детей»
Демко Е.В.
Шимановск. 2025
1. Актуальность опыта
          Актуальность - поиск новых  средств  и методов
повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных
учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного
развития личности ребёнка. 
Надо признать, что в современном обществе
приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что
современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из
причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у
телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей
старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе.
Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые
группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций
организма. Поэтому необходимо вести поиск
новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая
интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Поиск путей разрешения данной проблемы определил цель работы по данной теме.
Цель:
Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Укреплять здоровье детей.
2. Обогащать знания детей о мире предметов.
3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.
4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности.
5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: использование нетрадиционного оборудования в физкультурно оздоровительной работе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия
использования оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с
дошкольниками.
2. Описание основных методов и методик.
· Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки, самостоятельная игровая деятельность.
· Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
· Методы: наглядные - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, показ физических упражнений.
Словесные - с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Практические - применяются для создания мышечно - двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
· Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.
3. Новизна.
 Новизна
опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование
нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать
различные упражнения, варьировать задания в  педагогическом процессе, с
целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей 
дошкольников.
  Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного
оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к
выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному
тонусу во время занятий.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации
физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и
скучным.
4. 
Технологичность.
Чтобы
обеспечить воспитание здорового ребёнка, работу на  первом этапе в нашем
детском саду  я вела  по нескольким направлениям:
• Анализ научно-методической литературы;
• Создание материально-технических, кадровых, организационных,
научно-методических условий;
• Разработка программы «Здоровый ребёнок»;
Весь процесс внедрения нетрадиционного оборудования в работу дошкольного
учреждения строился в  три этапа. 
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и
родителей по оздоровлению детей.
Второй этап:  «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный
процесс ДОУ.
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
1. Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности
2. Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём.
3. Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
4. Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
5. Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
Ø Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
Ø Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
Ø Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
Ø Повысить моторную плотность физкультурных занятий; 4
Ø Уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
Ø Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию:
1. Безопасность в использовании.
2. Простота в изготовлении.
3. Соблюдение гигиенических требований.
4. Эстетическая привлекательность.
5. Компактность и лёгкость в транспортировке.
6. Максимальная эффективность.
7. Универсальность и многофункциональность.
8. Доступность в использовании.
Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нестандартного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- физические упражнения во время прогулок;
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:
· оздоровительный бег на воздухе;
· ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
· гимнастика после дневного сна;
· двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
· индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
· корригирующая гимнастика.
На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены занятия по физической культуре:
o интегрированные;
o комплексные;
o сюжетные;
o тематические.
Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нестандартным оборудованием.
В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом применяются комплексы гимнастик с нестандартным оборудованием для предупреждения плоскостопия и нарушения осанки повышения сопротивляемости организма.
План работы:
- мастер-классы
«Сделай сам», «Все для здоровья». 
-родительские собрания на темы: «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы», «Здоровье детей – в наших руках»; - консультации: «Физическое воспитание ребёнка в семье», «Поиграем вместе»;
- неделя здоровья, в соответствии с комплексно-тематическим планированием;
- праздники, досуги, развлечения;
- анкетирование родителей ;
- размещение информации в родительском уголке .
- на сайте ДОУ размещать фотографии из спортивной жизни детей, информация о здоровье, интересные и полезные советы по укреплению и сохранению здоровья.
Круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация предметно - развивающей среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста.
| 
 № п\п  | 
 Оборудование  | 
 Применение  | 
 Развитие  | 
| 
 1  | 
 «Забавные воротики»  | 
 Применяется в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх  | 
 Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках  | 
| 
 2  | 
 «Цветные колпачки»  | 
 Подвижные игры, метание, подбрасывание, ОРУ, ОВД, ориентир, ограничитель, строительство пирамидок  | 
 Развитие глазомера, координации движений, равновесия, сохранения правильной осанки  | 
| 
 3  | 
 Массажёр «Ёжик»  | 
 ОРУ, ОВД, самомассаж стоп, голени, спины  | 
 Профилактика плоскостопия, нарушения осанки  | 
| 
 4  | 
 «Лужи»  | 
 ОВД, игровые задания, метание в горизонтальную цель  | 
 Ловкость, координацию движений, равновесие, меткость  | 
| 
 5  | 
 «Эспандер»  | 
 ОРУ, самомассаж спины  | 
 Профилактика нарушения осанки  | 
| 
 6  | 
 «Массажные коврики»  | 
 
  | 
 Формирование и укрепление свода стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов.  | 
| 
 7  | 
 «Бусы»  | 
 ОРУ, игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях.  | 
 Быстрота, ловкость, координация движений.  | 
| 
 8  | 
 «Цветные палочки»  | 
 ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы.  | 
 Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия.  | 
| 
 9  | 
 «Бильбоке»  | 
 Самостоятельная деятельность, для игр  | 
 Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля  | 
| 
 10  | 
 «Ветерок в бутылке»  | 
 Дыхательная гимнастика  | 
 Органы дыхания  | 
| 
 11  | 
 «Рыбалка»  | 
 Подвижная игра  | 
 Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость  | 
| 
 12  | 
 «Солнышко»  | 
 ОРУ, ОВД, игры – соревнования, сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии  | 
 Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия  | 
| 
 13  | 
 «Султанчики»  | 
 Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования.  | 
 Развивает мускулатуру рук  | 
| 
 14  | 
 «Силачи» ОРУ  | 
 Тренажёр для рук,  | 
 Развивает мускулатуру рук  | 
| 
 15  | 
 Дорожки «Здоровья  | 
 » Для профилактики плоскостопия у детей  | 
 Массаж стоп  | 
| 
 
  | 
 «Разноцветные ленточки»  | 
 Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений  | 
 Развития координационных способностей  | 
| 
 16  | 
 «Весёлые колечки»  | 
 Кольцебросс, самостоятельная деятельность  | 
 Развитие меткости, глазомера  | 
| 
 17  | 
 «Необычные гантели»  | 
 ОРУ, самостоятельная деятельность  | 
 Развитие мускулатуры рук  | 
| 
 18  | 
 «Геометрические фигуры  | 
 ОРУ, ОВД, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования.  | 
 Развитие ловкости, прыгучести, меткости  | 
Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей
•        
5.Перспективы и возможности использования опыта.
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.
В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования.
Продолжать оснащать спортивный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
Литература:
Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного
оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.
Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в
условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. –
С. 5-9.
Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/
Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5
с. 10 – 20/.
Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных
занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010
Утрубина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников». 2011г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.