САМОРАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО

  • doc
  • 24.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала САМОРАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО.doc

Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления обучающихся в системе СПО

 

 

Введение

 

Согласно концепции модернизации российского образования целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, обладающего как теоретическими, так и практическими компетенциями; конкурентоспособного на рынке труда; готового к личностному и профессиональному развитию в течение всей жизни; способного выстраивать свою профессиональную карьеру; имеющего ценностно-смысловое отношение к будущей трудовой деятельности; позитивно осознающего и принимающего себя в выбранной профессии [1].

Существующая образовательная среда в системе СПО не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную личностную самореализацию, не обеспечивает условия для постоянного самосовершенствования студентов и педагогов.

В связи с событиями в мире и в стране проблема повышения уровня саморазвития как никогда ранее актуальна.  Актуальность выбранной темы определяется:

·        социальным заказом общества на личность, способную к саморазвитию, самореализации, актуализации своих возможностей в условиях динамично меняющейся реальности;

·        необходимостью создания психолого-педагогических условий и адекватных средств, способствующих саморазвитию личности обучающегося.

Гипотезой исследование стало положение о том, что при достаточно глубоком уровне внедрения  саморазвития существенно поднимается и уровень организованности, что является показателем высококвалифицированного специалиста. Саморазвитие обучающихся тесно связано с их осознанием собственной успешности на рабочем месте.

Цель работы – изучить процесс саморазвития как механизм успешного овладения знаниями и определить факторы, влияющие на его успешное внедрение в жизнь личности.

Задачи работы:

-       изучить психоло-педагогические исследования по данной теме;

-       рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблему исследования;

-       изучить построение процесса саморазвития и исследовать результаты его влияния на профессиональное становление обучающихся;

-       провести разработку практических рекомендаций для успешной организации процесса саморазвития.

Объектом исследования является система среднего профессионального образования, предметом – процесс саморазвития обучающихся как фактор их успешного профессионального становления.

 

Теоретическая часть

 

Сегодня понятие «саморазвитие» становится ключевым для характеристики целей, содержания и средств современного образования. Проблемы саморазвития личности имеют место в работах как отечественных, так и зарубежных психологов. Определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, В.П. Жуковский, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) и психологов (Л.С. Выготский, Н.Ф. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

Несмотря на разносторонность охвата многих вопросов, следует отметить, что проблема саморазвития личности обучающегося в условиях реализации ФГОС общего образования остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Конструирование в этой связи новых технологических решений будет способствовать расширению и обогащению исследовательского поля педагогической науки и активизирует саморазвитие личности учащегося как одного из важнейших личностных результатов.

Анализ научной литературы свидетельствует, что саморазвитие личности – это сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний.

Механизмы процесса саморазвития можно условно соединить в четыре блока-стадии: самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации с обоснованием их последовательности и интегрально-функционального взаимодействия.

Мы рассматриваем саморазвитие в аспекте профессионального становления, поэтому правомерно говорить о профессиональном саморазвитии.

В.А. Сластёнин рассматривает профессиональное саморазвитие как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека [8]. По его мнению, профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов:

1.     внешних условий (они создаются определенными позициями);

2.     внутренних способностей (ими овладевает сама личность).

Последнее предполагает наличие:

-       потребностей в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий;

-       целей;

-       средств.

В качестве критериев профессионального саморазвития ученый выделяет следующие:

-       самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

-       доминирование в структуре деятельности действий, направленных на профессиональное самообновление, изменение своих способов работы;

-       постановка и решение по отношению к самому к себе и своей деятельности психологических, организационных и предметных задач;

-       способность личности воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

По мнению И.А. Шаршова, профессиональное саморазвитие личности осуществляется посредством механизмов самопознания, самоорганизации, самообразования как стремление к профессиональной самореализации при использовании творчества и интеллекта в качестве способов интенсификации этого процесса [8].

Е.А. Климов, Н.А. Сергеева рассматривают профессиональное саморазвитие как целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования [6]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником саморазвития студента является потребность в самосовершенствовании.

Главным требованием к современному образованию является его гуманистическая ориентированность; оно должно рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности. В результате, образование оказывается акцентированным на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить своё «Я», найти своё место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание [2].

