САМООБРАЗОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ИГРОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Оценка 4.8

САМООБРАЗОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ИГРОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Оценка 4.8
docx
01.06.2021
САМООБРАЗОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ИГРОВОЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
самообразование Рукижат.docx

 

 

                                 МБОУ «Многопрофильный лицей №30»

 

 

Самообразование   по теме:

 

«Игровой подход в обучении английского

языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель английского языка

Курбанова Рукижат Хасановна

 

 

 

 

 

Махачкала


Введение

 

Игровые методы преподавания - один из самых признанных и распространенных вариантов работы с большими и малыми группами обучаемых. С одной стороны это считается интерактивный метод, так как позволяет приобщить к работе наибольшее количество человек. С другой стороны, игра - увлекает учащихся и позволяет вникнуть в изучаемую тему с наибольшей заинтересованностью.

Кроме того, игровые методы используются не только в обучении в высших и средне-специальных учебных заведениях, но так же и на основе дошкольных подготовок, а так же в детсадах и даже в домашних условиях. Это говорит о том, что формы вовлечения в игру - урок самые разнообразные, а потому и подходят для работы в группах, где уровень развития детей (подростков, молодежи) довольно разный.

Говоря о преподавании английского (или любого другого иностранного языка) с применением игровых методов, необходимо осознавать тот факт, что в большинстве своем игра позволяет им раскрепостится, проявить свои знания и укрепить их, особенно, если учитывать тот факт, что игра - как вариант подвижного развития, хоть и имеет определенные правила, не может быть направленна на наказание обучаемого, следовательно его ошибки, безусловно будут сказываться на общей оценке за урок, но не повлекут за собой конкретное наказание.

Таким образом, изучение игровых методов в преподавании английского языка - это крайне актуальная на сегодняшний день тема, так как применение этих методов позволит не только развивать интерес у обучаемых к изучению предмета, но так же и возможность развить у него определенный перечень компетенции, которые так же необходимы при изучении того или иного уровня.

Цель работы – изучение влияния игры на формирование коммуникативного навыка у младших школьников на уроке английского языка.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемому вопросу;

2. Определить влияние игры на формирование коммуникативного навыка;

3. Организовать исследовательскую деятельность по изучению формирования коммуникативного навыка.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативного навыка учащихся через использование игр на уроках английского языка.

Предмет исследования – условия влияния игр на формирование коммуникативного навыка младших школьников на уроках английского языка.

Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, библиографического списка, заключения и приложения.

Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных специалистов, а так же электронные ресурсы и учебный материал.

 


Глава 1. Научно-педагогические основы игровой деятельности

игровой урок иностранный язык

1.1 Педагогические основания игровой деятельности

 

Игровая деятельность - подвижная и акцентирующая внимание учащихся активность, которая не только служит интересам предмета, но так же позволяет человеку, вовлеченному в нее, сформировать собственное представление о том, что такое игра.

Проблема в том, что современные дети, фактически с 2-3 лет уже не заинтересованы в подвижных играх, и в большинстве своем они и не знают о них ничего, так как их жизнь крутится вокруг телевизора и различного рода гаджетов.

Когда они попадают в детский сад, а затем в школу им приходится сталкиваться со сложным процессом восприятия других людей, что тесно соприкасается с детской психологией - происходит второй и третий (в 3 и 7 лет) кризисы сознания, когда ребенок начинает сравнивать свою жизнь с окружающими его людьми, осознавать какое место в мире занимает он и его семья, как нужно общаться с теми или иными сверстниками и возможно ли отсеивать свое мнение.

Кроме того, в раннем возрасте приходит осознание и того кто может стать твоим другом, а кто нет. Т.е. ребенок прибивается к тем кто его принимает, кто может быть ему равен или сильнее или наоборот слабее - в зависимости от внутренней уверенности в себе и прочих факторов.

Этот процесс социализации на ранних стадиях соприкасается с таким явлением, как игра. Дело в том, что именно через игру на ранних стадиях развития, становится ясно - кто слабее, кто сильнее, кто лучше и умнее, а кто вообще станет аутсайдером.

