Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.6
Документация
docx
ОБЗР
Детсад
17.05.2019
Основная задача в работе ДО – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь. Поэтому была поставлена задача, формировать у детей представление о правилах дорожного движения. Познакомить детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов.
Самообразование.docx
Самообразование
Тема: « Формирование основ безопасного поведения у детей старшего
дошкольного возраста.»
Год
20142015гг.
20152016гг.
Тема
Формирование безопасного поведения детей
старшего дошкольного возраста на дорогах .
Формировать у детей представление о
работе сотрудников ГИБДД.
План работы
№
1
2
Сроки
Сентябрь 2014г.
Октябрь 2014г.
.Подбор методической,
справочной литературы по
ПДД. Подбор Интернет
ресурсов для занятий с
дошкольниками. Подбор
материалов.
Консультации для
родителей по соблюдению
правил поведения на улицах
и дорогах с целью
повышения ответственности
за безопасность и жизнь
детей.
.Вовлечение родителей в
совместную работу с детьми
по теме. 3
4
5
6.
7.
Занятия по теме
самообразования. Создание
компьютерной презентации
power point на тему « Азбука
пешехода»
Ноябрь 2014г.
Открытое занятие по теме
самообразования Выставка
Декабрь январь
20142015гг.
детских работ по теме.
Театрализованная
деятельность « Сказка о
трех огоньках». Развлечение
для детей средней группы.
Февраль 2015г.
Просмотр видеоматериалов
по теме.
Март 2015г.
Апрель – май
2015г.
Информация для родителей
папкапередвижка
«Безопасность дорожного
движения». Создание
плаката «Улицы нашего
района».
Отчет по самообразованию Обзор изученной методической литературы.
Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, М.И. Богомолова, В.И. Логинова, Н.В.
Мельникова. их труды посвящены вопросам ознакомления дошкольников с социальной
действительностью.
П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в
обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком
придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно
реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым
обучить его правилам безопасности.
О.Дегтяренко, Н.Ковальковская, Э.Краснопольский отмечали, что детей дошкольного
возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту,
включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
В.М.Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на
улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что
происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором
была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности.
В журнале "Дошкольное воспитание" публикуется большое количество статей,
посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения
дошкольников правилам поведения на улице.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" предусматривает знакомство детей с
правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания,
а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами.
Программа "Радуга" имеет специальный раздел "Правила личной безопасности", в котором
учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и
помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми
людьми, один дома
Программа Р.Б.Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста", которая
разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы
и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана
на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного
образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает
все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: "Ребенок и
другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное
благополучие ребенка", "Ребенок на улицах города". В каждом разделе даны темы,
раскрывающие его основное содержание.
Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки,
на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о
не правильном поведении персонажа.
С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на
соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном
кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая
конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления
[13, c.22].
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на
формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста,
включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса
(родителей, педагогов и детей):
Изучение "Основ безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения
Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об образовании", "О
безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного
движения", "Об экологической безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О радиационной
безопасности населения", "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения", "О
гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе
военнослужащего", "Об альтернативной гражданской службе", Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной
безопасности Российской Федерации и других нормативноправовых актов в области
безопасности.
Пособие "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л.
Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это программа, нацеливающая педагога на специальную работу
по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В
соответствии с современными психологопедагогическими требованиями. Используемая литература.
1. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей М: ООО "ИД
РИПОЛ классик", ООО "Дом 21 век", 2007г.
2. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей Народное образование. – 2004.
3. Билибенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М.: ТЦ Сфера.
4. Особенности психического развития детей 67летнего возраста Под ред. Д.Б.
Эльконина, Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 2004.
5. Сантаева, Т.С. Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3, 2004.
6.Волков С.Ю. “Едут, едут, едут пассажиры” ЗАО “Омега”, 2009 год.
7.Волков С.Ю. “Про Правила дорожного движения” Часть 1. ЗАО “Омега”, 2010 год.
8.Волков С.Ю. “Про Правила дорожного движения” Часть 2. ЗАО “Омега”, 2010 год.
9.Орлова Дарья “ПДД для малышей “ООО Издательство АС”, 2019 г.
10.Элькин Г.Н. “Правила безопасного поведения на дороге”, Санкт – Петербург, 2011 год.
11.Интернет ресурсы: “Все для детского сада”, “Воспиталочка”, “Воспитатель в ДОУ”.
12. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб:
ДЕТСТВОПРЕСС, 2002;
13. А. Добрушин «Для детей, родителей, водителей». – М. : 1990;
14. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. : «Издательство Скрипторий 2003»,
15. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н. А. Извекова,
А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005Шорыгина Т. А.
«Осторожные сказки: «Безопасность для малышей. – М. : Книголюб, 2003. (Развивающие
сказки для детей) ;
16. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и
школьниками. / Авт. сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Издво, 2008;
17. А. В. Бармин, Е. А. Гальцова «Изучаем правила дорожного движения» Издво
«Учитель», 2010г; 18. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного
движения. М., 1983;
19. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения»;
20.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ
ЛТД», 2003.
21.Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный М. : Детская литература, 2002.
22.Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения М. : Просвещение, 2007.
23.Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами
дорожного движения: Для работы с детьми 37 лет. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010.
24. ОБЖ – методическое пособие для воспитателей Формирование основ безопасного поведения у детей старшего
дошкольного возраста
Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное
учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как
предвидеть, научить, уберечь.
Наш детский сад находится рядом с дорогой .Мы обратили внимание, что большинство
родителей вместе с детьми переходили дорогу в неположенном месте, не соблюдали
правила дорожного движения.