Профессиональное саморазвитие личности в той или иной мере включает в себя следующее:

·       улучшение самосознания и понимания себя (своих целей, ценностей, принципов)

·       совершенствование самопознания

·       совершенствование личностных навыков и / или обучение новым

·       осознание собственной ценности и адекватная самооценка

·       развитие сильных своих сторон и главных талантов

·       планирование своей карьеры и план профессионального развития

·       стратегическое планирование своей жизни

·       выявление или улучшение собственного потенциала в выбранной деятельности

·       улучшение образа жизни и развитие полезных, развивающих привычек

·       повышение качества своей жизни

·       эффективное управление своим временем

·       улучшение собственного здоровья и работа над его поддержанием

·       улучшение своего благосостояния и социального статуса

·       реализация собственных устремлений и выполнение данных себе обещаний

·       инициирование жизненных перемен составление и выполнение планов личного развития

·       улучшение социальных отношений и окружение себя развивающимися людьми

·       развитие эмоционального интеллекта

·       физическое самосовершенствование

·       развитие в части управления своим мышлением и своими мыслительными стратегиями

·       развитие духовной составляющей, изучение духовных аспектов своей личности

М. Князева [6] выделяет следующие функции саморазвития:

1)    экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

2)    ориентировочная (определение своего места в мире и обществе);

3)    компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании);

4)    саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);

5)    методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);

6)    коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);

7)    сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);

8)    психологическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества).

Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Процесс саморазвития видится как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, что предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Движущими силами саморазвития являются внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам, между старым и новым в жизни человека.

Чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Это означает умение взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, человек попадаете в зависимость от них, и его развитие замедляется.

Совершенно необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы конкретные особенности и запросы личности, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

В традиционной дидактике считается, что для того, чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но опускается главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем. В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых педагогом дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, обучающийся должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким.

Для того чтобы процессы саморазвития стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

·       осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития;

·       участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений;

·       адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

В контексте требований к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ, важной задачей необходимо считать создание условий для полноценного развития следующих функций личности:

·       избирательности (способности к выбору);

·       рефлексии (умение оценивать свою жизнь);

·       бытийности (поиск смысла жизни и творчество);

·       формирующей функции (формирование образа «Я»);

·       функции ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»);

·       автономности личности (освобождение от влияния многих факторов).

Необходимо заложить в обучающемся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и самообразования. Посредством системного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения обучающимися образовательных программ следует достичь их осознанной включенности в реализацию основных человекообразующих функций:

·       гуманитарная (признание самоценности человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности реализации собственного потенциала);

·       культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования);

·       функция социализации (обеспечение и воспроизводство социального опыта).

В саморазвитии личности участвует множество людей, главный субъект данного феномена, главный его участник – сама личность, а не кто-то другой.

Также саморазвитие включает в себя помощь другим и поддержку в их собственном развитии. Когда мы делимся чем-то важным с другими людьми, наш уровень саморазвития повышается многократно, т.к. передавать знания и обучать кого-либо это лучший способ проверить и осознать глубину своих навыков. Это также может происходить посредством таких ролей, как учитель или наставник, либо посредством личного примера (например, передача своего опыта, знаний и навыков по работе с клиентами менее опытным коллегам, для развитии потенциала каждого сотрудника). У некоторых интерес к саморазвитию себя и других может быть настолько сильным, что он превращается в профессию (коучт, тренер, ментор, психолог и т.д.).

В целом под методами осуществления процесса саморазвития следует понимать способы воздействия на самого себя, направленные на самоизменение. К наиболее ярким методам работы над собой мы относим самообразование. Саморазвитие невозможно без определенного уровня знаний о своих психических свойствах, состояний, процессах, а также возможности их контролирования. Это обеспечивает самообразование, под которым следует понимать систематическую самостоятельную учебу личности.

Самообразование – это источник получения знаний. Знания же по своему содержанию разнообразны, они выполняют различные функции. Овладевая ими, личность в то же время формирует себя, собственную жизненную позицию. Главной целью технологии саморазвития личности обучающегося является создание условий для перехода развития в саморазвитие, введение личности в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием саморазвития.