И конечно, когда игровые методы применяются в образовательном процессе - это уже управляемо. Т.е. педагог должен следить что бы не было в группе аутсайдеров, что бы лидеры были адекватными и заинтересованными детьми, что бы все кто задействован в игровых процессах шли за авторитетным мнением наиболее сведущих и что бы такие были в каждой группе участников, что бы дух соперничества не переходил в прямую вражду и так далее. Т.е. получается, что игра в условиях преподавания не должна иметь негативные результаты. Хотя на практике все может обернуться иначе, что и предполагают исследователи данного вида активности.

По мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [6; 45]. Т.е. получается, что перед преподавателем стоит цель заинтересовать учащихся и в то же время объяснить материал, вызвать желание больше узнать и сделать. Ведущим видом деятельности у детей четырех-пяти лет является игра. К шести-семи годам она заменяется учебной деятельностью, но роль игры остается по-прежнему велика. Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания [13; 142].

1.2 Потенциал иностранного языка для организации игровой деятельности

 

Иностранный язык, не смотря на то, что сегодня очень много естественных билингвов, все равно воспринимается иначе чем родной, так как в большинстве своем детей окружают люди, которые в повседневной жизни не употребляют иноязычную речь. а потому, говорить о распространенности того или иного языка в окружающей стреде фактически не возможно.

Хотя, если обратиться к тем же обучающим и развлекательным программам, которые крутит канал «Карусель» или «Дисней» и прч., то окажется, что все они или их большая часть ведутся на иностранных языках. И казалось бы, такие мультфильмы как «Даша Путешественница» или «Абвгдейка» должны способствовать детскому развитию, но этого не происходит, потому как полезные передачи забываются быстрее, нежели яркие промывающие мозги картинки. И в результате, когда ребенок приходит в школу, даже если родители водили его на дополнительные занятия, крайне редко выясняется, что он знает основы языка (как родного, так и иностранного).

Тем не менее, развивать любовь к знаниям и формировать умение к обучению у детей просто необходимо, так как в своей основе первые классы закладывают последующие периоды формирования представлений об обучении и своей роли в этом процессе.

Каждый учащийся должен иметь определенный мотив и таким мотивом могут стать именного игровые методов. Во-первых, игра пробуждает в ребенке азарт, стремление к соперничеству и достижению успеха. Во-вторых, в процессе обучения, играя, ребенок осознает, что это так же интересно, как если бы он был в парке или другом месте с друзьями, только лишь с одной разницей, в классе он либо получает знания, либо закрепляет их, что так же формирует его самомнение (уверенность в своих знаниях). А потому, игры крайне важны в учебном процессе.

А если говорить об изучении иностранного – чужого для ребенка языка, то они важны вдвойне, так как заинтересовывать ребенка и стимулируют к изучению сложного и не понятного. Игра может развить память, слух, сменить деятельность с активной на пассивную и наоборот.

На уроках английского языка, для достижения поставленных целей, используются следующие игры:

1. Пантомима. Чтобы создать мотивацию общения на уроке английского языка необходимо использовать ситуацию, то есть такие обстоятельства, когда у учащихся возникает потребность говорить на иностранном языке. Одним из таких приемов может стать пантомима. Кадеты по очереди выходят в круг и разыгрывают пантомиму, остальные учащиеся пытаются угадать слово. В зависимости от цели они могут называть слово, предложение или задавать вопросы. Для работы над грамматической стороной речи я так же использую пантомиму. К примеру, кадет, выходит к доске и жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.

Преподаватель: Guess what he is doing.

Кадет 1: He is doing his morning exercises.

Кадет 2: He is washing his face.

2. Настольные игры. Они помогут в освоении грамматики, лексики, помогут отточить произношение и даже ускорят процесс восприятия на слух иностранной речи. Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим. Даже если победа — не главное, то уж свои силы проверить любит каждый, здесь и живое общение, соревнование с друзьями в эрудиции и находчивости, везении и смекалке. В любом случае хорошее настроение и позитивный настрой всей группе гарантированы.