Поэтому была поставлена задача, формировать у детей представление о правилах
дорожного движения. Познакомить детей с правилами дорожного движения и дорожными
знаками, предназначенными для водителей и пешеходов.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного
движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно –
транспортных происшествий является именно дети .Приводят к этому элементарное
незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к
поведению детей, на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Причиной
этого является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими
поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность,
поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит
от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей
Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.
Идея, лежащая, в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков
безопасного поведения на дороге заключается в том, что эффективность полученных
знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации
проектного метода.
Проектный метод формирования у детей навыков безопасности на дороге, способствует
развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления,
воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие
самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в
различных неординарных ситуациях.
Основная цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста правил
поведения на дороге, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
В соответствии с целью определены задачи формирования основ безопасности
жизнедеятельности:
– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
– развитие познавательных и творческих способностей; творческого воображения и
мышления;
– коммуникативных навыков.
С учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов
сегодняшнего дня были разработан проект: "Безопасность на дороге»
В проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного
возраста по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления
уровня их знаний и интересов.
Поведение и безопасность детей дошкольного возраста во многом зависит от поведения
родителей. Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно
образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать
четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка,
невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с
родителями
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности
детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг
правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.Поэтому, была поставлена задача, заинтересовать, и привлечь родителей к работе по формирования основ
безопасного поведения, а также создать все необходимые условия, т.е. содействовать
овладению каждым ребенком навыкам безопасного поведения в процессе бытовой, игровой,
двигательной, коммуникативной и других видов деятельности, реализуемые в дошкольном
образовательном учреждении.Рассказать родителям о задачах , убедить их в
необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к заданиям. Предложить
родителям провести вместе с детьми разнообразные опросы среди родственников и
знакомых на тему ПДД. Родителям были предложены различные консультации;
«Безопасность детей на улицах»,«Пример родителей один из основных факторов
успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «О значении
обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»; «О поведении в
общественном транспорте»; «Улица требует к себе уважения»; «Пешеходом быть –
наука!».
Наглядноинформационные: информационноознакомительное и просветительское
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Организация
дней открытых дверей, открытых просмотров занятий .
Информационные проспекты для родителей на стенде " Папкипередвижки:
"Безопасность на дороге"; "Безопасность в транспорте".
Досуговое
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Принципы организации воспитательнообразовательной работы
1..Развивать осторожность, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем
мире.
2.Формировать у детей познавательный интерес к ПДД.
3.Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
4.Создавать условия для применения правил дорожного движения на практике в различных
ситуациях.
5.Формировать навыки культурного поведения на дороге.
6.Совершенствовать формы взаимодействия с семьёй воспитанников
7. Научить ребенка грамотно использовать полученные знания.
8. Пропагандировать работу по правилам дорожного движения и безопасного образа жизни
среди родителей.
9.Стимулировать познавательную активность. 10.Способствовать развитию речи детей в процессе работы над проектом.
11. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения
. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
Воспитательная среда. Создать в группе комфортный, благоприятный микроклимат,
способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу
душевного тепла и эмоционального благополучия детей.
Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами,
которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили
разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы
"Улицы города", "Транспорт", "Мой друг светофор", "Перекресток", "Опасные ситуации в
жизни детей".
Продумать, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами
безопасности. Мы с детьми рисовали с детьми «Улицы города», «Дорожные знаки».
Отмечали опасные места красными кружочками. Дети вспоминали, какие дорожные знаки
встречаются им по дороге в детский сад, как они переходили улицу.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником
чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы,
стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные – Е.
Хоринский "Спичканевеличка", И. Тверабукин "Андрейкино дежурство", Б. Житков
"Пожар в море", Л. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; С. Маршак "Рассказ о
неизвестном герое", "Пожар"; юмористические – С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Колобок",
"Приключения Буратино", К. Чуковский "Телефон", "Айболит", Н. Носов "Телефон
Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ
безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт
ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает.Наблюдение
стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила
обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на
занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого
человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми,
вносит необходимую коррекцию. Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку
и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления,
требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это
способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием
классификации способствует познавательной активности, если используется не как
самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для
тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план –
дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить
их, "читать" карту. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить
полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к
умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и
творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и
практических задач. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети
проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом,
воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к
их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя
говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может
выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение
повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений,
способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную
активность
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и
способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация.
В ходе реализации проекта выявилось, что интегрированные занятия более
результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач,
которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и
не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее
видах: рисовании, театрализованной, художественноречевой. Воспитанники лучше и
быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются познавательная
активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие
способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Было достигнуто
главное – дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют
формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Вся работа была построена на достижение такого результата:
1. Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на
дороге.
2. Различать понятия о перекрёстках различной сложности, закреплять представления о ,
предупреждающих проезжей части, о переходе при двухстороннем движении, дорожных
знаках: знаках сервиса знаках, запрещающих, некоторых предписывающих.
3. Иметь преставления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
4. Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в
транспорте
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и
улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы
воспитания и обучения детей.
В процессе совместной продуктивной деятельности с педагогом у детей закрепляется
интерес к дальнейшему изучению правил. Теоретические знания обязательно сочетаются с
практическими навыками.
Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В
дидактических, подвижных и сюжетноролевых играх дети реализовывают себя, как
активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетноролевых играх " Семья",
"ГИБДД", "Заправочная", "Шофёры", "Пожарные", "Больница". Дети учатся ролевому
диалогу, ролевой цепочки действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о
дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения.
По теме самообразования был сделан краткосрочный проект «Азбука пешехода»
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.