Исследователями была разработана динамическая трехступенчатая модель активизации саморазвития личности обучающегося. Концептуальные основы этой модели построены на парадигме непрерывного саморазвития человека, который рассматривается как уникальная, духовно-природная, саморазвивающаяся система. Сущность модели состоит в том, что она способна обеспечить активное саморазвитие личности обучающегося как субъекта и творца своего жизненного опыта.

Моделирование процесса активизации саморазвития личности обучающегося в контексте организации учебной деятельности определило выявление основных целей:

·       формирование потребности учащегося в саморазвитии;

·       стимулирование саморазвития личности учащегося;

·       активизация процесса саморазвития.

 

Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации и самопринятия позволит обеспечить личностную значимость учебных предметов для обучающихся, учение будет иметь внутренне мотивированный характер, что обеспечит активное овладение обучающимися учебным материалом.

Определены критерии эффективности саморазвития личности обучающего в процессе учебной деятельности:

1.     на первом этапе (формирование потребности обучающегося в саморазвитии):

-       наличие потребностей в саморазвитии;

-       положительное отношение к самоизменению;

-       наличие индивидуальной программы саморазвития;

-       положительное отношение к взаимодействию со сверстниками, педагогами, психологами;

2.     на втором этапе (стимулирование саморазвития личности обучающегося в процессе поисковой деятельности):

-       активное участие в урочной и внеурочной деятельности;

-       овладение навыками самоорганизации, саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации;

-       овладение поисковыми навыками и умениями;

3.     на третьем этапе (активизация саморазвития личности обучающегося в процессе обобщения и трансляции опыта реализации поисковой функции в учебной деятельности):

-       положительные изменения в результативности освоения учебного материала, рост удовлетворенности собственной деятельностью;

-       способность обучающегося к саморазвитию.

В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Как отмечает Н. Р. Битянова [7], саморегуляция – это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального «Я» и идеального образа себя в будущем.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.

Что же такое профессионализм?

 

Профессионализм – это степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Таким образом, саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков.

«Призванием становится интерес, помноженный на труд», - писал В. А. Сухомлинский.

Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей, и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.

Помимо этого важную роль в обретении профессионализма играют и другие условия:

·       личное отношение к профессии;

·       понимание своих личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;

·       личный опыт жизни в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);

·       особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);

·       проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;

·       методологические установки и нормы профессионального мышления (возникают в сознании человека в результате рефлексивного освоения им профессиональной деятельности).

Наряду с этими процессами появляется субъективная позиция и новый тип освоения деятельности – отношение к ней. Тем самым формируется индивидуальная профессиональная картина мира – новообразование в структуре профессии и активное к ней отношение. Все это напрямую связано с понятием самосознания, т. е. осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

 

Профессиональное самосознание содержит представление профессионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:

·       сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

·       знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

·       знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

·       знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;

·       представление о себе и своей работе в будущем.

Самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой тех процессов, которые происходят в нем.

В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.

Рассмотрим, как происходит формирование профессионализма в личностном плане.

Е. И. Рогов [7] выделил здесь три направления:

·       изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личностный стиль деятельности);

·       изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

·       изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого несмотря на трудности; в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект).

В результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется потребностью во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

 

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений – от дилетантства (т. е. поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) до формирования жестких профессиональных стереотипов (иногда вплоть до профессиональной деформации личности).

Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление?

Естественно, прежде всего это личностные особенности и желание развиваться.

Если исходить из идеи субъектности, признавая человека творцом собственной жизни, то одной из характеристик субъекта выступает активность. В данном случае мы говорим об активности как осознанном и управляемом процессе, а не об импульсивных действиях.

По мнению психологов, социальная активность представляет собой показатель того, насколько и как индивид использует свои возможности. Как пишет Е. И. Рогов, одним из важнейших признаков общественной активности личности является свободное волеизъявление человека, самодеятельность личности и ее способность ставить цель, предвидеть результаты деятельности и регулировать ее интенсивность.

Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая заставляет развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. Развитие этих качеств существенно влияет на самооценку педагога, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из показателей личностной активности.