 

 

4. Ролевая игра. Возрастной период школьников среднего школьного возраста характеризуется тем, что у них повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. Для разработки сюжетов таких ролевых игр используются следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга.

 

Таким образом, помимо того, что обучаемые закрепляют изученную лексику, играя они отрабатывают конструкции прошедшего времени (Past Simple, Past Continuous). Таким образом, следует констатировать, что игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес кадет к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают им стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.

 

 Методика организации игровой деятельности на уроках иностранного языка

 

Игровая деятельность, какой бы формой не пользовался преподаватель и какими бы методами не приобщал учащихся к процессу обучения, все равно не сможет заменить все другие процессы обучения. Но в то же время, игры так же важны и для того, что бы заставить учащихся взаимодействовать друг с другом.

Как уже выше отмечалось, ведущие педагоги ХХ века говорили о подобных методах в обучении. Но вопрос о том, как часто и в каких вариантах они применялись в советских школах довольно спорный.

Как уже отмечалось выше, любая игровая деятельность связанная с социальными, психологическими и воспитательными процессами, а потому, многое из того, что учащиеся проходят во время игры самые различные, но крайне важные для них процессы. И самое важное, что дают игровые методы – это обоснование собственного мировоззрения и определение места человека в мире. С другой стороны игры формируют в детях не только дух соперничества, но и сопереживание и другие положительные качества, которые в обычных процессах обучения не могут быть образованы.

Современный психологический словарь дает следующее определение игры: «широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемый обычно унитарно-практической деятельности и характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности» [6]. В психологии игра рассматривается в качестве особой формы деятельности в «условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [4].

Использование игровых форм деятельности в процессе организации учебно- воспитательного процесса обеспечивает эффективное достижение поставленных учебных, развивающих и воспитательных задач в условиях благоприятного психологического климата, в максимально увлекательной форме.

Педагог полагает, что игровая деятельность позволяет формировать мотивационную сферу ребенка, сознательное желание учиться, самостоятельность процессов познания. Благоприятный психологический климат, которые может быть создан в процессе проведения занятий благодаря игровым методам работы, обеспечивает более глубокое запоминание материала, развивает коммуникативные навыки, способствует оптимизации процесса социализации.

Главными задачами использования грамматических игр является изучение речевых образцов, которые содержат определённые трудности грамматического характера, а также актуализация их употребления в речи;

- реконструкция на занятии ситуаций естественного общения, подразумевающего использование изученных оборотов;

- развитие творческих способностей учащихся.

Главными целями лексических игр, помимо активизации речемыслительной деятельности учащихся, а также развития речевой активности, являют следующие:

- практика в употреблении нового лексического материала в условиях, приближенных к ситуациям естественного общения;

- ознакомление с сочетаемостью слов.

Одним из примеров лексико- грамматической игры, которая может применяться при изучении раздела «Великобритания. Географическое размещение страны», является следующая:

Situation for improvisation.

Imagine situation, that you are a tourist in Great Britain. Another tourist who happens to be your neighbour on a bus stars a conversation with you – he/ she is interested in your country.

Work in pairs. Use conversational phrases. Write down your questions and answers.

I’m sorry, I didn’t quite get what you said.

Could you repeat your question, please?

I’m afraid, I can’t answer it.

Oh, It’s a difficult question and I can’t answer it right now.

To tell the truth, I don’t know that exactly.

As far as I Know/ remember.

Прежде всего, использование данной игровой ситуации на уроке позволяет активизировать новый лексический материал по теме занятия.

Еще одним примером лексической игры может служить следующая, которая может быть успешно использована при изучении темы «Еда»:

Lexical game “Ranking” based on the names of five kinds of dishes and their qualities. Each student should make such a chart.

