«Самообразование, как форма работы по наставничеству»

  • docx
  • 18.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РМО доклад Тищенко Т,Н..docx

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Незабудка"

 

 

 

 

Доклад на РМО на тему:

 

«Самообразование, как форма работы по наставничеству»

 

 

 

 

 

 

Подготовила : воспитатель

Тищенко Татьяна Николаевна

 

 

 

 

сл.Родионово-Несветайская

2023г

 

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Николай Рубакин

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта .

 Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов . Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Одним из способов реализовать данное умение является самообразование. Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук .Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Сегодня, согласно ФГОС дошкольного образования целями самообразования являются:

– изучение общего педагогического и психологического образования с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

 – изучение достижений педагогической науки, передового опыта;

 – повышение общекультурного уровня воспитателя.

Кроме того, рекомендовано определить направления самообразования в зависимости от педагогического стажа, так для молодых специалистов предпочтительнее направления обучающего характера, а для опытных специалистов — направления исследовательской работы и передачи опыта.

Меняющаяся ситуация в системе дошкольного образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. 

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

 Выбор тем для самообразования

 Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

 • Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

·        Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

 • Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой деятельности

• Изучение информационно-компьютерных технологий

 На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

 Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

 Результаты самообразования воспитателя:

 • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. 

Организация процесса самообразования

 Тема, над которой работает воспитатель.

В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

 Личный план самообразования воспитателя.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

 

По окончании работы над темой должен быть написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

Папка по самообразованию воспитателя 

Папка по самообразованию, которую ведет педагог индивидуальна, как и любой документ, состоит из нескольких обязательных разделов (страниц).

Страница №1 - носит информационный характер и включает в себя сведения о педагоге, его месте работы, стаж педагогической деятельности, курсы прохождения аттестации и сведения об образовании.

Страница №2 - включает в себя название темы по самообразованию, цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, дату начало работы над данной темой.

Страница №3 – данная станица является условной (их может быть несколько, состоит из таблицы, которая включает в себя следующие разделы: - подбор видов деятельности – методические разработки (как свои, так и передавай педагогический опыт, который педагог применяет в своей деятельности, используемые педагогические технологии, техники, методы и приемы, которые применяются в работе, проектная деятельность, праздники, развлечения, показные занятия, работа с родителями и т. д., с обязательным указанием сроков реализации данных видов деятельности.

Страница №4 - Подбор источников самообразования – включает в себя научные, литературные и газетные издания, интернет ресурсы используемые педагогам в своей работе.

Страница №5 – результаты самообразования педагога состоит из результатов достижения целевых ориентиров воспитанниками, отчетов о проведенной работе по самообразованию, отзывов родителей и коллег, фотоотчетов, конспектов занятий и проводимых мероприятий, методических разработок, консультаций, выпускаемых брошюр, листовок, буклетов, справок о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях.

Условно данную папку можно разделить на несколько разделов. Например - «Работа с детьми» - куда могут войти конспекты занятий, праздников, развлечений, проекты, проводимые с детьми, фотоотчеты конкурсов, интересных мероприятий, экскурсий и целевых прогулок.

«Информация для педагогов» - консультации, конспекты выступлений на педсоветах и семинарах, мастер- классы, методические разработки, проекты с участием педагогов, фотоотчеты, буклеты, папки и т. д.

«Работа с Родителями» - отчеты о работе родительских клубов, конспекты проводимых собраний, встреч за круглым столом, отзывы родителей о проводимой педагогом работе, фотоотчеты о совместных детско-родительских рейдах, акциях и т. д.

СТРАНИЦА №1

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Ф. И. О___

Стаж работы___

Курсы прохождения аттестации___

Образование (что и когда закончил)___

СТРАНИЦА №2

Тема самообразования___

Цель___

Задачи:

1___

2___

3___

Дата начала работы над темой ___

СТРАНИЦА № 3 и. т. д.

№ п. п Подбор видов деятельности

(необходимых для достижения поставленной цели) Срок выполнения

1. Методические разработки (как авторские, так и передовой педагогический опыт)

2. Педагогические технологии

3. Проекты

4. Проведение праздников, развлечений

5. Работа с родителями

6. Показные выступления для педагогов (отчетные)

СТРАНИЦА №4

Подбор источников самообразования

Например:

Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки» книга Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», стр 37.

Презентация «Огонь не игрушка» - браузер Яндекс ссылка на адрес сайта.

СТРАНИЦА №5

Результаты самообразования

- Достижение целевых ориентиров воспитанников.

- Отчет о проведенной работе по самообразованию.

- Отзывы родители и коллег.

-Фотоотчеты.

- Конспекты занятий и проводимых мероприятий.

- Методические разработки.

- Консультации.

- Выпускаемые брошюры, листовки, буклеты.

- Справки о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях

Успешность педагога в профессиональном росте зависит от него самого, от его старших и опытных коллег по работе, руководителя учреждения. Правильно организованная работа по самообразованию, должна стать стимулом как для повышения профессионального роста педагога, так и для развития его личности.