Далее отметим и способ вхождения в профессию. От того, каким образом человек начал свою профессиональную деятельность, насколько отличались его ценностные установки от ценностных установок той среды, в которой он оказался в начале освоения профессии, зависит и качество его становления в дальнейшем.

Еще один фактор, который можно назвать существенным, – это длительность пребывания в профессиональной деятельности, т.е. стаж. Не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человек оказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.

Существуют и негативные факторы, осложняющие процесс профессионального становления. Прежде всего к таким факторам относятся кризисы. Р. А. Ахмеров [7] выделил некоторые из них.

Кризис нереализованности. Человек начинает думать: «Моя жизненная программа не выполнена», «Жизнь не удалась», «Не повезло». Он не видит свои достижения и успехи или недооценивает их и в своем прошлом не усматривает существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Кризис опустошенности. Возникает, когда в настоящей жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не способен на осуществление задуманного.

 

Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о будущем. Человек, обладая активностью, имея определенные достижения и ценные личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.

В тяжелых случаях эти кризисы могут сочетаться в разных вариантах («опустошенность + бесперспективность», «нереализованность» + «опустошенность»). Каждый человек переживает их по-своему. Но если педагог подготовлен к кризисам, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь в преодолении их другим людям.

Перейдем ко второй, внешней, стороне профессионального роста и рассмотрим факторы, влияющие на него. В общих чертах их можно разделить на три группы:

1)    индивидуальные особенности человека;

2)    потребность общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации;

3)    близлежащие возможности, т.е. те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе от членов семьи, возможность протекции, расположение образовательного учреждения вблизи от места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заведения, материальное положение и т.д.

Артур Чикеринг определил семь векторов личностного развития для молодых людей в студенческие годы:

1.     развитие компетентности в выбранной профессиональной сфере;

2.     управление эмоциями;

3.     достижение автономии при сохранении взаимозависимости с другими;

4.     развитие зрелых межличностных отношений;

5.     развитие личностных навыков и личностной зрелости;

6.     развитие целеполагания;

7.     развитие личностной целостности и гармонии.

В 2001 году Агентство по оценке качества для университетов Великобритании подготовило руководящие принципы для учебных заведений в целях повышения уровня саморазвития студентов, к примеру такие, как:

·       выстроенный структурированный и поддерживаемый процесс, осуществляемый индивидом для того, чтобы задуматься о своем собственном обучении, работе и / или достижениях, и начать планировать свое личное, образовательное и карьерное развитие;

·       цели, непосредственно связанные с развитием студентов; для повышения способности студентов понимать, для чего и зачем они учатся, а также для анализа и планирования своего возможного будущего, и принятия на себя ответственности за это в самые ранние годы, что приведет к повышению их вовлеченности, и взятии на себя ответственности за свое образование и за свою жизнь.

 

Стремление к саморазвитию является достаточно уникальным трендом нашего времени, благодаря которому люди гораздо быстрее вырастают как личности, и как следствие этого могут жить более насыщенной и качественной жизнью. В прошлом веке Генри Форд жаловался на то, что когда он хотел купить на рынке труда две руки, ему обязательно в придачу давали голову работника (который начинал думать, задавать вопросы, и мог иногда сделать не то, что ему скажут). В современном мире все продвинутые организации понимают, что их успех и прибыль целиком и полностью зависят от того, что они заложат в светлую и умную голову каждого своего сотрудника, насколько они помогут ему вырасти профессионально и личностно, а также какую среду и культуру они создадут внутри, чтобы из такой компании никогда бы не захотелось уходить!

 

Практическая часть

 

Анкетирования, проведенные среди обучающихся 1 курсов ГБПОУ ЛО СИТ разных специальностей и профессий, выявили особенности их ценностных ориентаций, мотивационные установки, нашедшие отражение в их стратегиях профессионального саморазвития.