Rank the dishes according to the five qualities for example, if you think that you can get fat because of eating too much macaroni, put 1. Fried potatoes may be the second for getting fat, and so on.

Фонетические игры направлены на обучение детей правильному произношению изучаемого лексического и грамматического материала. Как правило, именно эти игры занимают важное место на начальных этапах обучения. Целесообразным представляется использование фонетических игр и на последующих ступенях изучения английского языка. В частности, одним из наиболее эффективных игровых соревнований может стать проведение конкурса на лучшего исполнителя стихотворений в рамках проведения тематической недели английского языка либо же чтение стихотворений по ролям на уроках английского.

Подобные игровые упражнения позволяют не только тренировать детей в произношении, но благодаря соревновательному элементу мотивируют к обучению, самостоятельности в процессе получения новых знаний, развивают творческие способности.

Орфографические игры также являются ведущими на ранних этапах обучения иностранному языку. Их использование позволяет не только обеспечить усвоение правописания, но и развивает графическую память учащихся.

Аудитивные игры направлены на обучение выявления смысла высказываний на слух, выделения главного из потока информации, распознавания речевых образцов, развитие слуховой памяти и слуховой реакции. Организация аудитивных игр невозможна без соответствующих технических средств обучения. К таким играм можно отнести актуальный сегодня метод проектов при условии использования в процессе подготовки и репрезентации проекта аудитивной информации.

Речевые игры способствуют, как следует из их названия, активизации и закреплению речевых навыков, умений. Направлены на обучение учащихся творчески и практически применять полученные речевые навыки, логически, последовательно и грамматически правильно оформлять собственные монологические высказывания.

Интересным примером проведения речевой игры может стать организации конференции. Например, при изучении традиций и истории родной страны, можно провести конференцию по следующим вопросам:

1. Russia has a long and exiting history. Prove it.

2. Plants – symbols of Russia. Tell about them.

3. Old Russian clothes. Chaplets, ribbons. Why is it important for you to know about it?

4. Meals in Russia. Has it changed from the ancient times?

5. Wedding traditions. What components of old customs are remained in our times?

6. Disappearing holidays. Name the reasons of its disappearing.

Для проведения конференции необходимо раздать ученикам вопросы для самостоятельного поиска информации, что способствует помимо развития речевых навыков развитию информационной компетенции учащихся.

Примером использования ролевой игры в процессе изучения темы «Еда» может выступать следующая:

Two very young and extremely inexperienced housewives are advising each other as to the best way of feeding their husbands. One of them is inclined to take the line of least resistance and to serve only tinned food for all the meals. The other points out that tinned food alone will never do and suggests other ways of solving the problem.

Организация приведенной ролевой игры требует выбора участников, точнее, в данном случае, участниц. Возможно дополнение ситуации соответствующими наглядными материалами либо презентацией.

При изучении той же темы возможно использование ролевой игры, рассчитанной на большее число участников, например:

A girl has invited some friends to a dinner party. She has cooked all the dishes herself and proudly mentions the fact. Her friends do not find everything quite to their liking, but try not to show it. Onthewhole, everyoneishavinggreatfun.

Данная роевая игра способствует использованию устойчивых выражений вежливости, может быть успешно использована в качестве воспитательного мероприятия «круглый стол» [2].

Таким образом, необходимо отметить, что формирование представлений об игровых методах, хоть и имеет длительную историю, но воплощается в России сравнительно не давно. И в то же время, благодаря деятельности зарубежных исследователей, на современном этапе развития данного метода существует множество вариантов проведения обучающих игр и игр в обучении (лексические, ролевые, фонетические, речевые и прч.).

А потому, можно отметить, что для углубленного изучения, ясного понимания и улучшения подготовки обучающихся крайне необходимо использовать различные игровые методы – это вносит разнообразие в процесс

Заключение

 

Подводя итоги проведенной работе, необходимо сделать следующие выводы:

игровые методы - это способ объединить детский коллектив, возможность отрегулировать их интерес и преодолеет такие явления, как застенчивость, капризы, обидчивость, заносчивость. Игра, под умелым руководством преподавателя позволит всем учащимся (вне зависимости от их роли, которую они играют в данном коллективе - лидер, авторитет, аутсайдер), почувствовать себя членом коллектива.

