Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Незабудка"
Доклад на РМО на тему:
«Самообразование, как форма работы по наставничеству»
Подготовила : воспитатель
Тищенко Татьяна Николаевна
сл.Родионово-Несветайская
2023г
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Николай Рубакин
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта .
Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов . Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Одним из способов реализовать данное умение является самообразование. Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук .Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Сегодня, согласно ФГОС дошкольного образования целями самообразования являются:
– изучение общего педагогического и психологического образования с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
– изучение достижений педагогической науки, передового опыта;
– повышение общекультурного уровня воспитателя.
Кроме того, рекомендовано определить направления самообразования в зависимости от педагогического стажа, так для молодых специалистов предпочтительнее направления обучающего характера, а для опытных специалистов — направления исследовательской работы и передачи опыта.
Меняющаяся ситуация в системе дошкольного образования формирует и новые образовательные потребности педагогов.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
1. индивидуальная
2. групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования воспитателя:
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Организация процесса самообразования
Тема, над которой работает воспитатель.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Личный план самообразования воспитателя.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой должен быть написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Папка по самообразованию воспитателя
Папка по самообразованию, которую ведет педагог индивидуальна, как и любой документ, состоит из нескольких обязательных разделов (страниц).
Страница №1 - носит информационный характер и включает в себя сведения о педагоге, его месте работы, стаж педагогической деятельности, курсы прохождения аттестации и сведения об образовании.
Страница №2 - включает в себя название темы по самообразованию, цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, дату начало работы над данной темой.
Страница №3 – данная станица является условной (их может быть несколько, состоит из таблицы, которая включает в себя следующие разделы: - подбор видов деятельности – методические разработки (как свои, так и передавай педагогический опыт, который педагог применяет в своей деятельности, используемые педагогические технологии, техники, методы и приемы, которые применяются в работе, проектная деятельность, праздники, развлечения, показные занятия, работа с родителями и т. д., с обязательным указанием сроков реализации данных видов деятельности.
Страница №4 - Подбор источников самообразования – включает в себя научные, литературные и газетные издания, интернет ресурсы используемые педагогам в своей работе.
Страница №5 – результаты самообразования педагога состоит из результатов достижения целевых ориентиров воспитанниками, отчетов о проведенной работе по самообразованию, отзывов родителей и коллег, фотоотчетов, конспектов занятий и проводимых мероприятий, методических разработок, консультаций, выпускаемых брошюр, листовок, буклетов, справок о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях.
Условно данную папку можно разделить на несколько разделов. Например - «Работа с детьми» - куда могут войти конспекты занятий, праздников, развлечений, проекты, проводимые с детьми, фотоотчеты конкурсов, интересных мероприятий, экскурсий и целевых прогулок.
«Информация для педагогов» - консультации, конспекты выступлений на педсоветах и семинарах, мастер- классы, методические разработки, проекты с участием педагогов, фотоотчеты, буклеты, папки и т. д.
«Работа с Родителями» - отчеты о работе родительских клубов, конспекты проводимых собраний, встреч за круглым столом, отзывы родителей о проводимой педагогом работе, фотоотчеты о совместных детско-родительских рейдах, акциях и т. д.
СТРАНИЦА №1
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №
ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Ф. И. О___
Стаж работы___
Курсы прохождения аттестации___
Образование (что и когда закончил)___
СТРАНИЦА №2
Тема самообразования___
Цель___
Задачи:
1___
2___
3___
Дата начала работы над темой ___
СТРАНИЦА № 3 и. т. д.
№ п. п Подбор видов деятельности
(необходимых для достижения поставленной цели) Срок выполнения
1. Методические разработки (как авторские, так и передовой педагогический опыт)
2. Педагогические технологии
3. Проекты
4. Проведение праздников, развлечений
5. Работа с родителями
6. Показные выступления для педагогов (отчетные)
СТРАНИЦА №4
Подбор источников самообразования
Например:
Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки» книга Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», стр 37.
Презентация «Огонь не игрушка» - браузер Яндекс ссылка на адрес сайта.
СТРАНИЦА №5
Результаты самообразования
- Достижение целевых ориентиров воспитанников.
- Отчет о проведенной работе по самообразованию.
- Отзывы родители и коллег.
-Фотоотчеты.
- Конспекты занятий и проводимых мероприятий.
- Методические разработки.
- Консультации.
- Выпускаемые брошюры, листовки, буклеты.
- Справки о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях
Успешность педагога в профессиональном росте зависит от него самого, от его старших и опытных коллег по работе, руководителя учреждения. Правильно организованная работа по самообразованию, должна стать стимулом как для повышения профессионального роста педагога, так и для развития его личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.