«Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы»
Оценка 4.9

«Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы»

Оценка 4.9
docx
01.05.2023
«Самообразование классных руководителей  -  одно из условий успеха в организации воспитательной работы»
выступление на МО классных руководителей.docx

Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»

«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей». Питер Лоуренс (1919 – 1990), американский педагог, развивший афоризм английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950). В озвученной теме следует выделить ключевые нити раскрытия проблемы:

1) Что такое самообразование?

2) Каковы результаты самообразования в организации воспитательной работы классного руководителя? По определению, взятому из «Толкового словаря русского языка», самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Самообразование или другими словами самостоятельное образование можно проследить уже в детском возрасте. Если обратиться к диаграмме «Доля самостоятельности в процессе усвоения знаний», заметен неуклонный рост самостоятельного познания мира от игрового периода (10 %) до периода работы (80 %). Наряду с самостоятельным познанием основными механизмами постижения мира выступают родители и учителя, доля которых также изменяется. Родители играют намного меньшую роль в школьном возрасте по сравнению с дошкольным возрастом (10 % и 50 % соответственно), а доля учителей изменяется на протяжении всей жизни. К школьному возрасту – возрастает (с 40 % до 60 %), а по мере самосовершенствования – убывает (50 % и 20 %). Сложилось три представления о целях образования человека: – Формальное или получение «корочки», другими словами, обладание формальным подтверждением усвоения определенных знаний; – Идеалистическое или всестороннее развитие личности, «учение ради учения», стремление к высшей недостижимой цели для конвертации знаний в почет, должность, деньги и т.д.; – Рациональное или самообразование, постоянное обновление и обогащение личного профессионального потенциала. Третье представление о цели образования, как необходимости побудить разум человека к вложению в знания, способности и умения движущегося человека, актуализирует раскрытие направлений, условий и форм самообразования.

Направления самообразования представляют собой спектр основ учительского мастерства: 1) Профессиональное (постоянное повышение квалификации, получение нового образования, непрерывное формирование мастерства по предмету);

2) Психолого-педагогическое (разрешение внутренних проблем и понимание проблем окружающих для наилучшего осознания полезности собственной деятельности);
3) Методическое (овладение приемами, методами и способами передачи своего опыта)

4) Правовое (способность разбираться в правовом поле законов и подзаконных актов в различных сферах);

5) Лингвистическое (расширение кругозора знаниями иностранных языков);

6) Информационно-компьютерные технологии;

7) Охрана здоровья (оберегать собственное здоровье и здоровье воспитанников, занятия спортом и физическими упражнениями);

8) Отвлеченные интересы (хобби, увлечения). Условия самообразования базируются на интересе к делу, исходящему из необходимости искать и анализировать информацию, конкуренции, стимулирующей творчество, и общественном мнении, позволяющем соответствовать современным требованиям к педагогическому труду.

Среди разнообразных форм организации самообразования педагога следует выделить:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (в рамках курсовой подготовки или с использованием дистанционных технологий);

3) групповая самообразовательная работа (методические объединения, творческие группы, собеседования, отчеты, посещение и анализ открытых уроков коллег, проведение циклов педагогических чтений);

4) индивидуальная самообразовательная работа (самостоятельный поиск информации в СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио).

Источники самообразования можно обобщить в три большие группы:

1) Медийные (телевидение, газеты, журналы, Интернет и пр., а также экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия);

2) Обмен опытом (курсы, семинары, вебинары и конференции, мастер- классы);

3) Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др., а также видео, аудио информация на различных носителях).

Результаты деятельности будут отражены в качественных показателях:

1) умение общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;

2) формировать воспитательные цели работы в классном коллективе;

3) разработка плана воспитательной работы;

4) проведение воспитательного мероприятия (беседы, диспута, экскурсии, классного часа и т. д.);

5) привлечение родителей к воспитательное работе;

6) Контроль уровня воспитанности ребенка.

Самообразование, как основа успешности классного руководителя

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность, - целенаправленность,  - единство общей и профессиональной культуры, -достижение результата.

Составляющие процесса самообразования классного руководителя:

1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитации (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов).

2.Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

3.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

4. Повышать уровень своей эрудиции.

5. Посещение семинаров, конференций, ЕМД;

6. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;

Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как: - самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); - самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); - самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения); - осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. 

 

Учитель Таран А.А. 


 

Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы» «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит…

Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы» «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит…

СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио)

СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023