А потому, можно с уверенностью сказать, что процесс изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного на основе игровых методов - один из наиболее важным приемов в образовательном процесса, особенно на ранних стадиях развития. И конечно же они совместимы с учебным курсом английского языка, который уже давно преподается с опорой именно на игровые методы работы.

перечисленный перечень игр далеко не полон и существует еще множество методов вовлечения учеников в игру, при этом могут быть выбраны различные комбинации, для смены деятельности и создания новых вариантов совместной работы. Так в последние время все большую популярность приобретает такая форма как квест – поисковая форма, когда обучаемые разбиваются на группы и в результате поисковой деятельности обнаруживают различного рода подсказки, отгадывают загадки и выполняют различного рода задания. Это интересно для ребенка, так как начиная с малолетнего возраста он приобщен к различного рода компьютерным играм, где в основе лежит выполнение поиска и заданий.

Следовательно, каждый учащийся приобщенный к игровым методам обучения не отрывается от своей реальности, но при этом изменяет уровень знаний и проходит процесс социализации.

формирование представлений об игровых методах, хоть и имеет длительную историю, но воплощается в России сравнительно не давно. И в то же время, благодаря деятельности зарубежных исследователей, на современном этапе развития данного метода существует множество вариантов проведения обучающих игр и игр в обучении (лексические, ролевые, фонетические, речевые и прч.).

А потому, можно отметить, что для углубленного изучения, ясного понимания и улучшения подготовки обучающихся крайне необходимо использовать различные игровые методы – это вносит разнообразие в процесс обучения и позволяет глубже вникнуть в основы материала.

 


Список литературы

 

Александров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка// Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2010. 6. - С. 67-73.

Барабанникова А.В. О введении иностранного языка во II классах начальной школы по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2002. 2. С. 4-10.

Бим И.Л, Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению./ Е.И. Пассов. - М., 2011. - 245 с.


 

МБОУ «Многопрофильный лицей №30»

МБОУ «Многопрофильный лицей №30»

Введение Игровые методы преподавания - один из самых признанных и распространенных вариантов работы с большими и малыми группами обучаемых

Введение Игровые методы преподавания - один из самых признанных и распространенных вариантов работы с большими и малыми группами обучаемых

Глава 1. Научно-педагогические основы игровой деятельности игровой урок иностранный язык 1

Глава 1. Научно-педагогические основы игровой деятельности игровой урок иностранный язык 1

Тем не менее, развивать любовь к знаниям и формировать умение к обучению у детей просто необходимо, так как в своей основе первые классы закладывают последующие…

Тем не менее, развивать любовь к знаниям и формировать умение к обучению у детей просто необходимо, так как в своей основе первые классы закладывают последующие…

Ролевая игра. Возрастной период школьников среднего школьного возраста характеризуется тем, что у них повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности

Ролевая игра. Возрастной период школьников среднего школьного возраста характеризуется тем, что у них повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности

Главными целями лексических игр, помимо активизации речемыслительной деятельности учащихся, а также развития речевой активности, являют следующие: - практика в употреблении нового лексического материала в условиях,…

Главными целями лексических игр, помимо активизации речемыслительной деятельности учащихся, а также развития речевой активности, являют следующие: - практика в употреблении нового лексического материала в условиях,…

Интересным примером проведения речевой игры может стать организации конференции

Интересным примером проведения речевой игры может стать организации конференции

Так в последние время все большую популярность приобретает такая форма как квест – поисковая форма, когда обучаемые разбиваются на группы и в результате поисковой деятельности…

Так в последние время все большую популярность приобретает такая форма как квест – поисковая форма, когда обучаемые разбиваются на группы и в результате поисковой деятельности…

Список литературы Александров

Список литературы Александров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2021