«Самообразование, как форма работы по наставничеству»
Оценка 4.9

«Самообразование, как форма работы по наставничеству»

Оценка 4.9
docx
18.08.2024
«Самообразование, как форма работы по наставничеству»
РМО доклад Тищенко Т,Н..docx

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Незабудка"

 

 

 

 

Доклад на РМО на тему:

 

«Самообразование, как форма работы по наставничеству»

 

 

 

 

 

 

Подготовила : воспитатель

Тищенко Татьяна Николаевна

 

 

 

 

сл.Родионово-Несветайская

2023г

 

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Николай Рубакин

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта .

 Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов . Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Одним из способов реализовать данное умение является самообразование. Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук .Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Сегодня, согласно ФГОС дошкольного образования целями самообразования являются:

– изучение общего педагогического и психологического образования с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

 – изучение достижений педагогической науки, передового опыта;

 – повышение общекультурного уровня воспитателя.

Кроме того, рекомендовано определить направления самообразования в зависимости от педагогического стажа, так для молодых специалистов предпочтительнее направления обучающего характера, а для опытных специалистов — направления исследовательской работы и передачи опыта.

Меняющаяся ситуация в системе дошкольного образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. 

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

 Выбор тем для самообразования

 Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

 • Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

·        Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

 • Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой деятельности

• Изучение информационно-компьютерных технологий

 На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

 Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

 Результаты самообразования воспитателя:

 • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. 

Организация процесса самообразования

 Тема, над которой работает воспитатель.

В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

 Личный план самообразования воспитателя.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

 

По окончании работы над темой должен быть написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

Папка по самообразованию воспитателя 

Папка по самообразованию, которую ведет педагог индивидуальна, как и любой документ, состоит из нескольких обязательных разделов (страниц).

Страница №1 - носит информационный характер и включает в себя сведения о педагоге, его месте работы, стаж педагогической деятельности, курсы прохождения аттестации и сведения об образовании.

Страница №2 - включает в себя название темы по самообразованию, цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, дату начало работы над данной темой.

Страница №3 – данная станица является условной (их может быть несколько, состоит из таблицы, которая включает в себя следующие разделы: - подбор видов деятельности – методические разработки (как свои, так и передавай педагогический опыт, который педагог применяет в своей деятельности, используемые педагогические технологии, техники, методы и приемы, которые применяются в работе, проектная деятельность, праздники, развлечения, показные занятия, работа с родителями и т. д., с обязательным указанием сроков реализации данных видов деятельности.

Страница №4 - Подбор источников самообразования – включает в себя научные, литературные и газетные издания, интернет ресурсы используемые педагогам в своей работе.

Страница №5 – результаты самообразования педагога состоит из результатов достижения целевых ориентиров воспитанниками, отчетов о проведенной работе по самообразованию, отзывов родителей и коллег, фотоотчетов, конспектов занятий и проводимых мероприятий, методических разработок, консультаций, выпускаемых брошюр, листовок, буклетов, справок о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях.

Условно данную папку можно разделить на несколько разделов. Например - «Работа с детьми» - куда могут войти конспекты занятий, праздников, развлечений, проекты, проводимые с детьми, фотоотчеты конкурсов, интересных мероприятий, экскурсий и целевых прогулок.

«Информация для педагогов» - консультации, конспекты выступлений на педсоветах и семинарах, мастер- классы, методические разработки, проекты с участием педагогов, фотоотчеты, буклеты, папки и т. д.

«Работа с Родителями» - отчеты о работе родительских клубов, конспекты проводимых собраний, встреч за круглым столом, отзывы родителей о проводимой педагогом работе, фотоотчеты о совместных детско-родительских рейдах, акциях и т. д.

СТРАНИЦА №1

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Ф. И. О___

Стаж работы___

Курсы прохождения аттестации___

Образование (что и когда закончил)___

СТРАНИЦА №2

Тема самообразования___

Цель___

Задачи:

1___

2___

3___

Дата начала работы над темой ___

СТРАНИЦА № 3 и. т. д.

№ п. п Подбор видов деятельности

(необходимых для достижения поставленной цели) Срок выполнения

1. Методические разработки (как авторские, так и передовой педагогический опыт)

2. Педагогические технологии

3. Проекты

4. Проведение праздников, развлечений

5. Работа с родителями

6. Показные выступления для педагогов (отчетные)

СТРАНИЦА №4

Подбор источников самообразования

Например:

Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки» книга Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», стр 37.

Презентация «Огонь не игрушка» - браузер Яндекс ссылка на адрес сайта.

СТРАНИЦА №5

Результаты самообразования

- Достижение целевых ориентиров воспитанников.

- Отчет о проведенной работе по самообразованию.

- Отзывы родители и коллег.

-Фотоотчеты.

- Конспекты занятий и проводимых мероприятий.

- Методические разработки.

- Консультации.

- Выпускаемые брошюры, листовки, буклеты.

- Справки о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях

Успешность педагога в профессиональном росте зависит от него самого, от его старших и опытных коллег по работе, руководителя учреждения. Правильно организованная работа по самообразованию, должна стать стимулом как для повышения профессионального роста педагога, так и для развития его личности.


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Незабудка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Незабудка"

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования

Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения

Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др

Чтение конкретных педагогических периодических изданий •

Чтение конкретных педагогических периодических изданий •

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы

Информация для педагогов» - консультации, конспекты выступлений на педсоветах и семинарах, мастер- классы, методические разработки, проекты с участием педагогов, фотоотчеты, буклеты, папки и т

Информация для педагогов» - консультации, конспекты выступлений на педсоветах и семинарах, мастер- классы, методические разработки, проекты с участием педагогов, фотоотчеты, буклеты, папки и т

Методические разработки (как авторские, так и передовой педагогический опыт) 2

Методические разработки (как авторские, так и передовой педагогический опыт) 2

Успешность педагога в профессиональном росте зависит от него самого, от его старших и опытных коллег по работе, руководителя учреждения

Успешность педагога в профессиональном росте зависит от него самого, от его старших и опытных коллег по работе, руководителя учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2024