С целью изучения особенностей направленности личности и мотивов выбора профессии нами были использованы следующие методики:

·       методика экспресс-диагностики направленности личности (Б. Басс – В. Смейкал и М. Кучер; адаптация В. Черны, Т. Колларик). Методика позволяет определить доминирующую направленность: личную, деловую или коллективистскую) [5];

·       методика «Мотивы выбора профессии», предложенная Р.В. Овчаровой. Методика позволяет: исследовать мотивы выбора профессии, определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии. [4]

Знание доминирующей направленности личности и того, почему обучающийся изб         рал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Результаты диагностики обучающихся по экспресс-диагностике направленности личности Б. Басса представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Направленность личности

 

Направленность на себя

10 %

Направленность на общение

62 %

Направленность на дело

28 %

Количество опрошенных

86 человек

 

Как видно из таблицы 1, у 62% обучающихся доминирующей является коллективистская направленность, что связано с преобладанием мотивов общения, желанием поддерживать хорошие взаимоотношения с однокурсниками, друзьями. Также это можно объяснить тем, что в профессиональной деятельности будущих специалистов главной является коммуникативная функция, умение и желание общаться с людьми, уметь устанавливать с ними позитивные межличностные и деловые отношения. Преобладание данной направленности, возможно, связано с тем, что первокурсники переживают процесс адаптации к учебно-профессиональной деятельности и стремятся наладить межличностные и деловые отношения в новой социальной среде как со своими сверстниками, так и с преподавателями.

В то же время обучающиеся проявляют направленность как на задачу, так и на себя. Направленность студентов на задачу вместе с направленностью на взаимодействие указывает на их стремление к освоению профессиональных знаний и умений. Хотя на данном этапе обучения представление обучающихся своей будущей профессии является достаточно неопределенным. Возможно, для них, на первых этапах знакомства с профессией особенно значимы коллективистская и деловая направленность, так как на начальном этапе профессионального обучения совместная деятельность, направленная на взаимную поддержку, овладение новыми знаниями, умениями и навыками будет способствовать успешности их деятельности.

Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что жизненная позиция молодых людей проявляется в основном в доминировании коллективистской направленности.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп студентов 1 курса СПО по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Мотивы

 

Внутренние индивидуально значимые 

10 %

Внутренние социально значимые

28 %

Внешние положительные

59 %

Внешние отрицательные

4 %

Количество опрошенных

82 человека

 

При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии; престижем; заработком; возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему обучающийся избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии – ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т. д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование; возможность продвижения по службе; одобрение коллектива; престиж, то есть стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

 

Анализ результатов первичной диагностики по методике «Мотивы выбора профессии» показал, что: внутренними индивидуально значимыми мотивами руководствуются 10% обучающихся (а именно: «профессия соответствует моим способностям, соответствует умственному и физическому развитию, является привлекательной»). Социально-значимые мотивы (возможность приносить пользу людям, дает возможность для роста профессионального мастерства и др.) выбрали для себя 28% обучающихся. Внешние положительные мотивы («Близка к любимому школьному предмету, является высокооплачиваемой и т.д.») 59% обучающихся. Внешние отрицательные мотивы (нравится родителям, избрана друзьями) – 4% обучающихся.

Таким образом, обучающихся в большей степени свойственны внешние положительные мотивы, зачастую не связанные с направленностью на будущую профессию.

На основании полученных результатов диагностики и их анализа, а именно выявление коллективисткой направленности и внешней положительной мотивацией у большинства обучающихся 1 курса СПО возникает необходимость разработки комплексной программы психолого-педагогического обеспечения формирования профессиональной направленности и развития профессионального самосознания обучающихся, которая может быть реализована на базе ГБПОУ ЛО СИТ.

 

Литература и источники

 

1.     Беганцова, И. С. Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания. // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). Источник: https://moluch.ru/archive/80/13782/ (дата обращения: 24.04.2020).

2.     Какарова А.П. Активизация саморазвития личности учащегося в образовательном процессе: психолого-педагогическое сопровождение. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11516 (дата обращения: 24.04.2020).

3.     Маралов, В. Г.  Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. Источник: https://urait.ru/bcode/453067

4.     Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой. Источник: http://testoteka.narod.ru/ms/1/18.html

5.     Методика диагностики направленности личности Б. Басса Источник: https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera

6.     Прияткина Н.Ю. Потребность в профессиональном саморазвитии студенческой молодежи в преодолении социокультурных угроз и рисков. // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29097

7.     Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М.: Издательский центр «Академия», 2006. Источник: https://studentam.net/content/view/1240/122/

8.     Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22584


9.     Скачано с www.znanio.ru