Самореализация подростка в условиях досуга: зарубежный опыт
Оценка 5

Самореализация подростка в условиях досуга: зарубежный опыт

Оценка 5
docx
29.09.2024
Самореализация подростка в условиях досуга: зарубежный опыт
Самореализация подростка в условиях досуга.docx

Самореализация подростка в условиях досуга: зарубежный опыт

Кондрашина Наталья  Леонидовна

ЦРТДЮ города Кирова, методист

Одним из важнейших условий для решения задач комплексного развития человека можно считать рациональное использование его свободного времени. Содержательный досуг представляет собой большую ценность, и является существенным культурным, социальным и политическим компонентом в деятельности индивида. Значение его в современном мире повышается с развитием цивилизационных отношений и повышением уровня техногенности общества.

Обучение рационально организованному, содержательному и творческому отдыху необходимо на протяжении всей жизни человека. Но особенная важность придаётся этому в подростковом возрасте. Современный подросток не занят в общественном производстве, его доля в организации семейного быта также невелика, поэтому значительная часть их времени свободна. И от того, чем они заполняют свободное время зависит формирование качеств их личности, готовность к взрослой жизни, интеллектуальное развитие и широта кругозора. Свободное время, организованное с помощью взрослых при непосредственном участии самого подростка, должно использоваться для удовлетворения их духовных, социальных и культурных потребностей и осуществления общественно-полезной деятельности.

Однако, сегодня эта проблема не всегда решается удовлетворительно. Это связано с комплексом объективных и субъективных факторов. Общество, вступившее в новый этап своего развития, коренным образом меняет социокультурный вектор в системе образования и воспитания, соответственно, меняется и старая система организации свободного времени подростков. Переход к работе в новых условиях ставит организаторов культурно-досуговой деятельности и педагогов перед многими проблемами по организации досуга, характерными для нового типа общества. В связи с этим большой интерес представляет организация свободного времени за рубежом.

В настоящее время существует немало исследований, отражающих организацию досуга подростков в Германии, Франции и США. Несколько меньше известно об этой работе в Великобритании.

Популярные сайты сети Интернет представляют основные формы досуга британских подростков в нескольких формах:

Компьютерные игры. В современной Великобритании подростков, играющих в игры со своими друзьями на улице, становится всё меньше. 85% подростков предпочитают самостоятельно играть в компьютерные игры. Тот факт, что компьютерные игры являются одним из самых популярных развлечений для проведения свободного времени в Объединённом Королевстве, подтверждается тем, что ещё в 2013 году британские покупатели потратили 1, 152 миллиона фунтов стерлингов на компьютерные игры! Опросы показывают, что мальчики интересуются компьютерными играми больше, чем девочки[1];

Телевидение. Подростки В Великобритании любят также смотреть телевизор. Здесь просмотр телепередач более популярен, чем в других странах Европы. Как правило, в британском доме телевизор включён весь день, и подростки его смотрят как до, так и после школы. Больше половины подростков имеют в своей комнате телевизор, и более трети подростков имеют ещё видеорекордер в комнате.

Спорт и физическая культура. Сегодня в Великобритании многие обеспокоены тем, что подростки не достаточное внимание уделяют культуре физического тела. Факты утверждают, что меньше половины подростков Британии играют в командные виды спорта, в качестве сравнения можно привести следующие цифры: в 1970-х годах этот показатель равнялся 75%. Современные же данные констатируют, что более 80% современных подростков, предпочитают спорт смотреть по телевизору, а не заниматься им.

Больше половины исследователей сходятся во мнении, что молодые люди становятся "жирнее, ленивее и более зависимыми от компьютерных игр"[2]. С другой стороны, по их утверждению многие имеют желание играть в спортивные игры. Но, как они говорят, местные парки и спортивные центры закрываются, а новые тренажёрные залы, которые слишком дороги для большинства подростков.

В целом, молодежная политика в Великобритании имеет комплексный характер, что является общим для большинства европейских стран. Она охватывает ряд областей, таких как образование, здравоохранение и занятость. Существуют системные структуры, отвечающие за принятие решений, организацию и управление. Ответственность в значительной степени делегируется, в первую очередь, национальным юрисдикциям в Великобритании, это Англия, Шотландия, Северной Ирландия и Уэльс, а в последствии представленными административными компонентами – местным властям или иным полномочным органам[3].

В настоящее время Великобритания накопила достаточно большой теоретический и практический опыт организации досуга подростков.

Предложенная Л. Гендри модель «фокальной теории досуга» является попыткой осмысления культурно - досуговой деятельности подростков в контексте молодежной политики. Она достаточно четко отражает основные процессуальные этапы их социализации в период переходного периода к взрослению. В самом общем виде её можно представить следующим образом: механизм и специфика формирования культурно-досуговой активности подростка оказывает влияние на их социализацию и тесно связан с вхождением в структуру британского общества этой категории населения.[4]

Педагогические принципы процесса воспитания, его динамик, содержания форм и соответствуют этапам интеллектуального и эмоционального развития подростка, а досуг является одним из основополагающих элементов подростковой субкультуры, ценность его зависит от способности подростка к регуляции собственной досуговой деятельности. При этом возможность культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения может быть последовательно и оптимально реализован в соответствии с особенностями возраста молодых людей.

Таким образом, Л. Гендри первый этап решения проблем подростков связывает с организованным проведением досуга, так называемой клубной деятельностью в возрасте тринадцати-четырнадцати лет. Второй этап назван «случайное или непостоянное проведение досуга», в возрасте пятнадцати лет. Третий этап – семнадцать-восемнадцать лет характеризуется приобщением молодых людей к различным видам коммерческого досуга[5].

Группа британских ученых (К. Борилл, Ф. Коффилд, С. Маршалл) сформировали свою модель организации подросткового досуга, графически она представлена в форме пятиконечной звезды, где углы означают различные внешние факторы, которые влияют на социализацию подростка и его взросление[6]. Исследования были проведены в середине восьмидесятых годов прошлого века в Англии, и было обращено внимание на то, что на организацию досуга, и на социализацию подростков влияют и экономические и политические факторы.

В современном мире политические и экономические факторы в большей степени влияют на выбор возможностей жизненного пути, которые предоставляются подросткам и влияют на процесс социализации, включая организацию их досуга.

Клуб или досуговый центр служат фактором создания ситуации востребованности индивидуальных и творческих способностей подростков и способствуют расширению возможностей их самовыражения. Помимо этого, организаторы досуга в Великобритании стараются разнообразить спектр социальных ролей подростков, обучая его навыкам самореализации в современных условиях.

В своём диссертационном исследовании Л.А. Романенкова обращает внимание на то, что во многом организационные функции самореализации подростков реализует юношеская служба. В неё входят различные досуговые службы, клубы м институты как в общественном, так и в государственном секторе. Службы государственного сектора находятся, как правило, при школах и носят название «молодежный центр или молодежное крыло». Они имеют достаточно сильную материальную базу и большого количество специалистов. Несмотря на это пришкольные центры основным звеном в работе с подростками в свободное время не являются. Это связано с большой академичностью центров и это обусловливает большее распространение внешкольных досуговых объединений для подростков. Эти объединения представляют собой как крупномасштабные движения, основанные на международном или национальном базисе с центральной организацией (Мальчиковые бригады, Бригады девушек, ассоциации Скаутов, Девушки-следопыты и пр.), так и местные юношеские клубы, которые в большинстве своём являются общественными организациями, или существуют под опекой церкви. Управление клубами различается и по уровню организации. Так в одних из них поддерживается авторитарный контроль (это, как правило, касается ассоциаций с постоянным ношением формы). В других клубах члены имеют определенное право голоса (чаще всего это наблюдается в местных клубах). Есть и такие клубы, где управление всеми делами в основном или полностью осуществляется членами клубов, например, такая организации как Юные фермеры.

В ряде микрорайонов функционируют организации, где внимание подростков сосредоточено на политической жизни страны или на местных интересах. Например, Юношеский совет, Юношеский парламент и др.

Большое внимание уделяется "неорганизованным подросткам. Работа с ними в основном сконцентрирована в отдаленных районах и небольших городах, где отмечается высокая мобильность молодежи и отсутствие постоянных условий для отдыха. Существуют также центры отдыха для подростков внутри общины и вне её. Это рекреационные центры, которые предлагают большое количество разнообразных видов деятельности, таких как курсы творчества, драматургии, а для молодых рабочих, по профессиональной ориентации. Многие центры имеют узкую специализацию: искусство, виды спорта, естествознание и т.п. Различные виды деятельности организуются исходя из интересов подростков и их возможностей[7].

За последнее время возросло количество организаций, которые занимаются различными видами сервиса: помощь пожилым людям, инвалидам, организация тинэйджерами на территории общины магазинов, безалкогольных баров, и т.д. Часто подростки работают здесь волонтерами.

Таким образом, учитывая тот факт, что в британском обществе население проживает по общинному типу в соответствии с социальным и экономическим статусом можно отметить, что и формы проведения досуга у них различны. При этом, социализация и самореализация дифференцируется, в числе прочего и по факторам воздействия на личность подростка.

Среди институциональных факторов можно выделить такие институты социализации как школа, предприятие, церковь, молодежная организация и т.п. Каждый из них по-особому оказывает влияние на подростков местной общины.

Групповые факторы (сверстники) оказывают особое влияние на процесс самореализации подростков в культурно-досуговой сфере. Дело, помимо прочего ещё в том, что в группе сверстников британские подростки проводят значительное время. Так школьные занятия, начинающиеся в 8.30, а заканчиваются лишь к 16 часам. Кроме того, при школах работают многие художественные коллективы и спортивные секции. Подростки находятся в одной группе достаточно долго, и она оказывает большое влияние на их развитие и самореализацию.

В большинстве европейских стран школьники ориентированы, в основном, на развлекательные способы проведения досуга, это снижает общий уровень культуры подростков и провоцирует рост асоциальных проявлений и примитивных способов общения. Поэтому важно обучение молодого поколения организации, направлений на формирование личности, целевой досуг[8].

Можно определить следующие основные характеристики досуга подростков в современном мире:

- наличие ярко выраженных физиологических, психологических и социальных аспектов;

- добровольность при выборе степени активности и рода занятий;

- свобода творческой деятельности, формирование и развитие личности в досуговой сфере;

- досуг является фактором самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности через свободно выбранные действия и стимулирует творческую инициативу;

- формирование ценностных ориентаций, самовоспитание личности.

В США разнообразию досуговых видов деятельности подростков способствует тенденция к его рассмотрению как своеобразному пространству социальной жизни, которое явлено в "чистом виде", организация которого подчиняется совокупности принципов:

- взаимодополняемость развлекательных, воспитательных, психогигиенических и коммуникативных функций любительского искусства;

- самоценность форм досуговой деятельности, их недетерминированность сферой быта и производства;

- индивидуализация культурно-досуговой деятельности и придание ей характера "территории" самореализации личности;

- в основе деятельности юношеских союзов и объединений –самоорганизация, существующая в виде основы, рассматриваемой не столько с позиции "целевых нужд" конкретного объединения, но и в форме механизма включения подростка в систему социальных отношений, как познания демократических основ;

- интегративный характер деятельности объединений подростков,

Следует отметить, что в ряде стран, таких как Словения, Дания, Канада, Турция, Япония, в рамках реализации национальных программ организации досуга подростков, государство финансирует строительство региональных подростковых центров досуга и культурных комплексов, расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и прочих специалистов, которые призваны способствовать рациональному использованию свободного времени подростка. Например, японский государственный культурный центр «Сан» — это благотворительная организация, которая ориентирована на организацию культурно-досуговой деятельности подростков и молодёжи, её образование и воспитание, международное сотрудничество в сфере культуры и искусства, сотрудничество людей разных национальностей.

Основные виды деятельности центра:

- международный культурный обмен;

- развитие культуры, искусства, образования и спорта подростков;

- защита прав подростков;

- нравственное воспитание и образование для детей и подростков.

Проекты центра:

- организация и проведение благотворительных базаров изделий детей и подростков;

- международные выставки и конкурсы рисунков детей и подростков;

- выставки и конкурсы поделок оригами детей и подростков;

- благотворительная помощь детским домам;

- культурный обмен старшими школьниками и студентами

- издание журнала «Надежда»;

- проведение фестивалей подросткового и молодёжного кино;

- организация и проведение историко-культурного фестиваля документального кино для подростков «Кинолетопись»;

- кулинарные фестивали подростков и молодёжи;

- организация и проведения школьных туров по стране и за рубеж[9].

         В свою очередь, в Словении в течение последних десяти лет многие населённые пункты открыли центры организации культурно-досуговой деятельности подростков и молодёжи. Здесь представители подрастающего поколения встречаются, общаются со сверстниками, а кроме этого, ещё и посещают мастер-классы, семинары и лекции различной тематики. Такие центры позволяют подросткам и молодёжи активно себя проявлять и объединяться в разных направлениях социальной сферы. Они превратились в неотъемлемую часть неформального воспитания, образования и просвещения, а также в источник бесценного жизненного опыта.

В меру своих кадровых и материально-технических возможностей такие центры Словении стараются разрабатывать интересные и обширные программы, способные привлечь внимание подростков с различными увлечениями, взглядами, способностями, возможностями и потребностями. Почти в каждом таком центре есть работает информационный уголок, который оснащён компьютерной техникой и бесплатным доступом к сети Интернет. Здесь же можно найти информационные листки, книги, буклеты и иные справочные материалы. Имеются оснащённые аудитории для проведения мастер-классов, лекций и встреч, и, помимо этого актовый зал, где проходят концерты, спектакли и другие творческие мероприятия. Конечно, значительная часть работы центров для подростков и молодёжи направлена на поддержку молодых людей в творческом поиске и активных начинаниях, на их социализацию и творческую самореализацию. Многие из молодых людей активно принимают участие в подготовке и проведении программ центров в роли волонтеров. Стоит также отметить, что многие программы направлены на формирование личности молодых людей и воспитание неприятия асоциальных проявлений и популяризации здорового образа жизни[10].

Принятая в современном мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга в деле воспитания подрастающего поколения, представляет большой интерес и для России. При этом международный опыт защиты традиций свободного времяпрепровождения подростков заслуживает особого внимания.

Таким образом, исследовав зарубежный опыт самореализации подростков условиях досуга, автор пришел к выводам:

1) за рубежом в последние годы наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. В этой связи потенциал воспитательного воздействия социума на личность перераспределяется, и досуг превращается в такую же важную сферу формирования личности, как труд и учеба;

2) досуг приобретает все большую ценность для людей разного возраста, поскольку обладает широкими возможностями для удовлетворения их многообразных потребностей и интересов, самореализации личности;

3) задача общества определяется привлечением сограждан к позитивным видам деятельности в свободное время, при этом следует отметить, что система неформальной организации досуга начинает охватывать значительно большее число людей, чем формальная;

4) по сравнению с организованным, неорганизованный досуг подростков, более мобилен и оперативнее реагирует на складывающуюся социально-культурную ситуацию;

5) учреждения культуры, как правило, занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности, а интересы и потребности разных групп населения, их реальное творчество давно переросли эти рамки. Это и новые формы художественной самодеятельности, и различные виды любительства, и проведение обрядов, ритуалов, экологических туров, форумов, камерных праздников, экологических акций других видов коллективной жизни.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Чем занимаются британские подростки в свободное время Teenage leisure in the UK [Электронный ресурс]. URLhttp://www.rostov-language.ru/help-eng-culture-6.html (Дата обращения 17.11.2015)

[2] Широких М. Досуг британской молодежи [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/03/dosug-britanskoy-molodezhi

[3] Уайли Т. Молодежная политика в Великобритании [Электронный ресурс] URL: http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No13/N13_YP_UK_ru.pdf)

[4] «Социокультурные и валеологические основы менеджмента оказания анимационных и рекреационных услуг» [Электронный ресурс] URL: http://cdelau-vce.ru/kultura/6185/index.html)

[5]  Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы» [Электронный ресурс] URL: http://stud24.ru/sociology/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kak-resurs/473833-1801344-page6.html)

[6] Боброва Л.Н. Расширение критериального диапазона оценивания программных продуктов учебного назначения» [Электронный ресурс] URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i2/html/9r.htm)

[7] Романенкова Л.А Автореферат диссертации  "Содержание, формы и методы организации свободного времени тинэйджеров в Великобритании"»  [Электронный ресурс]/ Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике URL http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-soderzhanie)

[8]  Из личной беседы автора с Р. Корабель, тьютором школы Юный доктор Mill Hill School (Лондон)

[9] Культурный центр «Сан» [Электронный ресурс] URL: http://sunculture.org/o-tsentre.html

[10] Молодёжные центры и альтернативная культура [Электронный ресурс] // Словенская туристическая организация URL: http://www.slovenia.info/?mladinski_centri=0&lng=6

Самореализация подростка в условиях досуга: зарубежный опыт

Самореализация подростка в условиях досуга: зарубежный опыт

В связи с этим большой интерес представляет организация свободного времени за рубежом

В связи с этим большой интерес представляет организация свободного времени за рубежом

Современные же данные констатируют, что более 80% современных подростков, предпочитают спорт смотреть по телевизору, а не заниматься им

Современные же данные констатируют, что более 80% современных подростков, предпочитают спорт смотреть по телевизору, а не заниматься им

Педагогические принципы процесса воспитания, его динамик, содержания форм и соответствуют этапам интеллектуального и эмоционального развития подростка, а досуг является одним из основополагающих элементов подростковой субкультуры,…

Педагогические принципы процесса воспитания, его динамик, содержания форм и соответствуют этапам интеллектуального и эмоционального развития подростка, а досуг является одним из основополагающих элементов подростковой субкультуры,…

Клуб или досуговый центр служат фактором создания ситуации востребованности индивидуальных и творческих способностей подростков и способствуют расширению возможностей их самовыражения

Клуб или досуговый центр служат фактором создания ситуации востребованности индивидуальных и творческих способностей подростков и способствуют расширению возможностей их самовыражения

Юные фермеры. В ряде микрорайонов функционируют организации, где внимание подростков сосредоточено на политической жизни страны или на местных интересах

Юные фермеры. В ряде микрорайонов функционируют организации, где внимание подростков сосредоточено на политической жизни страны или на местных интересах

Групповые факторы (сверстники) оказывают особое влияние на процесс самореализации подростков в культурно-досуговой сфере

Групповые факторы (сверстники) оказывают особое влияние на процесс самореализации подростков в культурно-досуговой сфере

Следует отметить, что в ряде стран, таких как

Следует отметить, что в ряде стран, таких как

Проекты центра: - организация и проведение благотворительных базаров изделий детей и подростков; - международные выставки и конкурсы рисунков детей и подростков; - выставки и конкурсы…

Проекты центра: - организация и проведение благотворительных базаров изделий детей и подростков; - международные выставки и конкурсы рисунков детей и подростков; - выставки и конкурсы…

Интернет. Здесь же можно найти информационные листки, книги, буклеты и иные справочные материалы

Интернет. Здесь же можно найти информационные листки, книги, буклеты и иные справочные материалы

Это и новые формы художественной самодеятельности, и различные виды любительства, и проведение обрядов, ритуалов, экологических туров, форумов, камерных праздников, экологических акций других видов коллективной жизни

Это и новые формы художественной самодеятельности, и различные виды любительства, и проведение обрядов, ритуалов, экологических туров, форумов, камерных праздников, экологических акций других видов коллективной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2024