Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной
деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность
учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных
знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под
возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При
влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным
этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.
Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными
параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как
проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием
учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за
формированием самооценки.
Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное
тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если
использовать при тестировании разные методики, а также если исследования
будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные
данные можно сопоставлять и обобщать.
оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед
Предлагаем вашему вниманию методику А.И. Липкиной "Три оценки".
Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа
раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три
учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой
сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили
разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем
проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой
выясняются ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5",
обрадуешься этому или огорчишься?
В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы
фиксируются и анализируются.
Уровень самооценки определяется по следующим показателям:
совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;
характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество
неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера
выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или
выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.
Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.
информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно
Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов: они
попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти
методики наряду с другими показателями помогают оценить социально
благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка -
маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо
прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об
адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура,
расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды,
достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая
фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся
невзрачными и незаметными.
Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным
тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (также, как и
явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех
заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей.